ПОДКАСТ

«С неба падали люди». Как и почему случилась самая страшная авиакатастрофа в истории Беларуси

Источник: Антон Коляго. Сценарий: Андрей Марьянов. Звук: Саша Маниту. Визуал: Максим Тарналицкий, Валерия Седлюковская
21 386
22 апреля 2025 в 9:30

28 июня 1982 года с неба над Наровлянским районом начали падать люди. К сожалению, это не метафора и не преувеличение. Это следствие одной из самых страшных авиакатастроф, которые произошли на территории Беларуси. В результате крушения самолета Як-42 погибли 132 человека, и эта трагедия до сих пор вызывает споры. Что это было: технический сбой? Случайное попадание ракеты ПВО? Или вовсе невидимый купол над территорией Чернобыльской АЭС? Это второй сезон подкаста «Красный треугольник» — «Черный ящик» о крупнейших авиационных катастрофах в истории Беларуси. Первый эпизод — про историю крушения лайнера, которую одни уже считают мифом. Другие изо всех сил стараются, чтобы она не была забыта. Третьи и хотели бы забыть, как на деревьях висели пассажиры, да не получается.

Читать на Onlíner

Подкаст доступен в Apple Podcasts, «Яндекс Музыке»YouTube Music, CastboxSpotify и на остальных платформах. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые эпизоды.

Самолет Як-42 вылетает рейсом Ленинград — Киев в девять часов одну минуту из аэропорта Пулково. Это достаточно новый самолет, который помимо столицы Украины летал еще только в Хельсинки. На момент катастрофы он налетал каких-то 795 часов — это при том, что обычно самолеты признаются старыми, когда этот показатель достигает сорока-шестидесяти тысяч.

На борту — 124 пассажира. Это ученые, которые возвращаются с конференции. Военные, летящие в отпуск. И сельчане — они в Ленинграде продавали клубнику, а обратно везли ковры и прочий дефицит. В числе пассажиров 11 детей, также в самолете находится 8 членов экипажа.

Полет проходил без отклонений. В 10 часов 48 минут пилоты связались с диспетчером в Борисполе и начали снижение в режиме автопилота. Как вдруг раздались тревожные сигналы.

Дальнейшие события восстанавливали эксперты. Угол стабилизатора вдруг резко увеличился, самолет провалился. Все попытки экипажа поднять нос самолета были безрезультатны: стабилизатор не слушался. Более того, его угол на пикирование самопроизвольно увеличивался.

В результате Як-42 фактически падал, разгоняясь, под углом 50 градусов. Вдобавок появился левый крен, самолет стало крутить вокруг продольной оси. На высоте 5700 метров лайнер развалился от перегрузок. Фюзеляж разорвало.

Этот эпизод подкаста основан на архивных материалах Onlíner 2017 и 2020 годов. Тогда наши корреспонденты побывали на месте крушения, а также пообщались с местными жителями, которые запомнили момент падения самолета, экспертами, краеведами и конспирологами.

Слушайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by