Спецпроект

Встретились с «китайским дьяволом» — и, кажется, выжили. Фанат и хейтер протестировали очень острую еду

Автор: Дарья Коско. Видео: Роман Пастернак, Николай Чубенко. Обложка: Максим Тарналицкий
31 426
28 марта 2025 в 8:00

Сейчас модно бросать себе вызовы: стоять на гвоздях, бегать марафоны или, прости господи, целый день держаться и не заглядывать в соцсети. Мы решили устроить испытание огнем. Прыгать через костер или глотать факелы не будем (пройденный этап) — планируем всего лишь пообедать. Но задание — с перчинкой вместо звездочки: в меню самая острая еда, которую смогут приготовить в азиатском ресторане. Совместно с belbet продолжаем цикл «Эмоции на грани», в рамках которого проверим на прочность различные экстремальные (и не очень) развлечения. Сегодня за экстрим отвечает шкала жгучести Сковилла.

Читать на Onlíner

«Раньше вообще не ела острое, а теперь у меня перец во всех блюдах»

За той самой жгучестью отправляемся в китайский ресторан. Для баланса в дегустации будут участвовать три человека: фанат острой кухни, ее ярый хейтер и неопределившийся с запросом «Ну, удивите меня и мой желудок».

У Надежды любовь к острому началась как раз с работы в китайском ресторане. До этого никакого интереса к специфической еде она не проявляла.

— Для всех сотрудников были предусмотрены бесплатные обеды. Первое время я вообще не могла ничего есть: все горело! Но привыкла и сейчас уже сама частенько заказываю такое домой. У меня даже появилась зависимость. Легкая. Наверное, — смеется Надежда. — Перец чили теперь постоянно есть в холодильнике. С ним все блюда стали острыми, даже те, которые не должны были быть такими изначально. Когда мы с мужем путешествуем в южные страны, в кафе он что-то пробует — смотрю, страдает, пот градом катится. А мне хоть бы что, с наслаждением ем.

У Ангелины история прямо противоположная. С азиатской кухней она столкнулась всего раз в жизни, но опыт был настолько травмирующим, что девушка зареклась: больше никогда! Причем блюда были вовсе не экстремально острыми — так, слегка. Но тяга к экспериментам оказалась сильнее самопровозглашенного обета — и Ангелина согласилась дать острой кухне самый-самый последний шанс.

Третий участник дегустации — Дарья, журналистка Onlíner и автор этого текста. Дальше с вашего позволения продолжу рассказ от первого лица. К приключению с острой едой я отнеслась стоически: надо значит надо. Никакого особого отношения к ней до этого не было. Забавно попробовать местную острую кухню в Таиланде, но специально разыскивать ее в Беларуси — это, пожалуй, лишнее.

Пока на кухне из тайника достают самый острый перец, продолжаем болтать.

— Если вы боитесь, я готова все взять на себя. Буду сама умирать, с удовольствием, — подбадривает нас Надежда. — Когда я работала в том самом ресторане, там абсолютно вся еда была острая!

До сих пор самое вкусное для меня — это свиные уши в масле чили. Я просто тащусь!

А еще есть рулька, которая заливается соусом, в котором, кажется, килограммы чеснока. М-м-м…

Заметив, что описаниями 50 оттенков остроты нас не вдохновить, профи в китайской кухне приводит более весомые аргументы.

— Когда я перешла на острую еду, перестала болеть. Без шуток. Помимо перцев, из специй китайцы еще активно используют анис и бадьян. Как только чую этот запах в торговом центре, сразу начинаю двигаться по направлению к нему, — улыбается Надежда. — И домой тоже купила, начала добавлять в разные блюда.

Несмотря на такую страсть к азиатской кухне, есть в ней особенности, которые все же пришлись нашей героине не по душе. Например, слишком большое количество сельдерея, почти сырая картошка и другие овощи, блюда с кишками и куриные ноги. Обгладывать кости за общим столом — часть культуры, свыкнуться с которой не так просто даже погруженным в нее иностранцам.

«За самыми острыми блюдами нужно ехать в провинцию Сычуань и в город Чунцин»

Кстати, о китайской кухне. Дегустацию мы устроили в минском ресторане «Мисс Ли». И, как объяснил нам работник заведения Шуньли, Китай — огромная страна, в каждом регионе которой свои традиции. Причем различия кардинальные: где-то предпочитают абсолютно пресную кухню (да, так тоже бывает!), а где-то — максимально острую. Всего выделяют семь-восемь основных систем — в ресторане собраны блюда разных регионов.

Искать самую острую кухню Шуньли рекомендует в провинции Сычуань и в городе Чунцин. Кажется, даже максимально далекие от кулинарии люди слышали название «сычуаньский перец». Кстати, на самом деле это не перец, а плод колючего ясеня. Особенность этой специи в том, что она не жжет, а вызывает покалывающий эффект и легкое онемение во рту. А еще именно в сочетании с перцем чили она существенно увеличивает остроту блюд.

Сам Шуньли родом из провинции Хунань в центральной части Китая, и нам молодой человек по секрету признается, что до работы в ресторане не очень-то и любил острую кухню.

— У нас в провинции живет 100 млн человек — тут точно можно найти еду на любой вкус, — улыбается парень. — Просто есть провинции, где сразу во все блюда будут добавлять острый перец, а есть такие, где сначала спросят, нужно ли.

Шуньли рассказывает про особый красный перец. На китайском его название звучит как «могуйлар», что переводится «перец дьявола». Сам герой характеризует его как «кошмарно острый». По той самой шкале Сковилла его жгучесть оценивается в 50—100 тыс. единиц. У перца чили по ней же от 1 тыс. до 25 тыс. единиц.

Шкала Сковилла

Пару слов про саму шкалу. Шкала Сковилла — это система оценки остроты перцев и других продуктов, содержащих капсаицин (вещество, отвечающее за жжение). Она была разработана еще в 1912 году американским химиком Уилбуром Сковиллом.

Как же измеряется острота? Изначально сам Сковилл разводил экстракт перца в воде с сахаром. Группа дегустаторов пробовала раствор и фиксировала, во сколько раз нужно разбавить экстракт, чтобы жгучесть перестала ощущаться.

Например, если перец имеет 50 000 SHU, значит, для нейтрализации жжения его экстракт нужно разбавить в 50 000 раз. Сейчас технология стала более точной, но результаты по-прежнему переводят в SHU (сковилли) для удобства.

На данный момент самым острым перцем в мире считается Pepper X. Его жгучесть — около 3 180 000 SHU. Долгое время лидером был перец Carolina Reaper со жгучестью 2 200 000 SHU. Сам по себе чистый капсаицин имеет 16 000 000 SHU — это химический абсолют жгучести. Кстати, не весь перец одного и того же сорта имеет одинаковую остроту, многое зависит от условий выращивания.

Почему вообще люди решили употреблять в пищу продукты с таким пугающим эффектом?

Причин немало. Острый перец обладает антибактериальными свойствами — это помогало дольше сохранять пищу, что было особенно важно для регионов с влажным климатом. Китайская провинция Сычуань как раз относится к таким. А если блюда все же оказывались слегка подпорченными, перец мог замаскировать не слишком приятный вкус. В холодных горных регионах перец помогал бороться с холодом: замечали согревающий эффект после острых блюд? А еще он был призван работать на укрепление иммунитета.

К тому же соль долгое время считалась привилегией богатых слоев населения, а острый перец придавал пресным постным блюдам более яркий вкус. Тем более что он простой в выращивании и очень урожайный.


«Мне уже ничего не остро! Можно добавки перца попросить?»

Но из далекого прошлого вернемся к меню и нашей дегустации. Вместе с Шуньли выбираем, что из блюд мы запомним надолго (а может, и навсегда). Больше всего внимания в меню привлекает желе из картофеля. Неужели белорусы до сих пор не в курсе абсолютно всех блюд из него? Но не отвлекаемся, на повестке дня огонь, огнище и еще немного пламени.

Первый лот на дегустации — тушеный тофу. Ингредиенты, которые отвечают за пожар во рту, повар держит в тайне. Остается полагаться только на ощущения.

Надежда сразу предлагает забрать всю тарелку себе, а нам выделить по небольшому кусочку. И не зря. Когда приходит пора пробовать первое блюдо, хочется срочно придумать рожающую кошку и попавшую в непреодолимую беду подругу, чтобы сбежать с места событий. Но воля собрана в кулак — и…

Ожидание и реальность полностью совпадают. Китайский дракон определился с точной геолокацией, чтобы выпустить пламя из своей пасти — и сделал он это здесь, прямо за нашим столом. Правда, так кажется не всем.

— Вообще не чувствую горечи! — сокрушается Надежда. — Мне не остро.

Но спустя пару минут все же смягчается:

— Ладно, острота приходит со временем. И как же это вкусно!

Первая реакция Ангелины — одно слово: «Хорошо». Возможно, девушка просто не в состоянии произнести ничего больше. За столом воцаряется тишина. Периодически слышится только протяжное «Ха-а-а!» или «О-о-о».

— Первые ложечки кажутся менее острыми, потом вкус чувствуется сильнее, — объясняет Шуньли.

— А мне наоборот: сначала прожигает, а потом вообще комфортно, — рассуждает Надежда.

Я же продолжаю молча искать глазами аптечку в зале.

Следующее блюдо — острая курица по-сычуаньски. Тут перец совсем не маскируется, достаточно одного взгляда, чтобы понять: будет жарко. Но Шуньли предупреждает: кляр гасит эффект, поэтому сразу создается впечатление, что перца в еде нет совсем. Но стоит пару секунд подождать…

— Сразу беру много, потому что точно знаю, что это вкусно. Да по сравнению с тофу это вообще не остро. Хотя… — Надежда замирает: — Вы правильно сказали: потом доходит.

Подтверждаю: пробуешь — и не чувствуешь абсолютно ничего, лавина остроты накрывает через пару мгновений. К этому моменту горит не только небо, но и губы, а позже и все лицо.

Когда Ангелина рассказывает о своих впечатлениях, у нее даже пропадает голос — и кажется, этот факт красноречивее любых слов.

— Это пару секунд очень вкусно, а потом остро. На любителя.

— Добавки?

— Пожалуй, выберу чай, — улыбается отважный дегустатор и резко переходит к другой риторике: — А вообще, знаете, давайте все сам перец попробуем? Ну раз мы здесь.

Мое мнение: что так все в огне, что с перцем — ощущения уже не меняются. Удивляет, что даже можно распознать вкус перца, острота не уничтожает все вокруг.

Финал дегустации и — спойлер — блюдо, покорившее всех — говядина в золотом бульоне. Пока я раздумываю, где можно достать золотую воду для супа (с красной для борща только недавно стало более-менее понятно) коллеги по дегустации уже приступают к своей работе. У бульона сильный аромат, перед которым действительно сложно устоять.

— Где вы там острое видите? Я вообще не понимаю. Мне уже ничего не остро! Можно добавки перца попросить? — смеется Надежда.

Ангелина продолжает настаивать, что блюда острые, но соглашается: несмотря на перец, бульон действительно можно назвать вкусным. Но в своем выборе девушка непреклонна: «Больше никаких острых блюд, никогда в жизни». Нам остается только добавить: «Или до следующего эксперимента».

Шуньли тем временем рассказывает, что к острым позициям всегда подается рис без специй и даже без соли. А вот молоко в ресторане к блюдам не приносят. При этом в китайской кухне немало блюд, абсолютно нейтральных по вкусу. Да, и любое из тех, которые пробовали мы, можно готовить разной степени жгучести. Повара уже привыкли к более сдержанным вкусам белорусов и спокойно подстраиваются под них.


Ну что, выставляем оценки сегодняшнему то ли аттракциону, то ли дегустации.

Удивительно, но и от обожательницы острой кухни, и от ее ненавистницы мы получаем 10 из 10! Надежда говорит, что она фанатка китайской кухни и по-другому оценить просто не могла. А Ангелине было «интересно поучаствовать и узнать, насколько острыми бывают блюда в других странах, тем более когда есть возможность попробовать еду, приготовленную поварами родом из самого Китая».

Лично от себя ставлю 9 из 10: сразу после дегустации пришлось срочно охотиться на молочные коктейли, но зато точно будет что в красках рассказать на очередной посиделке с друзьями.

Острая еда — это вредно или полезно? Спросили у врача

Эксперименты экспериментами, но все же острая кухня — это полезно для здоровья или вредно? За ответом мы решили обратиться к врачу-эндокринологу и диетологу Татьяне Мусик.

— Вопрос про острую еду всегда достаточно спорный, потому что нельзя однозначно сказать, что она вредна или что она полезна. Все зависит от состояния здоровья человека, от количества этой острой еды и от сочетаний продуктов.

Что касается пользы, то она действительно есть. Острые блюда обладают противовоспалительным действием, поэтому в сезон простуд мы всегда говорим о том, что хорошо употреблять, например, хрен, горчицу и острый перец чили. Также есть теория, что острая еда ускоряет метаболизм, поэтому якобы представители народов, в культуре которых преобладает острая еда, — китайцы, корейцы, вьетнамцы — очень стройные. Кроме того, острые ингредиенты хорошо расширяют сосуды, поэтому они полезны при гипотонии (низком давлении).

Но, безусловно, острая еда обладает и рядом минусов для здоровья человека. Она очень сильно раздражает слизистую желудка и кишечника, что может спровоцировать некоторые заболевания или их обострение. Например, обострение хронического гастрита, изжоги при рефлюксной болезни, синдрома раздраженного кишечника — сейчас это распространенная патология, может приводить к диарее.

Острая еда повышает кислотность желудочного сока, что нежелательно при гастритах и язвенной болезни. Также она может приводить к симптомам цистита у тех, у кого есть это хроническое заболевание.

Доктор подчеркивает: ключевой фактор — умеренность. Острая еда должна употребляться дозированно. Знак перчика в меню сам по себе не представляет угрозы, ведь речь идет о легкой остроте. Немного перца чили, десертную ложку горчицы и хрена вполне можно включать и в повседневный рацион. Понятно, если человек не испытывает жжения и дискомфорта после употребления острой еды.

— А что может помочь снизить остроту во время еды?

— Хорошо помогает нейтрализовать остроту добавление клетчатки — бурого риса или овощей. Так часто делают в составе боулов. Также воздействие остроты на слизистую снижают молочные и кисломолочные продукты, кокосовое молоко. Поэтому тот же суп том-ям с кокосовым молоком достаточно полезен.

Неплохо уменьшают вред остроты жиры — авокадо, нерафинированные масла, орехи. Обратите внимание, что в кафе они довольно часто встречаются в острых блюдах.

Подводя итог: острая еда может быть полезной, если употреблять ее в меру, правильно сочетать и учитывать индивидуальные особенности организма.


Партнер проекта — belbet

Шумный заяц против Ловкой гонщицы — это «Батлы belbet»!

Такого еще не было ни у кого — новый уникальный формат игры уже в belbet.

Сражайся в режиме реального времени с другим игроком и выясни, кого из вас больше любит удача!

В «Батлах belbet» ты можешь:

  • бросить вызов друзьям, коллегам, родственникам или просто незнакомцам;
  • выбрать игру, ставку и количество вращений;
  • создать уникальный образ через кастомизацию аватара и ника.

Еще не с нами? Регистрируйся по номеру телефона за несколько минут и лови удачу в belbet. А для двойного веселья залетай в «Батлы belbet», бросай вызов сопернику, играй и побеждай!

Живи ярче, лови удачу с belbet!

Спецпроект подготовлен при поддержке РУП «Белорусские лотереи», УНП 190000087.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by