Как снимать шедевры на любой смартфон? Слушаем советы крутого фотографа — и сразу пробуем

Автор: Вероника Уласевич. Фото: Влад Борисевич. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
36 876
26 января 2025 в 9:00

Сегодня красивые снимки на телефон может сделать абсолютно каждый любитель. Но как превратить обычные кадры в настоящие произведения фотоискусства? Что поможет улучшить навыки мобильной фотографии? Фотограф и преподаватель фотографии Ксения Буланова поделилась с читателями Onlíner секретами того, как выжать из своего смартфона максимум. Тестируем простые лайфхаки на базовых сюжетах — от селфи до городского пейзажа. Смотрите разницу «до» и «после» — результат точно впечатлит вас.

Читать на Onlíner

Свет и ракурс имеют значение

— Суть любого смартфона — в его простоте для фотографирования, — объясняет Ксения Буланова. — Современные телефоны рассчитаны на то, чтобы автоматически выдавать хорошие снимки. Использовать дополнительные режимы и сложные настройки не обязательно. Но все же есть нюансы съемки, которые могут существенно повлиять на результат.

По словам фотографа, самая распространенная ошибка новичков — неправильное использование света. Зимой такая проблема возникает реже, потому что свет мягкий и рассеянный.

— Сейчас у нас облачность, нет яркого солнца, а значит, и резких теней на лице, как это бывает летом. На ярком солнце появляются темные круги под глазами и черные тени, которые потом сложно убрать. Если все-таки съемка проходит летом, лучше найти тенек: дерево, здание или любое укрытие.

А если избежать яркого солнца все-таки невозможно, Ксения рекомендует два варианта:

  • Снимайте по свету — чтобы солнце светило прямо в лицо: в таком случае можно использовать солнечные очки, чтобы не щуриться, и получить равномерное освещение.
  • Или используйте контровое освещение — когда солнце находится сзади. Многие думают, что так делать нельзя, но результат получится классный, особенно если солнце уже село ниже — после обеда.

В помещениях фотограф рекомендует снимать возле окна: естественный свет всегда работает лучше, чем искусственный. Это универсальный способ получить красивый кадр без сложных настроек.

Вторая немаловажная проблема новичков — неправильное использование ракурса: на каком уровне относительно объекта съемки находится камера. Именно из-за неправильного расположения камеры получаются короткие ноги или чрезмерно увеличенный нос.

— Когда мы снимаем человека в полный рост, камера должна находиться на уровне его талии. Это позволяет показать человека естественно, без искажений. Для крупного портрета, когда в кадре только лицо, камера должна быть на уровне глаз. Если снимаем погрудный портрет, камера должна быть расположена на уровне груди, — советует Ксения.

Настройки телефона — как правильно пользоваться

Еще одна ошибка любителей мобильной фотографии — неправильное использование объектива.

В современных телефонах часто есть несколько объективов с разными фокусными расстояниями: например, 0,5, 1 и 2. Ксения объясняет:

— Объектив 2 — это стандартный вариант, который не вызывает искажений. Если мы снимаем крупный портрет или предметы, снимок будет выглядеть естественно.

Однако если использовать объективы с фокусным расстоянием 0,5 или 1 для съемки крупных объектов или портретов, могут возникать искажения.

— Лицо может выглядеть слишком вытянутым, а нос — необычно большим. С другой стороны, такой объектив помогает удлинить ноги.

Лайфхак для тех, кто хочет получиться стройнее.

Если съемка не касается крупного портрета, для фото в полный рост лучше использовать объектив с фокусным расстоянием 1.

— И если мы хотим получить красивые пропорции, то рекомендую немного присесть. Это особенно актуально для девушек: так ноги будут выглядеть длиннее, — заключает Ксения.

Важнейшим аспектом фотографии считается композиция. Ксения советует использовать сетку в телефоне, чтобы улучшить снимки. Эта функция есть на всех смартфонах и позволяет расположить объект не только по центру кадра, но и на одной из линий пересечения сетки, что делает снимок более привлекательным.

— Не стоит бояться сетки, — уверена Ксения. — Она существует именно для того, чтобы помогать создавать более композиционно правильные кадры.

Также Ксения обращает внимание на важность правильной настройки экспозиции.

— Это базовая настройка. Если свет слишком тусклый, как это бывает вечером или ночью, или, наоборот, слишком яркий при дневном свете, экспозиция поможет сбалансировать кадр. Достаточно коснуться экрана телефона — и появится иконка с солнышком. Вы можете сдвигать ее влево или вправо, чтобы сделать кадр светлее или темнее. В некоторых смартфонах эта регулировка происходит вверх и вниз.

Переключать ли режимы съемки на телефоне — портретный, ночной и другие? Ксения считает, что использовать их необязательно, это дело вкуса.

Единственное, в портретном режиме можно размыть задний план, что помогает убрать лишние детали и сосредоточить внимание на объекте съемки.

— Если у вас есть такая функция, я рекомендую размывать фон не сильно, иначе это может выглядеть неестественно, — советует Ксения.

Для обработки фотографий на телефоне Ксения рекомендует использовать встроенные функции — их будет вполне достаточно.

— Можно подправить экспозицию, сделав кадр темнее или светлее, а также поменять баланс белого, если цвет не совсем соответствует действительности. Часто при съемке с искусственным освещением кадр получается желтым или оранжевым. Если снимаем после заката, когда солнце уже село, но еще не совсем темно, кадр может быть очень синим. Баланс белого поможет отрегулировать это, в некоторых смартфонах он называется «Теплота».

Выбор аксессуаров для съемки на телефон зависит от потребностей. Если вы фотографируете простые сюжеты для личного архива, скорее всего, дополнительное оборудование не понадобится. Но если вам нужно снимать контент для блога и часто фотографировать себя, то лучше обзавестись штативом с пультом дистанционного управления. Также в этом случае можно подумать о дополнительном освещении.

Давайте попробуем?

1. Предметная съемка

— При съемке предметов важно учитывать несколько ключевых моментов. Прежде всего, использовать стандартный объектив без искажений, чтобы сохранить естественность форм, — советует Ксения. — Не меньшую роль играет задний план. Если на фоне есть что-то лишнее, лучше убрать это или найти другой ракурс.

Также фотограф подчеркивает важность гармонии в композиции. Все элементы в кадре должны сочетаться как по стилю, так и по цвету.

— Как у нас сейчас: кофе, деревянная текстура стола и ежедневник в одной цветовой палитре создают приятное, сбалансированное изображение.

В данном случае для съемки я бы выбрала другой объектив. Изначально использовалась «единичка», но она не очень подходит для фотографирования крупных предметов или портретов, потому что дает небольшие искажения. Кружка, оказавшаяся у края кадра, выглядит заваленной, стоит неровно.

Кроме того, на переднем плане в кадре оказалось много пустого пространства: стол занимает слишком много места. А на заднем плане слишком много лишнего: штатив, объективы, другие предметы. Конечно, чайник и кружки создают атмосферу кофейни, но из-за множества других деталей композиция выглядит перегруженной.

Фотограф рекомендует:

  • сменить объектив на «двойку» — это стандартный портретный объектив, который не искажает изображение;
  • выбрать ракурс, где нет лишнего «шума»; если убрать все лишнее невозможно, можно снимать сверху, используя правило третей или ту самую сетку, о которой мы говорили выше.

2. Селфи

— Для селфи самое важное — хороший свет, поэтому всегда старайтесь фотографироваться по свету. Если мы снимаем в помещении, как сейчас, нужно сесть или встать напротив окна, — комментирует Ксения. — Если съемка вечером и светит только какой-то торшер или другая лампа, стоит найти максимально освещенное место, чтобы свет падал прямо на нас. Можно использовать и дополнительный свет, например селфи-лампу.

На улице вечером также важно найти хорошо освещенное место. Это могут быть новогодние гирлянды, огоньки или, например, свет от витрины магазина. Но — внимание! — фотографироваться нужно не на фоне витрины, а так, чтобы свет от нее падал на лицо.

Когда делаешь селфи, также важен задний план. Нужно обязательно проверить, чтобы он был красивым, чтобы из головы не «росли» дерево, рама или что-то еще.

И следите за положением камеры. Если будем держать телефон слишком низко, подбородок на фото получится слишком крупным, если слишком высоко, увеличится лоб (это мы можем наблюдать на первом фото). Поэтому угол камеры регулируем так, как нам больше нравится и как объект визуально лучше выглядит в кадре.

3. Портрет в полный рост

Для общих планов важно правильно выбрать интерьер и локацию — красивое место для съемки. И правильно подобрать объектив.

— Если снимаем человека в полный рост, можно использовать «единицу», как мы и сделали.

На начальном этапе важно найти лучшую точку съемки. Во-первых, я сидела, и камера была расположена выше меня — высокая точка съемки исказила пропорции тела, я выглядела неестественно. Во втором случае мы применили правило третей, расположив меня по одной из линий сетки, что добавило кадру гармонии.

Также не забываем про свет. Первый кадр — темный. На втором мы пересадили модель так, чтобы естественный свет из окна освещал лицо. Плюс задний план стал более привлекательным, он не загроможден лишними деталями.

Второй кадр выглядит гораздо более эстетично: модель сидит на фоне картины, свет удачно подчеркивает образ, точка съемки выбрана правильно, и композиция завершена.

— Еще один важный момент — позировка. Если ноги направлены в сторону камеры, они могут выглядеть короткими. Поэтому я рекомендую при сидячей позировке слегка уводить ноги в сторону.

4. Интерьерная съемка

— При съемке интерьеров самое важное — это чтобы в кадр не попадали лишние детали, например вешалки или мусор на столе, — рассказывает Ксения. — Если в помещении много людей, я тоже стараюсь это учитывать, чтобы не было слишком «шумного» фона.

Эксперт объясняет, что идеальная интерьерная съемка начинается с выбора красивого места.

— Максимально светлое, ну и чтобы оно нравилось. Если перед нами стоит задача сфотографировать конкретные зоны или детали, тогда обращаем внимание хотя бы на то, чтобы убрать из кадра лишнее. Либо найти такой ракурс, где этого лишнего не видно. Например, если мешает вешалка, ее можно перекрыть елкой.

Для интерьеров чаще всего используется широкоугольный объектив — 0,5 или 1: с ними в кадр помещается больше пространства.

— Но основные элементы кадра я стараюсь располагать в центре, так как широкоугольные объективы склонны растягивать картинку по краям, — предупреждает Ксения.

5. Портрет по пояс

Эксперт подчеркивает, что для любого портрета незаменим хороший свет.

На первом снимке мы сделали не очень хороший выбор. В помещении напротив окна естественный свет смешался с искусственным, и из-за этого на лице появился желтый оттенок.

— В помещении лучше всего снимать по свету. Во втором случае мы стали так, чтобы свет падал на нас правильно — напротив окна, и выбрали красивый фон с елкой. Это дало хороший результат.

6. Городской пейзаж

— Здесь важно учитывать ракурс съемки, посмотреть, чтобы в кадре была какая-то интересная история. Если снять просто асфальт и машины, фотография получится так себе. В кадре используйте правило третей и правило симметрии. Например, если дорога идет по центру, а слева и справа — одинаковая картина, это создаст интересный кадр: дорога уходит вдаль.

Если в кадре появляются лишние предметы, их можно закрыть чем-то другим. Например, если стоит человек, найдите ракурс, где его будет скрывать новогодний декор или что-то еще.

«Это как сравнивать „Жигули“ и новый BMW»

У каждого телефона есть свой ценовой диапазон, и это напрямую сказывается на его возможностях, в том числе на качестве съемки. Ксения долго наблюдает за своими учениками, у которых бывают и дорогие телефоны, и бюджетные модели.

— Да, не стоит ожидать одинаковых результатов от телефона стоимостью тысячу и более долларов в эквиваленте и устройства за $200. Чаще всего это будет похоже на сравнение «Жигулей» и нового BMW.

Но это не значит, что фото на премиальный смартфон по умолчанию получатся идеальными, а на бюджетный — некачественными или «некрасивыми». На эффектный и привлекательный снимок, кроме класса смартфона, влияет еще множество факторов: световые условия, правильное освещение, опыт и навыки фотографа, его насмотренность, ракурс и даже выбор объектива.

Сделать классный кадр может каждый.

Фотограф рекомендует всем любителям мобильной съемки почаще заходить на Pinterest, чтобы черпать вдохновение и избегать скучных кадров.

— Если заранее подготовиться, посмотреть интересные примеры и выбрать подходящие референсы, это поможет избежать банальности. Важно понимать, что даже если два человека берут за основу одни и те же кадры, результаты все равно будут различаться. Каждый фотограф интерпретирует кадры по-своему, привнося свой уникальный взгляд. Так что даже при одинаковых исходных данных два разных человека могут получить совершенно разные снимки.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by