Спецпроект

«Сказали, нет голоса? Вас обманули!» У взрослых новое хобби: все идут учиться петь

Автор: Дарья Коско. Фото: Роман Пастернак. Видео: Роман Пастернак, Николай Чубенко. Обложка: Максим Тарналицкий
11 557
24 декабря 2024 в 8:00

В девяностых дети чаще всего мечтали стать певцом или певицей. Это не домыслы, а статистика: во многих опросах именно эта профессия занимала первое место по популярности. Дети выросли и стали банковскими работниками, юристами, врачами или предпринимателями (подставляйте свой вариант), но мечту сохранили. Так несколько лет назад и начался настоящий бум на занятия вокалом среди взрослых. И речь не только про то самое поколение девяностых — фантазия о выступлениях на сцене процветала всегда. Вместе с Sun Pharma мы решили разобраться в феномене и понять, действительно ли научиться петь может абсолютно каждый и как такие занятия могут изменить жизнь.

Читать на Onlíner

«Безнадежных случаев нет»

Только рассуждений на эту тему нам показались недостаточно. Поэтому петь мы тоже будем, но не сразу. Для начала поговорим с профи — певицей, фонопедом и педагогом эстрадного вокала Дарьей. Или Даро — это сценическое имя нашей героини, которое отсылает к грузинскому «акценту».

Начинаем с главного.

Так в чем все-таки причина такой востребованности занятий вокалом во взрослом возрасте?

— Думаю, это связано с тем, что и мода, и время трактуют остановиться и разобраться в самом себе. И люди хотят добрать то, что они не смогли получить по определенным причинам. Например, их не взяли в музыкальную школу, потому что «нет слуха или голоса», или не отдали сами родители, хотя ребенок очень хотел. И люди вырастают и могут позволить себе закрыть давние гештальты.

Но это не единственная причина. Кто-то постоянно поет — за рулем, в душе, на кухне… И хочет делать это хорошо. А еще, мне кажется, важное слово в этом контексте — «проявленность». Вокал является прекрасным инструментом, чтобы проработать свою публичность: не бояться выступать, быть более смелым и открытым, уметь свободно и спокойно говорить с микрофоном.

И наконец, еще одна причина, которую мне подсказали сами ученики, — возможность расслабиться, разгрузить голову и хоть какое-то время не думать о повседневных заботах.

Дарья рассказывает, что немного больше интереса к пению со стороны женщин. Но перекос не глобальный: взрослые солидные мужчины тоже приходят на вокал. Запросы у начинающих вокалистов самые разные — от «выучить одну конкретную песню на праздник» до «классно проводить время в караоке».

Подбираемся к самому спорному вопросу.

Неужели научить петь можно любого человека? А как же пресловутое «медведь на ухо наступил»?

Если отвечать кратко и оптимистично, да, любого. Безнадежных случаев нет. Другое дело — сколько на это понадобится времени.

— Есть такой термин, как координация слуха и голоса. Это непосредственно интонирование — попадание в те или иные ноты. И освоение этого навыка похоже на то, как маленький ребенок учится ходить: неуверенно, постепенно, падая, но с каждым днем все лучше и лучше.

У меня в практике не единожды были люди, которые сразу не попадали ни в одну ноту. Но постепенно мы оттачивали этот новый навык. Это очень медленная, скрупулезная работа, но вполне реальная. Кстати, есть специальное устройство, которое помогает быстрее координироваться. Иногда используем и его.

Весь процесс может занять от полугода до нескольких лет — чтобы научиться петь простые песни, попадая в ноты.

Со слухом понятно: его можно настроить. Но что насчет голоса?

Насколько сильно можно развить голос?

Дарья рассказывает о собственном опыте.

— Все, что я имею сегодня, — это мои труды. У меня были хорошие задатки: мама — виртуоз-музыкант. Но у меня никогда не было сильного голоса. А мне всегда нравились низкие голоса, и я стала сама распеваться. Для меня голос — это моя собственная лаборатория, где я постоянно изучаю, что с ним может происходить.

Кстати, певица признается: помимо занятий, сильнее всего на ее голос повлияла… беременность. Голос стал более насыщенным и богатым, а еще автоматически добавилось по несколько нот вверх и вниз.

— Я всегда сравниваю эту работу с тюнингом машины. К существующей базе можно добавлять определенный функционал. Мы можем расширять диапазон, сделать голос более глубоким, высоким, низким, уплотнить середину — все зависит от изначальных данных. Если у человека есть задатки, голос можно расширить и на полторы октавы.

Кстати, о задатках. По словам педагога, не раскрытые в детстве «самоцветы» — по-настоящему одаренные люди — встречаются. Но если начать разбираться, чаще всего выясняется, что в роду были предки, связанные с вокалом. И это обусловлено генами.

«Обязательно нужно выступать, хотя бы на собственной кухне»

А есть ли предел по возрасту, когда голос полностью теряет свою гибкость и работать с ним практически бесполезно? И снова хорошие новости. По мнению Даро, сильнее всего на способность петь влияет даже не физиология, а внутренние ограничения. И часто (хоть и далеко не всегда), чем человек старше, тем больше у него зажатости и стереотипов в голове. С детьми легко работать как раз потому, что они менее закрепощены.

— Взрослые ученики постоянно себя оценивают: как я звучу, красиво или некрасиво. А я очень прошу: пожалуйста, выключайте критиканство по отношению к себе. Мы учимся, изучаем голос. Не надо так строго оценивать, как он звучит.

Но определенные изменения голоса с возрастом действительно могут происходить. Особенно если бо́льшую часть времени человек молчит.

— Голос нуждается в работе, он нуждается в практике. Если мы молчим, то даем сигнал, что наш голос нам не нужен, правильно? Если мы не будем ходить, а будем постоянно сидеть, что будет? Нам потом будет о-о-очень сложно встать! Наш организм, на самом деле, очень умный. У тех, кто занимается вокалом, он гораздо дольше будет оставаться сильным и молодым.

— А как вы относитесь к желанию стать профессиональным музыкантом во взрослом возрасте? Многие телешоу сейчас намекают, что это возможно.

— Всегда поддерживаю таких людей. Однако важно понимать: чтобы стать профессионалом, нужны время и опыт. Это очень непростой труд. И обещать, что это точно произойдет через месяц или через год, невозможно. Но записать собственную песню — почему бы нет?

Дарья уверена, что нужно показывать свои успехи на промежуточных этапах, а не ждать какого-то мифического идеального уровня.

— Можно очень долго куда-то собираться, но так никуда и не поехать. Нужно демонстрировать свое творчество. Пусть сначала это будут друзья или родители на вашей собственной кухне, но пробовать нужно обязательно. Песня живет, когда мы выносим ее на сцену, даже импровизированную, — улыбается Дарья.


«Стоит „забрать вокал в жизнь“ и петь при любой удобной возможности»

От рассуждений переходим к практике. Все по-настоящему: первым делом ставим правильное дыхание — брюшное, или, как его еще называют, диафрагменное. Узнать его легко: в этом случае должна не грудь подниматься вверх, а надуваться живот.

Несколько раз Дарья уточняет, не кружится ли голова. С непривычки бывает и такое. Повторять упражнения на дыхание несложно — трудности начинаются, когда правильное дыхание нужно совмещать с другими действиями. В качестве напоминания руку можно держать на животе — это своеобразный «контролер».

Следующий этап — музыкальные упражнения. Тут надо погрузиться в самое раннее детство и вспомнить, какие звуки издают разные животные. Именно на таких природных «рыках» и «кряках» будем распеваться.

— Затем мы определяем тональность, которая подойдет. И подбираем репертуар — под вкус ученика.

— А когда уже можно будет спеть любимую песню? На первом занятии реально?

— Пожалуй, такие ожидания слегка завышены (смеется. — Прим. Onliner). Но я всегда говорю: it’s up to you («все зависит от вас»). Если вы занимаетесь только раз в неделю, результат будет, но очень медленно. Но если вы дома сами что-то пробуете, разучиваете, повторяете, результат появится намного быстрее.

Дарья предлагает ученикам «забрать вокал в свою жизнь» и петь при любой удобной возможности. Музыкальные упражнения за рулем? Да пожалуйста!

Понятно, что в нашем случае события развиваются не по типичному сценарию, поэтому каждый этап затрагиваем только по верхам. Отзыв о музыкальных упражнениях: приходится очень напрягаться и много думать. Почему-то сделать с первого раза идеально не получается. Хм…

Чтобы в снегодождь и ураганный ветер напомнить, что за окном декабрь, решаем спеть новогоднюю песню. Все варианты на английском сразу отметаем: не хватало задумываться еще и над произношением. Поэтому выбираем советский олдскул: когда кажется, что песню вроде и не знаешь, но, как только начинает звучать мелодия, в голове всплывают все слова.

— И уносят меня, и уносят меня в звенящую снежную даль… — вы точно сможете пропеть до конца и сами.

На этом этапе появляется азарт — но исчезает поставленное десять минут назад правильное дыхание. Соединить все вместе — задача с той еще звездочкой. Становится понятно, почему люди возвращаются на второе и следующие занятия: хочется делать классно, но не выходит. Но хочется. Но не выходит. Кажется, из этой дилеммы и появляются хобби во взрослом возрасте.

Но это только наши предположения. Правду мы решили выяснить у тех, кто по доброй воле и большому желанию пошел заниматься вокалом во взрослом возрасте. Кстати, когда мы начали искать героев, буквально за полчаса получили десятки откликов, что еще раз подтвердило теорию: вокал в тренде.

Алла: «Хотела проверить рекламу: любого ли человека можно научить петь?»

У нашей первой героини очень серьезная профессия. Она врач-офтальмолог, ортокератолог (специалист по ночным линзам), директор центра. Но увлечься новым делом ей не помешал ни возраст (52 года), ни статус.

— Решила заняться вокалом, потому что не умела петь и хотела проверить: любого ли человека можно научить? В детстве была обесценена словами учителя музыки: «Девочка, тебе лучше не петь». К тому же я увлекаюсь йогой, и хотелось научиться петь мантры.

В Instagram мне попалась реклама школы в Минске. Хотя я и живу в Борисове, решила воспользовалась предложением пробного урока. Думала, что побываю там один раз.

Педагогом оказался молодой человек (21 год), но на старте обучения я сама чувствовала себя неловкой первоклашкой.

Занимается Алла уже полгода — и с каждым новым уроком испытывает все больше радости и удивления.

— Было приятно обнаружить, что мой голос можно использовать как инструмент в моем возрасте! Процесс затягивает, появляется вера в себя и свои силы. Испытываю чувство благодарности к талантливому преподавателю: коммуникация строится чутко и бережно.

Главным результатом прогресса наша героиня называет запись песни в студии. Причем песня не легла «в стол» — Алла выложила ее в своем блоге и, к слову, получила немало приятных отзывов.

— Меня пение раскрепощает, успокаивает, наполняет энергией. Близкие отнеслись к новому увлечению с пониманием и поддержкой. Они хорошо знают: каждую неделю мой визит в Минск точно закончится хорошим настроением.

Татьяна

— Я обожаю музыку и везде пою: дома, на работе, в караоке. Мои друзья к этому привыкли, а новые знакомые удивляются, что под каждое слово найду песню. Поэтому я очень долго жалела, что в детстве меня не отдали на вокал. В итоге я пошла сама в 28 лет.

Сначала стеснялась, но все время повторяла себе, что это нормально — не уметь петь. Сейчас уже не стрессую, если не попадаю в ноты, а просто работаю. У меня улучшилась дикция, голос стал глубже, не такой рваный и прерывистый, я стала звучать плавнее.

В наше время классно пробовать что-то новое. Все интересуются, куда я хожу и как мне. Никто не осуждает, а многие поддерживают.

Дмитрий: «Так много неидеального меня не видели ни родители, ни жена»

Дмитрий признается, что в детстве его даже не пытались отдавать в музыкальную школу, так как в семье считалось, что «ему на ухо наступил медведь». Но петь мальчик, а потом уже и взрослый мужчина хотел всегда. Пробовал заниматься индивидуально уже во взрослом возрасте, но все никак не мог найти своего преподавателя.

— Как-то на работе я проходил регулярную процедуру получения обратной связи, и одна из коллег сказала, что мне нужно петь. Казалось бы: где моя работа — и где пение? Но для меня это послужило толчком к тому, чтобы стряхнуть пыль с давней мечты.

На тот момент Дмитрию было 32 года. Он начал искать вокальную студию недалеко от дома.

— Сходил на пробное занятие. Мне понравилась и обстановка, и преподаватель, но показалось, что педагог сама не готова за меня браться, так как я совсем нулевой и со мной не особо интересно заниматься. Уже позже я узнал, что она переживала, что я не увижу быстрых результатов, разочаруюсь и перестану заниматься.

Но Дмитрий был настойчив в своей цели. Минимум раз в неделю он занимается уже больше полутора лет.

— На вокале чувствую себя прекрасно.

Сначала занятия сильно выматывали именно физически: пою энергичные песни.

Но это и хорошо, так как я много временем провожу за компьютером, и физической активности как раз не хватает.

С другой стороны, занятия вокалом — это хорошая тренировка самооценки и уверенности в себе, примерно как актерское мастерство. Во время занятий я очень много «косячу». Так много неидеального меня, наверное, не видели ни родители, ни жена, — смеется герой. — При этом преподаватель весьма спокойно к этому относится, так как ошибки — это важная часть образовательного процесса.

Дмитрий признается, что его очень удивила и реакция окружения: все восхищаются тем, как здорово он поет. Хотя сам он считает свое исполнение «в лучшем случае средненьким».

— В какой-то момент пришло понимание, что меня сравнивают не с другими певцами, а с самими собой. Оказывается, для многих людей петь публично — это очень страшно. Вот и получается, что если человек вышел на сцену, не забыл слова и плюс-минус попал в ноты, то для многих он уже герой.

Сейчас Дмитрий не стесняется своего голоса, с радостью выступает на сцене и даже собрал свою группу.

Катерина

— С детства я любила музыку и пение. Включала на музыкальном центре своих любимых исполнителей или радио и часами подпевала, устраивая концерты для семьи, домашних животных и соседей.

В 2021 году у одной из моих любимых групп готовился выйти новый альбом. Я слушала новые песни, и вдруг в голове мелькнула мысль: «Как же я хочу научиться петь! И я уже взрослая, мне 28, никто не может мне это запретить». Посоветовалась с мужем, и я начала искать офлайн-школу вокала. Помню, все первое занятие меня терзали мысли, что ничего не получается, все плохо и меня сейчас выгонят.

Я ходила на занятия раз в неделю в течение года. Трижды пела для коллег на корпоративах, часто устраивала в своем блоге концерты в сторис. Записала песню в подарок для мужа. Как-то раз увидела объявление о поиске вокалистки в любительскую кавер-группу и сходила на собеседование. И хотя я уже давно не та девочка с музыкальным центром, все равно люблю иногда устраивать домашние концерты. Это помогает расслабиться, отвлечься, успокоиться, очистить голову от тревог и забот.

Татьяна: «Сначала отправила петь дочь, но все равно пришлось идти учиться самой»

Татьяна — онлайн-преподавать немецкого языка из Гомеля. По основному профилю она успела набрать аудиторию более 42 тыс. человек. А сколько добавило пение?

— Петь мне нравилось с детства, я пела в хоре, но меня никогда не ставили солировать. Поэтому уже во взрослом возрасте я пошла сложным путем: отправила на вокал сначала свою дочь, которая, кстати, делала успехи, но особо не горела желанием заниматься вокалом. Мысль, что я хочу петь сама, меня не оставляла.

Пошла на вокал я в 44 года. В 40 лет же жизнь только начинается, верно? — смеется Татьяна.

В отличие от предыдущих героев, преподаватель изначально чувствовала себя на занятиях раскованно.

— Хочу отметить, что занятие новой деятельностью, которая триггерила меня с детства, дало свои результаты и в других сферах. Уверенность в себе положительно отразилась на самооценке и повлияла на профессиональный рост. У меня стало больше желания проявляться. Кстати, новое хобби нашло воплощение в идее создания обучающего проекта — изучение немецкого по песням.

Татьяна с улыбкой рассказывает, что дети любуются мамой с новым увлекательным хобби, а муж гордится красиво поющей супругой в компании.

— Кроме того, у меня появился новый круг общения — вокалисты, с которыми занимаемся вместе, что важно для меня. Уже пять лет я работаю из дома, и мне не хватало этого живого общения.


Партнер проекта — Sun Pharma

«Фарингосепт» — это местный антисептик, который подходит для взрослых и детей старше 14 лет. Он используется как эффективное лекарственное средство для вспомогательного лечения острых инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки, таких как:

  • фарингиты;
  • тонзиллиты;
  • гингивиты.

Способ применения:

3—5 леденцов в сутки на протяжении 3—5 дней. Принимать после еды (15—20 минут), рассасывать в полости рта.

Производитель — S. C. Terapia S. A., Румыния.

Согласование №343 от 11.04.2018.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Артокс Медиа», УНП 191445164.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by