В девяностых дети чаще всего мечтали стать певцом или певицей. Это не домыслы, а статистика: во многих опросах именно эта профессия занимала первое место по популярности. Дети выросли и стали банковскими работниками, юристами, врачами или предпринимателями (подставляйте свой вариант), но мечту сохранили. Так несколько лет назад и начался настоящий бум на занятия вокалом среди взрослых. И речь не только про то самое поколение девяностых — фантазия о выступлениях на сцене процветала всегда. Вместе с Sun Pharma мы решили разобраться в феномене и понять, действительно ли научиться петь может абсолютно каждый и как такие занятия могут изменить жизнь.
Только рассуждений на эту тему нам показались недостаточно. Поэтому петь мы тоже будем, но не сразу. Для начала поговорим с профи — певицей, фонопедом и педагогом эстрадного вокала Дарьей. Или Даро — это сценическое имя нашей героини, которое отсылает к грузинскому «акценту».
Начинаем с главного.
— Думаю, это связано с тем, что и мода, и время трактуют остановиться и разобраться в самом себе. И люди хотят добрать то, что они не смогли получить по определенным причинам. Например, их не взяли в музыкальную школу, потому что «нет слуха или голоса», или не отдали сами родители, хотя ребенок очень хотел. И люди вырастают и могут позволить себе закрыть давние гештальты.
Но это не единственная причина. Кто-то постоянно поет — за рулем, в душе, на кухне… И хочет делать это хорошо. А еще, мне кажется, важное слово в этом контексте — «проявленность». Вокал является прекрасным инструментом, чтобы проработать свою публичность: не бояться выступать, быть более смелым и открытым, уметь свободно и спокойно говорить с микрофоном.
И наконец, еще одна причина, которую мне подсказали сами ученики, — возможность расслабиться, разгрузить голову и хоть какое-то время не думать о повседневных заботах.
Дарья рассказывает, что немного больше интереса к пению со стороны женщин. Но перекос не глобальный: взрослые солидные мужчины тоже приходят на вокал. Запросы у начинающих вокалистов самые разные — от «выучить одну конкретную песню на праздник» до «классно проводить время в караоке».
Подбираемся к самому спорному вопросу.
Если отвечать кратко и оптимистично, да, любого. Безнадежных случаев нет. Другое дело — сколько на это понадобится времени.
— Есть такой термин, как координация слуха и голоса. Это непосредственно интонирование — попадание в те или иные ноты. И освоение этого навыка похоже на то, как маленький ребенок учится ходить: неуверенно, постепенно, падая, но с каждым днем все лучше и лучше.
У меня в практике не единожды были люди, которые сразу не попадали ни в одну ноту. Но постепенно мы оттачивали этот новый навык. Это очень медленная, скрупулезная работа, но вполне реальная. Кстати, есть специальное устройство, которое помогает быстрее координироваться. Иногда используем и его.
Весь процесс может занять от полугода до нескольких лет — чтобы научиться петь простые песни, попадая в ноты.
Со слухом понятно: его можно настроить. Но что насчет голоса?
Дарья рассказывает о собственном опыте.
— Все, что я имею сегодня, — это мои труды. У меня были хорошие задатки: мама — виртуоз-музыкант. Но у меня никогда не было сильного голоса. А мне всегда нравились низкие голоса, и я стала сама распеваться. Для меня голос — это моя собственная лаборатория, где я постоянно изучаю, что с ним может происходить.
Кстати, певица признается: помимо занятий, сильнее всего на ее голос повлияла… беременность. Голос стал более насыщенным и богатым, а еще автоматически добавилось по несколько нот вверх и вниз.
— Я всегда сравниваю эту работу с тюнингом машины. К существующей базе можно добавлять определенный функционал. Мы можем расширять диапазон, сделать голос более глубоким, высоким, низким, уплотнить середину — все зависит от изначальных данных. Если у человека есть задатки, голос можно расширить и на полторы октавы.
Кстати, о задатках. По словам педагога, не раскрытые в детстве «самоцветы» — по-настоящему одаренные люди — встречаются. Но если начать разбираться, чаще всего выясняется, что в роду были предки, связанные с вокалом. И это обусловлено генами.
А есть ли предел по возрасту, когда голос полностью теряет свою гибкость и работать с ним практически бесполезно? И снова хорошие новости. По мнению Даро, сильнее всего на способность петь влияет даже не физиология, а внутренние ограничения. И часто (хоть и далеко не всегда), чем человек старше, тем больше у него зажатости и стереотипов в голове. С детьми легко работать как раз потому, что они менее закрепощены.
— Взрослые ученики постоянно себя оценивают: как я звучу, красиво или некрасиво. А я очень прошу: пожалуйста, выключайте критиканство по отношению к себе. Мы учимся, изучаем голос. Не надо так строго оценивать, как он звучит.
Но определенные изменения голоса с возрастом действительно могут происходить. Особенно если бо́льшую часть времени человек молчит.
— Голос нуждается в работе, он нуждается в практике. Если мы молчим, то даем сигнал, что наш голос нам не нужен, правильно? Если мы не будем ходить, а будем постоянно сидеть, что будет? Нам потом будет о-о-очень сложно встать! Наш организм, на самом деле, очень умный. У тех, кто занимается вокалом, он гораздо дольше будет оставаться сильным и молодым.
— А как вы относитесь к желанию стать профессиональным музыкантом во взрослом возрасте? Многие телешоу сейчас намекают, что это возможно.
— Всегда поддерживаю таких людей. Однако важно понимать: чтобы стать профессионалом, нужны время и опыт. Это очень непростой труд. И обещать, что это точно произойдет через месяц или через год, невозможно. Но записать собственную песню — почему бы нет?
Дарья уверена, что нужно показывать свои успехи на промежуточных этапах, а не ждать какого-то мифического идеального уровня.
— Можно очень долго куда-то собираться, но так никуда и не поехать. Нужно демонстрировать свое творчество. Пусть сначала это будут друзья или родители на вашей собственной кухне, но пробовать нужно обязательно. Песня живет, когда мы выносим ее на сцену, даже импровизированную, — улыбается Дарья.
От рассуждений переходим к практике. Все по-настоящему: первым делом ставим правильное дыхание — брюшное, или, как его еще называют, диафрагменное. Узнать его легко: в этом случае должна не грудь подниматься вверх, а надуваться живот.
Несколько раз Дарья уточняет, не кружится ли голова. С непривычки бывает и такое. Повторять упражнения на дыхание несложно — трудности начинаются, когда правильное дыхание нужно совмещать с другими действиями. В качестве напоминания руку можно держать на животе — это своеобразный «контролер».
Следующий этап — музыкальные упражнения. Тут надо погрузиться в самое раннее детство и вспомнить, какие звуки издают разные животные. Именно на таких природных «рыках» и «кряках» будем распеваться.
— Затем мы определяем тональность, которая подойдет. И подбираем репертуар — под вкус ученика.
— А когда уже можно будет спеть любимую песню? На первом занятии реально?
— Пожалуй, такие ожидания слегка завышены (смеется. — Прим. Onliner). Но я всегда говорю: it’s up to you («все зависит от вас»). Если вы занимаетесь только раз в неделю, результат будет, но очень медленно. Но если вы дома сами что-то пробуете, разучиваете, повторяете, результат появится намного быстрее.
Дарья предлагает ученикам «забрать вокал в свою жизнь» и петь при любой удобной возможности. Музыкальные упражнения за рулем? Да пожалуйста!
Понятно, что в нашем случае события развиваются не по типичному сценарию, поэтому каждый этап затрагиваем только по верхам. Отзыв о музыкальных упражнениях: приходится очень напрягаться и много думать. Почему-то сделать с первого раза идеально не получается. Хм…
Чтобы в снегодождь и ураганный ветер напомнить, что за окном декабрь, решаем спеть новогоднюю песню. Все варианты на английском сразу отметаем: не хватало задумываться еще и над произношением. Поэтому выбираем советский олдскул: когда кажется, что песню вроде и не знаешь, но, как только начинает звучать мелодия, в голове всплывают все слова.
— И уносят меня, и уносят меня в звенящую снежную даль… — вы точно сможете пропеть до конца и сами.
На этом этапе появляется азарт — но исчезает поставленное десять минут назад правильное дыхание. Соединить все вместе — задача с той еще звездочкой. Становится понятно, почему люди возвращаются на второе и следующие занятия: хочется делать классно, но не выходит. Но хочется. Но не выходит. Кажется, из этой дилеммы и появляются хобби во взрослом возрасте.
Но это только наши предположения. Правду мы решили выяснить у тех, кто по доброй воле и большому желанию пошел заниматься вокалом во взрослом возрасте. Кстати, когда мы начали искать героев, буквально за полчаса получили десятки откликов, что еще раз подтвердило теорию: вокал в тренде.
У нашей первой героини очень серьезная профессия. Она врач-офтальмолог, ортокератолог (специалист по ночным линзам), директор центра. Но увлечься новым делом ей не помешал ни возраст (52 года), ни статус.
— Решила заняться вокалом, потому что не умела петь и хотела проверить: любого ли человека можно научить? В детстве была обесценена словами учителя музыки: «Девочка, тебе лучше не петь». К тому же я увлекаюсь йогой, и хотелось научиться петь мантры.
В Instagram мне попалась реклама школы в Минске. Хотя я и живу в Борисове, решила воспользовалась предложением пробного урока. Думала, что побываю там один раз.
Педагогом оказался молодой человек (21 год), но на старте обучения я сама чувствовала себя неловкой первоклашкой.
Занимается Алла уже полгода — и с каждым новым уроком испытывает все больше радости и удивления.
— Было приятно обнаружить, что мой голос можно использовать как инструмент в моем возрасте! Процесс затягивает, появляется вера в себя и свои силы. Испытываю чувство благодарности к талантливому преподавателю: коммуникация строится чутко и бережно.
Главным результатом прогресса наша героиня называет запись песни в студии. Причем песня не легла «в стол» — Алла выложила ее в своем блоге и, к слову, получила немало приятных отзывов.
— Меня пение раскрепощает, успокаивает, наполняет энергией. Близкие отнеслись к новому увлечению с пониманием и поддержкой. Они хорошо знают: каждую неделю мой визит в Минск точно закончится хорошим настроением.
— Я обожаю музыку и везде пою: дома, на работе, в караоке. Мои друзья к этому привыкли, а новые знакомые удивляются, что под каждое слово найду песню. Поэтому я очень долго жалела, что в детстве меня не отдали на вокал. В итоге я пошла сама в 28 лет.
Сначала стеснялась, но все время повторяла себе, что это нормально — не уметь петь. Сейчас уже не стрессую, если не попадаю в ноты, а просто работаю. У меня улучшилась дикция, голос стал глубже, не такой рваный и прерывистый, я стала звучать плавнее.
В наше время классно пробовать что-то новое. Все интересуются, куда я хожу и как мне. Никто не осуждает, а многие поддерживают.
Дмитрий признается, что в детстве его даже не пытались отдавать в музыкальную школу, так как в семье считалось, что «ему на ухо наступил медведь». Но петь мальчик, а потом уже и взрослый мужчина хотел всегда. Пробовал заниматься индивидуально уже во взрослом возрасте, но все никак не мог найти своего преподавателя.
— Как-то на работе я проходил регулярную процедуру получения обратной связи, и одна из коллег сказала, что мне нужно петь. Казалось бы: где моя работа — и где пение? Но для меня это послужило толчком к тому, чтобы стряхнуть пыль с давней мечты.
На тот момент Дмитрию было 32 года. Он начал искать вокальную студию недалеко от дома.
— Сходил на пробное занятие. Мне понравилась и обстановка, и преподаватель, но показалось, что педагог сама не готова за меня браться, так как я совсем нулевой и со мной не особо интересно заниматься. Уже позже я узнал, что она переживала, что я не увижу быстрых результатов, разочаруюсь и перестану заниматься.
Но Дмитрий был настойчив в своей цели. Минимум раз в неделю он занимается уже больше полутора лет.
— На вокале чувствую себя прекрасно.
Сначала занятия сильно выматывали именно физически: пою энергичные песни.
Но это и хорошо, так как я много временем провожу за компьютером, и физической активности как раз не хватает.
С другой стороны, занятия вокалом — это хорошая тренировка самооценки и уверенности в себе, примерно как актерское мастерство. Во время занятий я очень много «косячу». Так много неидеального меня, наверное, не видели ни родители, ни жена, — смеется герой. — При этом преподаватель весьма спокойно к этому относится, так как ошибки — это важная часть образовательного процесса.
Дмитрий признается, что его очень удивила и реакция окружения: все восхищаются тем, как здорово он поет. Хотя сам он считает свое исполнение «в лучшем случае средненьким».
— В какой-то момент пришло понимание, что меня сравнивают не с другими певцами, а с самими собой. Оказывается, для многих людей петь публично — это очень страшно. Вот и получается, что если человек вышел на сцену, не забыл слова и плюс-минус попал в ноты, то для многих он уже герой.
Сейчас Дмитрий не стесняется своего голоса, с радостью выступает на сцене и даже собрал свою группу.
— С детства я любила музыку и пение. Включала на музыкальном центре своих любимых исполнителей или радио и часами подпевала, устраивая концерты для семьи, домашних животных и соседей.
В 2021 году у одной из моих любимых групп готовился выйти новый альбом. Я слушала новые песни, и вдруг в голове мелькнула мысль: «Как же я хочу научиться петь! И я уже взрослая, мне 28, никто не может мне это запретить». Посоветовалась с мужем, и я начала искать офлайн-школу вокала. Помню, все первое занятие меня терзали мысли, что ничего не получается, все плохо и меня сейчас выгонят.
Я ходила на занятия раз в неделю в течение года. Трижды пела для коллег на корпоративах, часто устраивала в своем блоге концерты в сторис. Записала песню в подарок для мужа. Как-то раз увидела объявление о поиске вокалистки в любительскую кавер-группу и сходила на собеседование. И хотя я уже давно не та девочка с музыкальным центром, все равно люблю иногда устраивать домашние концерты. Это помогает расслабиться, отвлечься, успокоиться, очистить голову от тревог и забот.
Татьяна — онлайн-преподавать немецкого языка из Гомеля. По основному профилю она успела набрать аудиторию более 42 тыс. человек. А сколько добавило пение?
— Петь мне нравилось с детства, я пела в хоре, но меня никогда не ставили солировать. Поэтому уже во взрослом возрасте я пошла сложным путем: отправила на вокал сначала свою дочь, которая, кстати, делала успехи, но особо не горела желанием заниматься вокалом. Мысль, что я хочу петь сама, меня не оставляла.
Пошла на вокал я в 44 года. В 40 лет же жизнь только начинается, верно? — смеется Татьяна.
В отличие от предыдущих героев, преподаватель изначально чувствовала себя на занятиях раскованно.
— Хочу отметить, что занятие новой деятельностью, которая триггерила меня с детства, дало свои результаты и в других сферах. Уверенность в себе положительно отразилась на самооценке и повлияла на профессиональный рост. У меня стало больше желания проявляться. Кстати, новое хобби нашло воплощение в идее создания обучающего проекта — изучение немецкого по песням.
Татьяна с улыбкой рассказывает, что дети любуются мамой с новым увлекательным хобби, а муж гордится красиво поющей супругой в компании.
— Кроме того, у меня появился новый круг общения — вокалисты, с которыми занимаемся вместе, что важно для меня. Уже пять лет я работаю из дома, и мне не хватало этого живого общения.
«Фарингосепт» — это местный антисептик, который подходит для взрослых и детей старше 14 лет. Он используется как эффективное лекарственное средство для вспомогательного лечения острых инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки, таких как:
Способ применения:
3—5 леденцов в сутки на протяжении 3—5 дней. Принимать после еды (15—20 минут), рассасывать в полости рта.
Производитель — S. C. Terapia S. A., Румыния.
Согласование №343 от 11.04.2018.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by