Прийти домой и уснуть, а потом проснуться и понять, что видео с тобой просмотрели 30 млн раз, — это все же странный опыт. Особенно с учетом того, что на этом видео ты вроде как ничего такого и не делал, просто задумчиво стоял на пешеходном переходе. Ну да, окей, в костюме огромной пчелы — ну, с кем не бывает. Знакомьтесь: грустный пчел Юрий, легенда TikTok, за которой последние пару недель охотится весь Минск. Но что все эти «охотники» вряд ли знают, так это то, что они ищут не просто мем, а живую легенду белорусского цирка. Как отдать 41 год клоунаде, повидать мир, получить памятник при жизни, а затем стать известным, просто постояв на переходе? Рассказываем.
Читать на Onlíner— Да, говорят, что я один из лучших клоунов в Беларуси. Врут: я лучший! — говорит Юрий и заливается громким смехом, о предмете которого удивленные коллеги потом спрашивали у меня целый день. Ну, это профессиональное… Пчелку зовут Юрий Тарасенок — артист цирка с 40-летним стажем, также известный как пан Жоржик, но об этом подробно попозже. Для начала узнаем обстоятельства того самого ролика, чтобы дважды не вставать.
— Я иногда, когда нужна подработка, в этом костюме фотографируюсь со всеми желающими. Они мне денежку, я им фотку и шарик. В основном реагируют хорошо, улыбаются. Милиция только иногда гоняет.
В день, когда был снят тот самый ролик, Юрий как раз подрабатывал аниматором и шел по своим «пчелиным делам» с очень задумчивым видом. О том, что его засняли, он узнал, только когда количество просмотров на видео (включая перезаливы) перевалило за 10 млн.
— Начали звонить отовсюду: «Ты или не ты?» Даже друзья из Лос-Анджелеса. Кстати говоря, это не пчела, а шмель. У меня есть одноименная реприза — детям она нравилась всегда. А костюм, между прочим, сшит на заказ. Стоит примерно €500.
Юрий разворачивает старые цирковые афиши и плакаты. На них обезьяны, пуделя и бывшая жена Наталья — напарница по клоунскому дуэту, более известная как клоун Гаврош. За 20 лет существования дуэт объездил весь мир. Об этом и многом другом мы сейчас и будем говорить.
В цирк Юрий попал в 17 лет, и начинал свою карьеру он в качестве акробата.
— Я вообще мастер спорта по спортивной гимнастике. С 7 лет серьезно занимался, показывал неплохие результаты. В советские времена гимнастам давали талоны на еду на 40 рублей в месяц в эквиваленте, что было серьезной суммой, сравнимой с авансом на взрослой работе. Мама за шоколадку, помню, обменивала их на деньги у буфетчицы в столовой. Так что можно сказать, что я еще маленький в каком-то смысле кормил семью.
Олимпийскими чемпионами суждено стать не всем, и Юрий это понимал. Параллельно он ходил заниматься в цирковую студию «Романтики» в ДК МАЗ.
— Окончательно меня перетянули в цирк, когда к нам в гимнастический зал пришли акробаты. А для меня «треху» тогда закрутить было как нечего делать. Ребята посмотрели, и говорят: «А хочешь к нам».
Конечно хочу!
Так будущий клоун Пан Жоржик и Пчел стал сначала акробатом. Еще в этой роли он успел поездить по всему Союзу и даже Европе.
— Помню, во Франции толпа не отпускала нас с манежа 20 минут, были стоячие овации. Не зря советский цирк на тот момент был лучшим в мире.
Платили, рассказывает Юрий, хорошо — 15 рублей за представление. А представлений было по девять в неделю. Вспоминаем песню БГ про «инженера на сотню рублей» и простую математику. Выходит, в неделю Юрий зарабатывал как 1,35 советского инженера за месяц.
— Я был очень небедный человек. Уже в 17 лет у меня появился автомобиль. Я ни в чем не нуждался и мог думать только о творчестве. Гастроли были расписаны на два года вперед.
Впрочем, платить было за что. Вспоминая о травмах, Юрий говорит: «Да чего только не ломал».
— В конце концов, сальто мортале оттого и мортале, что «смертельное». Один мой знакомый из Киева тренировал элемент в зале. Неудачно приземлился, причем в яму с поролоном — казалось бы, все, нет человека. А как Ириска из «АБВГДейки» в Гомельском цирке разбилась? Тут всегда надо помнить, чем ты занимаешься.
Спустя три года в акробатике Юрий ушел в клоунаду. Хотя ему самому больше нравится профессиональное определение «коверный». Говорит, что так у него даже было записано в трудовой.
— Это потому, что клоун выступает в тот момент спектакля, когда нужно отвлечь внимание от смены ковра, реквизита и декораций для другого артиста. Мы пауза, мы ширма. Но клоун должен быть таким классным, чтобы все хотели смотреть только на него, и не отвлекаться на прочую суету на сцене. Я всегда хотел быть именно коверным, даже когда крутил сальто.
Начинал сольно, как клоун Юрик. Благодаря первой жене, работавшей бухгалтером на киностудии, начал также сниматься в кино.
— Однажды снимался у Донована Скотта — это толстенький из «Полицейской академии», если кто помнит. Были большие съемки для американского телевидения, под моим началом была большая группа студентов из циркового училища.
Было и еще несколько десятков эпизодических ролей. Юрий вспоминает, как «выпивал на шашлыках» буквально с каждым нашим режиссером и киношным директором.
Хорошо шла и клоунская карьера в цирке. Настолько хорошо, что, по словам Юрия, в какой-то момент он приобрел «вторую иномарку во всем Минске». Первая, кстати, по его информации, была куплена «бизнесменом, открывшим в свое время сеть платных туалетов».
— Это все потому, что я правда был хорошим клоуном. Мой наставник, народный артист Федор Гулевич, говорил: «Если ты можешь просто выйти на манеж, обычной походкой и без кривляний и утрирования и уже вызвать у публики улыбку, значит, это твое. Если нет — уходи из профессии. У меня получалось. Меня до сих пор знают во всех стационарных цирках бывшего Союза.
На вопрос о кумирах в профессии получаю список не известных обывателю фамилий. Юрий улыбается:
— Все знают Никулина да Попова, а меж тем бывали артисты и посильнее. Попову, например, очень повезло, что он первым попал в Англию и королева назвала его «солнечным клоуном». Так бы, может, и не был настолько известным.
Первая жена ушла от Юрия, не пережив долгих гастрольных расставаний. Вторая, Наталья Суворова, подарила Беларуси один из самых легендарных клоунских дуэтов в истории. На вопрос «Как же вы познакомились?» Юрий, заливаясь смехом, отвечает: «Ущипнул за задницу».
— Пробегал мимо и легонько так щуп. Разозлилась, ругалась! А потом, после выступления я догнал ее в метро и плюхнулся на соседнее сиденье. Это была любовь. Спустя какое-то время я уговорил ее поехать со мной в Кувейт. Наташа изначально работала с обручами, а там требовалась только клоунада. Придумали образы, попробовали — сложилось.
Слава о дуэте Пан Жоржик и Гаврош разлетелась по всему СНГ, настолько органичным оказался дуэт. Важный и рассудительный 115-килограммовый Жоржик и худой, как щепка, юркий и хулиганистый Гаврош — такими их и помнят до сих пор. В своих интервью Наталья говорит, что «клоунские пары создаются на небесах». А еще — что образы для себя и Юрия придумала она. Юрий же настаивает, что характеры персонажей — это его идея. Впрочем, кто уже точно вспомнит: вместе как семья и как пара артистов Юрий и Наталья прожили 20 лет.
— Мы исколесили кучу стран, проехали тысячи километров с шапито: были и в жаркой Сирии, и в морозной Сибири. У нас дома жили пудели, обезьяны и даже питон — они все участвовали в номерах. Сильнее всего зрителей всегда удивлял финал наших выступлений, когда Гаврош внезапно перевоплощаться в стройную, пластичную леди с длинными волосами и в платье. Дети в зале всегда звучно ахали от удивления.
А видели скульптуры около здания Белгосцирка? Так вот, клоун с барабаном — это Юрий. Так ему сказала бывшая директор цирка Татьяна Бондарчук.
— Говорит: «Юрик, вон тот, с барабаном — это ты. А я на коне и в пуантах». Так что да, в некотором смысле памятник у меня есть.
Юрий накладывает грим — уже и не вспомнит, в тысячу-какой-раз-в-жизни. Сейчас мы пойдем и попробуем отреставрировать тот самый ролик на 30 млн. Переход у нас есть, как и тот самый костюм.
— Юрий, нам сказали, что вы уже давно не работаете в Белгосцирке. Что произошло?
— Скажу откровенно: меня уволили за то, что был нетрезвым на рабочем месте. Это была елка, 2015 год. Но у этого была причина. Я гипертоник, в тот день я никак не мог сбить давление. Пришлось спасаться коньячком. Накрыло сильно: не смог сказать ни одной реплики. Потом оказалось, что у меня было воспаление легких, которое я перенес на ногах. Мне после этого делали операцию, и врачи сказали: на самом деле, если бы я не выпил, может, с вами и не разговаривал бы. Жалко: хотелось бы до пенсии доработать.
— А вообще, выпивать в цирковом мире — это в порядке вещей?
— Ну… Мы люди творческие, сами понимаете. Всякое бывает. Но я всегда оставался профессионалом и на сцене старался отдавать всего себя.
Выходим из офиса. Люди на нашем пути при виде пчела улыбаются, кто-то лезет за телефоном. Хотя Юрий даже не пытается никого специально смешить. Рассказывает про довольно серьезные вещи.
— С Наташей мы в итоге разошлись. Не поругались — просто решили, что устали. Так бывает, ничего не поделать. Я недавно ее видел, кстати. Стоит на перекрестке, машет мне рукой, а я думаю: «Это что за подросток там курит?» А она все такая же молодая и стройная, хоть уже за 50.
Мимо нас проходят два мужичка. Один кидает Юрию хохму:
— Пчелы вроде все в спячке же, а вы чего?
— За медовухой пошел! — моментально отвечает Пчел.
Снимаем. Все же класс актера в том, что даже небольшая роль отыгрывается так, что чувствуешь кожей. За долю секунды Юрий строит такое жалобное лицо грустной пчелки, что такого даже в мультиках не нарисуешь. Женщины в рабочих робах улыбаются и снимают на телефон. Юрий, заигрывая, отвечает им шутками. Посреди серого перекрестка на Старовиленской становится хотя бы чуть менее серо.
— Вызвать смех ведь куда сложнее, чем заставить расплакаться, особенно у детей. Взрослый тебе и подыграть может, а дети не станут. Если ты можешь это сделать, ты занимаешься своим делом.
Люди улыбаются, даже когда Юрий говорит о чем-то бытовом и обыденном вроде карбюратора машины и спекуляции в девяностых. Представьте, что встретили на улице пчелу, толкающую подобный спич:
— Я пробовал в девяностые погнаться за деньгами, спекулировать перепродажей машин. Ничего не получалось. Стоим в Германии, у меня «мерин», и у соседа «мерин». Мой даже получше и подешевле. Но у него продается, а у меня нет. Умудрялся даже в минус уходить. Не мое это все. Мое — это творчество. И я всегда к нему возвращаюсь.
Сейчас Юрию стало посложнее с финансами, чем в молодости. Иначе, как он говорит, он бы и не пошел раздавать шарики и фотографироваться за денежку. Но внезапная популярность может в этом плане помочь. Да и сам Юрий рук не опускает: планирует летом взять в аренду шапито и поехать по Беларуси с собственным коллективом — «цирком пана Жоржика».
— С этим пчелом, кстати, меня даже на Первый канал в Москву позвали, в какую-то передачу про популярные ролики. Поеду к ним после Нового года. Может, выйдет какая-никакая реклама.
Вот таким вышел наш «кавер» на то самое легендарное оригинальное видео с грустным пчелом. Кстати говоря, на момент публикации статьи просмотры на нашем ролике приближаются к отметке в полмиллиона. Все-таки этот образ трогает что-то в сердцах людей.
Юрий очень похож на своего персонажа. Он добродушный и смешной, несмотря на явно непростые периоды в жизни за спиной. В конце концов, хочется пожелать, чтобы у пана Жоржика все было хорошо. А вы, встретив его в городе, лучше не снимайте исподтишка, а подойдите, поздоровайтесь и сфотографируйтесь. Вам даже шарик подарят. Пчел пусть и немного грустный, но добрый и хороший — проверено на себе.
Аэрогрили, умные колонки, смарт-часы, планшеты, наборы посуды и многое другое — со скидками до 55%.
Порадуйте себя и своих близких полезными и стильными подарками, которые будут приносить радость в новом году.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by