Далеко не все советские ВИА 1970—1980-х годов созданы исключительно для того, чтобы быть ироничным саундтреком к условному фильму «Груз 200». Среди них много бриллиантов с неповторимой эстетикой и привкусом самодельных пластинок, сделанных из рентгеновских снимков. Ценители такой музыки находятся и в далеком 2024-м. Более того, их много. Они все еще носят дедушкины брюки и боготворят Жанну Агузарову. Некоторые даже успешно продолжают ее дело.
Читать на OnlínerСегодня мы познакомим вас с такими ребятами — группой «Борисовский Тракт». Им «чуть за 20», они выглядят как актеры из фильма «Стиляги», играют музыку, вдохновленную временем, когда их еще не было даже в проекте, и при этом собирают неплохие залы. Это не поза, не игра и не образ — они реально такие: романтичные, наивные, живые и с ламповой хрипотцой советской радиолы «Юность». Попробуйте с ними подружиться.
Студия на Бельского за время своего существования видела весь свет (и тень) белорусской музыки. Назовите любую нашу группу — и да, они с большой вероятностью репетировали в этих приятных обитых вагонкой стенах. Панки и металлисты, порой даже рэперы… Но ребята из «Борисовского Тракта» сильно отличаются от привычного для этого места контингента.
Они похожи на ожившие фотографии наших молодых родителей — ну, те, где папа на фоне университета с дипломом в одной руке, бобровой шапкой на голове и папироской в зубах смотрит куда-то сквозь объектив фотографа, а мама стоит в свитере с высоким горлом и в пальто, улыбается, как ведущая новостей, приобнимая его. Забавно, что при всей внешней ретроградности ребятам из группы по 20—21. Откуда оно взялось тогда?
— Да как-то вот само по себе, органично получилось… Я всегда был близок со своим дедушкой, любил его истории в стиле барона Мюнхгаузена, когда был маленький. Например, про то, как он на даче убегал от роя пчел, взял себя за волосы и перекинул через забор. На стенах в квартире у нас висели советские плакаты, часто играли старые пластинки. Я этим всем пропитался. Сейчас я вырос, и большинство моего повседневного гардероба — это что-то из дедушкиного шкафа. Вот эта ушанка, например, тоже его. Она 1982 года выпуска, — рассказывает солист группы Марк.
— Да даже у меня штаны твоего деда. Он, похоже, стилист всей нашей группы, — добивает басит Ваня.
Еще в группе есть вторая солистка Лера (умеет играть на домбре), гитарист Дима (выглядит как пятый мушкетер) и барабанщик Денис (у моего дедушки такая же водолазка). Как видно, все немного по-хорошему странные и тащатся по ретроградству (у них даже трек есть соответствующий). Но делают это стильно и не пошло. При этом одинаково сильно ребята фанатеют и от обитателей ленинградского рок-клуба вроде «Аквариума», «Браво» и раннего «Кино», и от гитарной музыки новой волны. Как это у них объединяется в одно целое — тоже загадка.
— Мы вообще, как ни странно, изначально должны были играть мрачный пост-панк. «Борисовский Тракт» начинался как кавер-бенд: в основном мы играли песни белорусской группы Molchat Doma, от которой тогда фанатели. Но как-то быстро, спустя несколько выступлений поняли, что мы все же совсем про другое.
Пост-панк, если что, звучит как саундтрек к панелькам в сумерках спального района, что-то из фильмов Быкова и Балабанова. Музыка же, которую играют ребята из «Борисовского Тракта», — это саундтрек к «Стилягам». То есть буквально анти-пост-панк.
Стилистический разворот произошел на все 180 градусов.
— Судьба нам как будто намекала. Был забавный случай: свои первые репетиции мы проводили в гаражном кооперативе. Играли громко, грязновато, ненастроенно — как умели. В какой-то момент к нам в гараж постучался дедушка лет 70. Говорит: «Привет! Вижу, вы рок играете. Я тоже в семидесятых в ВИА играл. Кстати, бас у вас ужасно звучит».
Можно считать, что дедушка «из ВИА семидесятых» оказался случайным посланником, указавшим правильный путь. Бас, кстати, теперь звучит отлично, как и вся группа. У нас тут как раз музыкальная пауза — жалко, что фотки не передадут звук.
Лично я узнал о ребятах после песни «Контролеры». Милый трек, навеянный полученным накануне штрафом за безбилетный проезд (как потом рассказал Марк), почему-то засел в голове. Может, еще и потому, что эту профессию незаслуженно обделили вниманием и раньше песен ей не посвящали.
— А нам потом в группу писали контролеры: благодарили, говорили, что слушают.
— Может, теперь ваша песня даже стала гимном какой-нибудь диспетчерской станции.
— Может, но тем не менее, когда мы снова попадались без билета, попытки ставить контролерам эту песню не сильно помогали. Вообще, ты не первый, кто выделил именно эту песню. Кажется, вопрос контролеров и безбилетников — это какой-то белорусский нерв! — шутит Марк.
После «Контролеров» я наткнулся на клип «Мышка». Простенький и «наколеночный», но уютный. В нем ребята бегают по важным для молодежи Минска локациям: бар Mad Frog, кафе «МонеМане» и так далее. Узнавайте и загибайте пальчики. А еще сама песня была написана — внезапно — на французском.
— Да, наша прошлая барабанщица хорошо говорила на французском. И вообще, в демо этой песни она играла на баяне, а барабаны набили в приложении на телефоне буквально на репетиции. Порой хорошие вещи получаются внезапно — нужно просто позволить им произойти.
Еще одна забавная отсылка к родному городу нашлась в треке «Пятница». Там лирического героя «фонари зовут в „Кристалл“». И это точно лирический герой, потому что сложно поверить, что лучшие друзья котиков, которые сидят передо мной, реально «пьяницы, бунтари и хулиганы», а по утрам «опохмеляются с соседом дядей Ваней».
— Ну да, это скорее художественный прием, — cоглашаются ребята.
Разговорились на тему сочинения песен — вот тут романтизм ребят раскрылся на полную.
— Мы вообще ребята чувствительные и внимательные к деталям. Никогда не знаешь, что вдохновит на песню. Бывает, идешь по улице, видишь: дедушка идет с тростью. Ему вроде тяжело, а он поворачивается и улыбается тебе. И уже сразу хорошо, какие-то строчки в голову приходят, — рассказывает Дима.
— У нас даже есть такое понятие в группе — «масло». Это такое ощущение простецкое, душевное — у тебя его вызывают детали, на которые многие люди не обращают внимания. Это термин такого противодействия современной спешке. Когда есть время остановиться, посмотреть по сторонам, подметить какую-то доброту и лучезарность — вот это «масло»! «Масло» — это буквально то, на чем строится наше творчество, — поясняет Марк.
— Это что-то вроде «вайб» и «ламповость», только более советский синоним?
— Ха-ха, ну, может быть. Более «по-людски».
Как сейчас работает продвижение новой группы? Выпустил песню и снимаешь тиктоки до заметного в кадре посинения. В общем-то, все так и делают.
— Ну, тиктоки, кстати, мы тоже снимали. Возможно, из-за названия, но нас там в какой-то момент начало смотреть много людей из Борисова. Спрашивали, приедем ли мы с концертом, предлагали даже организовать.
Еще есть довольно опять-таки ретроградный, но проверенный способ, без которого никак — доставать рассылкой пресс-релизов редакторов различных медиа и присылать свои работы музыкантам покрупнее. Очень часто — безуспешно, но не у наших ребят. Им ответили буквально главные кумиры.
— Были дни, когда мы собирались после выхода трека и писали вообще всем, кому только можно. В списке контактов был и Егор Шкутко, солист Molchat Doma. Прикинь, в каком я был шоке, когда он все-таки ответил! Даже извинился, что сделал это не сразу. Сказал, что ему понравилось. Потом пришел на наш концерт.
Представьте картину: солист группы, чья главная песня, учитывая стриминги и роялти за рекламу Hugo Boss, заработала ему миллионы долларов и чья группа собирает полные залы в США и Европе, приходит поддержать ноунеймов из родного города и на равных тусит на танцполе с еще 60 такими же зрителями. Звучит так сказочно, что начинаешь верить в людей и в белорусский андеграунд. И в то, что у пост-панков есть душа.
— Он мне потом еще сказал при встрече: «Слушай, я понимаю, что ты чувствуешь. Я чувствовал то же самое, когда сидел в гримерке у Тома Йорка»… В общем, с тех пор мы общаемся, Егор нас поддерживает и дает дельные советы. Когда-то и мы на их уровне побываем, надеюсь.
Со временем аудитория росла. Ребята съездили на первые гастроли за пределы Минска — на фестиваль в Воложин и в знаменитый гомельский «Квартирник». Там они с удивлением обнаружили, что под их милую музыку могут прыгать и отрываться взрослые люди.
— В Гомеле под песню «Школа» на танцполе реально отрывалась толпа вполне взрослых людей. Встали из-за столиков и пошли прыгать, — вспоминает гитарист Дима.
— Там даже был большой панк с ирокезом и в косухе. Я в этот вечер даже заскримила в микрофон с ним на пару, — добавляет Лера.
Сейчас «Борисовский Тракт» — это уже довольно заметные персонажи на минской рок-сцене. Появились и совместные работы с более известными группами. Пару месяцев назад вышла песня «Этот город», написанная в коллаборации с российской группой «Диктофон». Которая, кстати говоря, раньше тоже долгое время была кумирами ребят.
А еще недавно у них прошел большой концерт-презентация нового альбома «Город и любовь». Играли в Modul, собрали 300 человек — знаете, это очень неплохой уровень по нынешним временам. И нет, билеты были далеко не бесплатные, никого читерства.
— Выход альбома стал для нас реально важным шагом. Мы хотели сделать что-то большое, чтобы показать, кто мы есть. Записывались почти год дома у барабанщика Дениса. Сводили, считай, тоже сами, только с мастерингом нам помог сторонний человек. Все это было трудно, сложно и хорошенько развеяло наши иллюзии по поводу собственного уровня. Но в итоге мы довольны тем, что вышло. И слушатели тоже: нам писали, что мы поменялись в лучшую сторону. Взрослые дяди, вдвое старше нас подходили на выступлении, хвалили и благодарили. Знаешь, наверное, это чего-то стоит.
Есть ощущение, что все у «Борисовского Тракта» идет своим чередом и как надо. Сейчас ребята только в начале пути, но они твердо уверены, что у них получится стать по-настоящему большой группой, и к музыке они относятся максимально серьезно. Хочется искренне пожелать, чтобы все получилось. И чтобы их «масло» никогда не кончалось. А вы ходите на концерты и слушайте свое. Ну пожа-а-алуйста.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by