Спецпроект

Его голосом говорят Симпсоны. Белорус работал поваром в вагоне-ресторане, а потом стал крутым актером озвучивания

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский, личный архив Кристины Бальчевской. Иллюстрация: Максим Тарналицкий. Видео: Николай Чубенко
9841
06 ноября 2024 в 8:00

Сомнения и недовольство собой часто подталкивают нас к переменам. Виталий Авсейков честно признается, что долгое время был недоволен своим голосом: он вызывал у молодого человека дискомфорт и неуверенность в себе. В какой-то момент Виталий решил пойти на курсы постановки голоса. Он долго и упорно занимался, учился в Беларуси и России — и в итоге стал диктором и актером озвучивания. Теперь его голос можно услышать в рекламных роликах мобильного оператора, сети ресторанов быстрого питания, в сериалах и мультфильмах. Совместно с Sun Pharma мы узнали у Виталия, как он стал актером озвучивания, можно ли сделать успешную карьеру с помощью голоса и как ежедневно держать его в тонусе.

Читать на Onlíner

«Раньше у меня был другой голос, и он мне очень не нравился»

Виталий родился в Витебске, в подростковом возрасте переехал с родителями в Минск. В детстве, как и многие мальчишки, увлекался спортом: ходил в баскетбольную и футбольную секции и мечтал стать профессиональным спортсменом.

— Я обожал спорт, и везде, где мог заниматься, я это делал. Поначалу очень хотел стать баскетболистом. Запомнился один момент. Ребенком приходишь на баскетбольную площадку, видишь огромное кольцо высотой около 3 метров, которое взмывает как будто до небес, и тебе 10-летнему его не достать. И вот это препятствие, которое показалось мне интересным, хотелось преодолеть. Потом еще немного успел поиграть в футбол. Но в итоге родители отговорили от спортивной карьеры.

Сначала парень поступил в БГУИР, однако уже после первого курса забрал документы из университета. Вместо этого Виталий отучился в кулинарном колледже, став дипломированным поваром. Дальше его ожидала срочная служба в армии.

— До этого я не видел себя ни на актерской стезе, ни в работе с микрофоном. Я был закрытым и застенчивым подростком, который никак не выделялся. Но в армии было очень много свободного времени, и я постоянно думал о том, что в своей жизни нужно что-то менять. Меня не устраивал мой голос, с помощью него я не мог проявить себя. Это был мой комплекс, — рассказывает собеседник. — Отслужив, я познакомился с ребятами, которые озвучивали аниме. Ни у кого из них не было профильного образования. Мы просто встречались, делились интересными историями и обсуждали навыки, как стать лучше. До этого знакомства я думал найти себя в программировании (ходил на курсы HTML и CSS), но выбрал озвучивание. Так я решился изменить свой голос и тело. Проходил курсы в Минске и в Москве, обучался у актеров Анны Полупановой и Станислава Стрелкова, играл в театре «На Немиге». Все эти крупицы знаний я собирал в разных местах. И со временем начал зарабатывать в озвучивании.

Виталий говорит, что благодаря постоянным занятиям его голос существенно изменился и тембрально стал ниже — сейчас у него баритон, переходящий в бас.

— Если услышите мой прежний голос на первой озвучке, никогда не узнаете, что это я. Подключился грудной регистр, я заговорил объемным, низким голосом.

— А как вы сумели изменить его? — уточняем у Виталия.

— Кроме курсов, мне очень помогли два упражнения, которые я постоянно выполнял.

Во-первых, это мычание. Представим, что у нас во рту лежит горячая картошка, опускаем нижнюю челюсть и в этот момент начинаем мычать: м-м-м. Мышцы гортани приоткрываются, и появляется больше пространства для объемного голоса. Когда мы говорим, челюсть обычно чуточку сжата, и голос получается спертым. А наша задача — раскрепоститься и дать ему место для объема.

Второй момент, который мне помог, — это работа с дыханием. Обычно, особенно в патовых ситуациях, мы дышим поверхностным грудным дыханием. А нужно расслаблять верхнюю часть и подавать поток кислорода только в живот.

Но вернемся к истории. Параллельно Виталий прокачивал свои скилы повара. Самым необычным местом работы были вагоны-рестораны поездов, курсировавших из Минска в Сочи и Мурманск. Собеседник вспоминает, как под стук колес готовил мачанку, драники с грибами и прочие блюда белорусской кухни. Эти поездки запомнились не только веселыми пассажирами, которых успокаивал напарник Виталия, но и тренировками чтения с листа. Этот навык белорус оттачивал едва ли ни прямо на кухне во время готовки.

— Поезд до Мурманска идет три дня. Пассажиры фактически одни и те же, все время питаться в вагоне-ресторане для них затратно. Поэтому нередко приходилось сидеть без дела. Что я делал? Читал. А читать с листа без подготовки — это одно из главных умений актера озвучивания. Так я во время работы в поезде развил этот навык.

Первыми серьезным опытом наш герой называет озвучивание испанских телесериалов для русскоязычной аудитории. Гонорары, как говорит Виталий, были небольшими: в середине десятых платили всего по 8—10 белорусских рублей за серию длиной 40 минут.

— Это сериалы, в которых все время встречались реплики типа «Себастьян, что ты делаешь? Остановись! Я прошу тебя!», — смеется актер озвучивания. — Постоянно разыгрывалась какая-то драма. Полицейский приходил к другу и рассказывал, что собирается кого-то убить, а друг его отговаривал. Всегда было одно и то же. Если сериал на 90% состоял из мужских реплик и тебе нужно было их озвучить, ты просто умирал. Работы было действительно много, а платили беспощадно мало. Но мне была нужна эта работа, чтобы оплачивать курсы, и я ее выполнял.

Какие продукты могут навредить голосу

— Я пью кофе и чай, но чаще употребляю обычную питьевую воду. После кислой, сладкой и горячей еды начинается активное слюновыделение. Из-за этого рот нужно прополоскать или пожевать резинку. В литературе, посвященной работе с голосом, подчеркивают: за микрофлорой рта нужно следить. Если этого не делать, во время записи во рту могут происходить щелчки разного типа — такая озвучка считается браком. И моя задача — всегда предупреждать такие моменты, чтобы запись была чистой и мы не переписывали несколько дублей подряд. Так я пристрастился к водичке. Она продлевает твою бодрость и жизнь в целом. Вода всегда со мной.

Какой продукт — основной враг актеров озвучки? Шоколад, лимон и все, что вызывает сильное слюновыделение и повышенную кислотность. Газировку я вообще не пью, но ее тоже нельзя употреблять перед работой: после нее тоже могут появиться неприятные звуки, после которых придется перезаписывать.

Виталий записывал «закадровик» прямо у себя дома, используя народные изобретения.

— У меня были стол, ноутбук и небольшой микрофон, подключавшийся через USB-провод. По бокам я ставил табуретки, между ними лежали подушки, я накрывался покрывалом и начинал работу. И вот так, закрывшись, с кривой спиной я писал голос. Все это для того, чтобы убрать эхо. Уже потом понял, что так нельзя. Если грудная клетка перекрывает потоки кислорода, голос становится «скукоженным».

В дальнейшем в русской озвучке голосом Виталия герои разговаривали в популярных сериалах «Расследование Мердока», «ФБР», «Пожарная часть 19», «Футурама», «Симпсоны»…

— Как я получил работу в «Симпсонах»? Как и в любой другой истории. Был кастинг по подбору голосов. Мне предложили записать какие-то реплики, директору понравилось, и меня утвердили. Все довольно банально и просто. Нужно просто пробовать и пытаться.

Интересно, как звучит в работе голос Виталия? Вот эпизод из аниме «Клинок, рассекающий демонов»:

Виталий также начал работать в рекламе: он поучаствовав в рекламных роликах крупного мобильного оператора, всемирно известного бренда чипсов, сети фастфуда, банков, IT- и многих других компаний.

А вот перевод и озвучка ролика популярного американского блогера Адама Вахида:

Но самым запоминающимся проектом Виталий называет работу над мультфильмом Дмитрия Митрофанова «Марыля. У пошуках дзіўнікаў», который показывают на видеосервисе Voka.

— Я озвучивал на белорусском языке всех злодеев и некоторых второстепенных персонажей. Для этой работы сначала записывали голос, а потом уже под нас рисовали сам мультфильм. Сложность была в том, что мой злой персонаж изначально был в виде облачка с едким, писклявым голосом, а затем он преобразовывался в большого дровосека. Голос менялся, и в новых условиях приходилось подключать «ложные связки» (прием, заключающийся в искажении голоса. — Прим. Onlíner). Задача была непростая, но интересная.


 

«Исключительно на озвучивании много не заработаешь»

Виталий рассказывает, что работает преимущественно из дома, где организовал для себя небольшую студию. Заказчик присылает текст по электронной почте, его нужно начитать. Весь процесс — от начитки до обработки звука — Виталий выполняет самостоятельно. Рекламу чаще всего озвучивает в студии, где техническую часть работы берет на себя звукорежиссер.

Парень говорит, что в Минске не так много актеров озвучивания, и если у тебя нет имени в профессии, если ты не публичная личность, то огромных денег исключительно на дубляже не заработаешь.

— В озвучивании в Минске не так много студий, коллектив актеров — 20—30 человек, все всем знакомы. Работы не так много. В месяц может быть 5 заказов, а может — 15—20. Четкое количество знать никогда не будешь, а полагаться на удачу очень тяжело. Ближайшие места, где актер озвучивания может очень хорошо зарабатывать, — это Москва и Питер. Но пару лет назад я понял, что могу использовать свои голос и тело не только в озвучивании, а и, например, в работе ведущим мероприятий, актером кино, рекламы, преподавателем курсов. По-настоящему зарабатывать начал тогда, когда задач стало больше. А так были совсем небольшие деньги.

— А какой средний ценник за озвучивание в рекламе?

— Всегда по-разному. Может быть как $10, так и $100. Все зависит от заказчика и объема работы. Можно за один заказ получить и $500, если голос диктора знают все и он очень популярен. В таком случае заплатят те деньги, которые ты назовешь. Но я с такими гонорарами не сталкивался.

— От каких проектов вы точно откажетесь?

— Я не хочу брать заказы, которые связаны с казино. Еще предлагали самому сняться в рекламе азартных игр, но от таких предложений я отказался.

«Стараюсь ли я привлечь девушек с помощью голоса? Конечно!»

Виталий не скрывает, что привлекательность своего голоса использует не только в работе, но и при знакомстве с девушками.

— Когда прихожу в кафе или в ресторан, сотрудники всегда отмечают, какой у меня приятный голос. Это запоминается, и в следующий раз меня всегда узнают по голосу. Это моя отличительная особенность. В знакомствах с девушками я всегда использовал голос для привлечения внимания. С этого всегда начиналось. Это же твоя визитная карточка. Поэтому, когда я прихожу на свидание, всегда показываю голосом, что я открыт и интересен. Это помогает расположить человека к себе и раскрыть его.

— Хоть одна девушка когда-нибудь сказала вам «У тебя такой неприятный голос»?

— До того, как я начал менять свой голос, подобное говорили часто. У меня был высокий и раздражающий голос. Если бы в 21 год я спросил у близких, стоит ли мне идти в озвучивание, мне бы ответили однозначно: нет! Я последний, кого бы видели в этой профессии. Но все вышло иначе.

Каким наш герой видит свое будущее? Он хочет проявить себя в качестве публичного спикера и получить опыт работы за рубежом.

— На самом деле, все началось с того, что я захотел изменить себя — кроме прочего, для того, чтобы иначе смотреть на мир. У меня это получилось. И теперь мне хочется помогать меняться другим людям. Озвучку не забываю, но сейчас я больше преподаю на курсах ораторского мастерства и публичных выступлений. Кроме того, продолжаю учиться, слежу за иностранными спикерами. У меня неплохой разговорный английский. Сейчас я активно учусь у одного из австралийских ораторов и в будущем хотел бы открыть для себя зарубежный рынок как спикер публичных выступлений.

Как сберечь свой голос? Рассказывает эксперт

Виталий говорит, что голос — прекрасный инструмент, который может помочь в достижении разных целей как в личной жизни, так и на работе. Но для этого за ним нужно следить и беречь его. Неудивительно, что добросовестные дикторы и актеры озвучивания несколько раз в году проходят медосмотр у врача. Ведь, если что-то пойдет не так, они могут остаться без своей работы.

Но как голос щадить, беречь и поддерживать в форме? С таким вопросом мы обратились к врачу-оториноларингологу, фониатру «Центра лечения головной боли» Кристине Бальчевской.

— Для обычных людей, которые не имеют отношения к голосо-речевым профессиям (вокалисты, педагоги, дикторы и другие), все достаточно просто. Из-за различных вирусов при острых респираторных инфекциях, а также по разным другим причинам может возникать осиплость, охриплость или полная потеря голоса. Это распространенная проблема. Но если жалобы не проходят в течение 7—10 дней, в таком случае необходимо обращаться к специалисту. Первоначально — к лор-врачу. Если он решить проблему не сможет, стоит идти фониатру.

Еще несколько советов:

  • Высыпайтесь (спите не меньше восьми часов) и позволяйте своему голосу отдыхать. Молчание — золото!
  • Старайтесь не стрессовать (это одна из главных причин патологии голоса).
  • Поддерживайте здоровый образ жизни.
  • Если рядом с вами кто-то закурил, отойдите в сторону: даже статус пассивного курильщика может привести к проблемам с голосом.
  • Разговаривайте в своем свободном диапазоне, старайтесь не кричать. Особенно это касается тех, кто любит попеть в караоке. Наутро некоторые из них уже спешат на прием к врачу.
  • Следите за состоянием желудочно-кишечного тракта и гормональным фоном.

Тем, чьи профессии связаны с голосом и речью, помимо вышеперечисленных советов, рекомендуется заниматься с педагогами по речи. Самая большая проблема таких людей — неумение пользоваться голосовым аппаратом, что вызывает большое количество патологий. Если вы замечаете, что пропадает звучность голоса, ваш голос быстро устает, пропадает, сразу обращайтесь к врачу. Ждать не надо: чем дольше вы ждете, тем сложнее будет восстановить голос.

Ну и не забывайте про диету: из рациона необходимо исключить острую, соленую, кислую пищу, чипсы, орешки, газированные напитки… Все это, как и алкоголь в больших количествах, может вызывать раздражение.

В качестве профилактики раз в год стоит посещать специализированного врача-фониатра. Все это поможет вашему голосу безупречно работать дольше.

— Некоторые люди, чтобы вернуть голос в норму, советуют пить теплое молоко с маслом и есть мед. А как вы относитесь к народным методам лечения и профилактики?

— Народные методы — это неплохо. То же молоко со сливочным маслом может помочь за счет увлажнения слизистой. Кроме того, пациенты любят масло какао и разные пастилки. Лучше выбирать те, что без пищевых добавок и подсластителей. По поводу меда среди врачей существует много споров. Лично я против [использования] этого продукта в своей сфере и для восстановления голоса его не назначаю. Оседая на голосовых складках, он вызывает першение и, как следствие, кашель. Также мед подходит не всем, иногда вызывая аллергические реакции.


Партнер проекта — Sun Pharma

«Фарингосепт» — это местный антисептик, который подходит для взрослых и детей старше 14 лет. Он используется как эффективное лекарственное средство для вспомогательного лечения острых инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки, таких как:

  • фарингиты;
  • тонзиллиты;
  • гингивиты.

Способ применения:

3—5 леденцов в сутки на протяжении 3—5 дней. Принимать после еды (15—20 минут), рассасывать в полости рта.

Производитель — S. C. Terapia S. A., Румыния.

Согласование №343 от 11.04.2018.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Артокс Медиа», 191445164.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by