Сомнения и недовольство собой часто подталкивают нас к переменам. Виталий Авсейчик честно признается, что долгое время был недоволен своим голосом: он вызывал у молодого человека дискомфорт и неуверенность в себе. В какой-то момент Виталий решил пойти на курсы постановки голоса. Он долго и упорно занимался, учился в Беларуси и России — и в итоге стал диктором и актером озвучивания. Теперь его голос можно услышать в рекламных роликах мобильного оператора, сети ресторанов быстрого питания, в сериалах и мультфильмах. Совместно с Sun Pharma мы узнали у Виталия, как он стал актером озвучивания, можно ли сделать успешную карьеру с помощью голоса и как ежедневно держать его в тонусе.
Виталий родился в Витебске, в подростковом возрасте переехал с родителями в Минск. В детстве, как и многие мальчишки, увлекался спортом: ходил в баскетбольную и футбольную секции и мечтал стать профессиональным спортсменом.
— Я обожал спорт, и везде, где мог заниматься, я это делал. Поначалу очень хотел стать баскетболистом. Запомнился один момент. Ребенком приходишь на баскетбольную площадку, видишь огромное кольцо высотой около 3 метров, которое взмывает как будто до небес, и тебе 10-летнему его не достать. И вот это препятствие, которое показалось мне интересным, хотелось преодолеть. Потом еще немного успел поиграть в футбол. Но в итоге родители отговорили от спортивной карьеры.
Сначала парень поступил в БГУИР, однако уже после первого курса забрал документы из университета. Вместо этого Виталий отучился в кулинарном колледже, став дипломированным поваром. Дальше его ожидала срочная служба в армии.
— До этого я не видел себя ни на актерской стезе, ни в работе с микрофоном. Я был закрытым и застенчивым подростком, который никак не выделялся. Но в армии было очень много свободного времени, и я постоянно думал о том, что в своей жизни нужно что-то менять. Меня не устраивал мой голос, с помощью него я не мог проявить себя. Это был мой комплекс, — рассказывает собеседник. — Отслужив, я познакомился с ребятами, которые озвучивали аниме. Ни у кого из них не было профильного образования. Мы просто встречались, делились интересными историями и обсуждали навыки, как стать лучше. До этого знакомства я думал найти себя в программировании (ходил на курсы HTML и CSS), но выбрал озвучивание. Так я решился изменить свой голос и тело. Проходил курсы в Минске и в Москве, обучался у актеров Анны Полупановой и Станислава Стрелкова, играл в театре «На Немиге». Все эти крупицы знаний я собирал в разных местах. И со временем начал зарабатывать в озвучивании.
Виталий говорит, что благодаря постоянным занятиям его голос существенно изменился и тембрально стал ниже — сейчас у него баритон, переходящий в бас.
— Если услышите мой прежний голос на первой озвучке, никогда не узнаете, что это я. Подключился грудной регистр, я заговорил объемным, низким голосом.
— А как вы сумели изменить его? — уточняем у Виталия.
— Кроме курсов, мне очень помогли два упражнения, которые я постоянно выполнял.
Во-первых, это мычание. Представим, что у нас во рту лежит горячая картошка, опускаем нижнюю челюсть и в этот момент начинаем мычать: м-м-м. Мышцы гортани приоткрываются, и появляется больше пространства для объемного голоса. Когда мы говорим, челюсть обычно чуточку сжата, и голос получается спертым. А наша задача — раскрепоститься и дать ему место для объема.
Второй момент, который мне помог, — это работа с дыханием. Обычно, особенно в патовых ситуациях, мы дышим поверхностным грудным дыханием. А нужно расслаблять верхнюю часть и подавать поток кислорода только в живот.
Но вернемся к истории. Параллельно Виталий прокачивал свои скилы повара. Самым необычным местом работы были вагоны-рестораны поездов, курсировавших из Минска в Сочи и Мурманск. Собеседник вспоминает, как под стук колес готовил мачанку, драники с грибами и прочие блюда белорусской кухни. Эти поездки запомнились не только веселыми пассажирами, которых успокаивал напарник Виталия, но и тренировками чтения с листа. Этот навык белорус оттачивал едва ли ни прямо на кухне во время готовки.
— Поезд до Мурманска идет три дня. Пассажиры фактически одни и те же, все время питаться в вагоне-ресторане для них затратно. Поэтому нередко приходилось сидеть без дела. Что я делал? Читал. А читать с листа без подготовки — это одно из главных умений актера озвучивания. Так я во время работы в поезде развил этот навык.
Первыми серьезным опытом наш герой называет озвучивание испанских телесериалов для русскоязычной аудитории. Гонорары, как говорит Виталий, были небольшими: в середине десятых платили всего по 8—10 белорусских рублей за серию длиной 40 минут.
— Это сериалы, в которых все время встречались реплики типа «Себастьян, что ты делаешь? Остановись! Я прошу тебя!», — смеется актер озвучивания. — Постоянно разыгрывалась какая-то драма. Полицейский приходил к другу и рассказывал, что собирается кого-то убить, а друг его отговаривал. Всегда было одно и то же. Если сериал на 90% состоял из мужских реплик и тебе нужно было их озвучить, ты просто умирал. Работы было действительно много, а платили беспощадно мало. Но мне была нужна эта работа, чтобы оплачивать курсы, и я ее выполнял.
— Я пью кофе и чай, но чаще употребляю обычную питьевую воду. После кислой, сладкой и горячей еды начинается активное слюновыделение. Из-за этого рот нужно прополоскать или пожевать резинку. В литературе, посвященной работе с голосом, подчеркивают: за микрофлорой рта нужно следить. Если этого не делать, во время записи во рту могут происходить щелчки разного типа — такая озвучка считается браком. И моя задача — всегда предупреждать такие моменты, чтобы запись была чистой и мы не переписывали несколько дублей подряд. Так я пристрастился к водичке. Она продлевает твою бодрость и жизнь в целом. Вода всегда со мной.
Какой продукт — основной враг актеров озвучки? Шоколад, лимон и все, что вызывает сильное слюновыделение и повышенную кислотность. Газировку я вообще не пью, но ее тоже нельзя употреблять перед работой: после нее тоже могут появиться неприятные звуки, после которых придется перезаписывать.
Виталий записывал «закадровик» прямо у себя дома, используя народные изобретения.
— У меня были стол, ноутбук и небольшой микрофон, подключавшийся через USB-провод. По бокам я ставил табуретки, между ними лежали подушки, я накрывался покрывалом и начинал работу. И вот так, закрывшись, с кривой спиной я писал голос. Все это для того, чтобы убрать эхо. Уже потом понял, что так нельзя. Если грудная клетка перекрывает потоки кислорода, голос становится «скукоженным».
В дальнейшем в русской озвучке голосом Виталия герои разговаривали в популярных сериалах «Расследование Мердока», «ФБР», «Пожарная часть 19», «Футурама», «Симпсоны»…
— Как я получил работу в «Симпсонах»? Как и в любой другой истории. Был кастинг по подбору голосов. Мне предложили записать какие-то реплики, директору понравилось, и меня утвердили. Все довольно банально и просто. Нужно просто пробовать и пытаться.
Интересно, как звучит в работе голос Виталия? Вот эпизод из аниме «Клинок, рассекающий демонов»:
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Виталий также начал работать в рекламе: он поучаствовав в рекламных роликах крупного мобильного оператора, всемирно известного бренда чипсов, сети фастфуда, банков, IT- и многих других компаний.
А вот перевод и озвучка ролика популярного американского блогера Адама Вахида:
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Но самым запоминающимся проектом Виталий называет работу над мультфильмом Дмитрия Митрофанова «Марыля. У пошуках дзіўнікаў», который показывают на видеосервисе Voka.
— Я озвучивал на белорусском языке всех злодеев и некоторых второстепенных персонажей. Для этой работы сначала записывали голос, а потом уже под нас рисовали сам мультфильм. Сложность была в том, что мой злой персонаж изначально был в виде облачка с едким, писклявым голосом, а затем он преобразовывался в большого дровосека. Голос менялся, и в новых условиях приходилось подключать «ложные связки» (прием, заключающийся в искажении голоса. — Прим. Onlíner). Задача была непростая, но интересная.
Виталий рассказывает, что работает преимущественно из дома, где организовал для себя небольшую студию. Заказчик присылает текст по электронной почте, его нужно начитать. Весь процесс — от начитки до обработки звука — Виталий выполняет самостоятельно. Рекламу чаще всего озвучивает в студии, где техническую часть работы берет на себя звукорежиссер.
Парень говорит, что в Минске не так много актеров озвучивания, и если у тебя нет имени в профессии, если ты не публичная личность, то огромных денег исключительно на дубляже не заработаешь.
— В озвучивании в Минске не так много студий, коллектив актеров — 20—30 человек, все всем знакомы. Работы не так много. В месяц может быть 5 заказов, а может — 15—20. Четкое количество знать никогда не будешь, а полагаться на удачу очень тяжело. Ближайшие места, где актер озвучивания может очень хорошо зарабатывать, — это Москва и Питер. Но пару лет назад я понял, что могу использовать свои голос и тело не только в озвучивании, а и, например, в работе ведущим мероприятий, актером кино, рекламы, преподавателем курсов. По-настоящему зарабатывать начал тогда, когда задач стало больше. А так были совсем небольшие деньги.
— А какой средний ценник за озвучивание в рекламе?
— Всегда по-разному. Может быть как $10, так и $100. Все зависит от заказчика и объема работы. Можно за один заказ получить и $500, если голос диктора знают все и он очень популярен. В таком случае заплатят те деньги, которые ты назовешь. Но я с такими гонорарами не сталкивался.
— От каких проектов вы точно откажетесь?
— Я не хочу брать заказы, которые связаны с казино. Еще предлагали самому сняться в рекламе азартных игр, но от таких предложений я отказался.
Виталий не скрывает, что привлекательность своего голоса использует не только в работе, но и при знакомстве с девушками.
— Когда прихожу в кафе или в ресторан, сотрудники всегда отмечают, какой у меня приятный голос. Это запоминается, и в следующий раз меня всегда узнают по голосу. Это моя отличительная особенность. В знакомствах с девушками я всегда использовал голос для привлечения внимания. С этого всегда начиналось. Это же твоя визитная карточка. Поэтому, когда я прихожу на свидание, всегда показываю голосом, что я открыт и интересен. Это помогает расположить человека к себе и раскрыть его.
— Хоть одна девушка когда-нибудь сказала вам «У тебя такой неприятный голос»?
— До того, как я начал менять свой голос, подобное говорили часто. У меня был высокий и раздражающий голос. Если бы в 21 год я спросил у близких, стоит ли мне идти в озвучивание, мне бы ответили однозначно: нет! Я последний, кого бы видели в этой профессии. Но все вышло иначе.
Каким наш герой видит свое будущее? Он хочет проявить себя в качестве публичного спикера и получить опыт работы за рубежом.
— На самом деле, все началось с того, что я захотел изменить себя — кроме прочего, для того, чтобы иначе смотреть на мир. У меня это получилось. И теперь мне хочется помогать меняться другим людям. Озвучку не забываю, но сейчас я больше преподаю на курсах ораторского мастерства и публичных выступлений. Кроме того, продолжаю учиться, слежу за иностранными спикерами. У меня неплохой разговорный английский. Сейчас я активно учусь у одного из австралийских ораторов и в будущем хотел бы открыть для себя зарубежный рынок как спикер публичных выступлений.
Виталий говорит, что голос — прекрасный инструмент, который может помочь в достижении разных целей как в личной жизни, так и на работе. Но для этого за ним нужно следить и беречь его. Неудивительно, что добросовестные дикторы и актеры озвучивания несколько раз в году проходят медосмотр у врача. Ведь, если что-то пойдет не так, они могут остаться без своей работы.
Но как голос щадить, беречь и поддерживать в форме? С таким вопросом мы обратились к врачу-оториноларингологу, фониатру «Центра лечения головной боли» Кристине Бальчевской.
— Для обычных людей, которые не имеют отношения к голосо-речевым профессиям (вокалисты, педагоги, дикторы и другие), все достаточно просто. Из-за различных вирусов при острых респираторных инфекциях, а также по разным другим причинам может возникать осиплость, охриплость или полная потеря голоса. Это распространенная проблема. Но если жалобы не проходят в течение 7—10 дней, в таком случае необходимо обращаться к специалисту. Первоначально — к лор-врачу. Если он решить проблему не сможет, стоит идти фониатру.
Еще несколько советов:
Тем, чьи профессии связаны с голосом и речью, помимо вышеперечисленных советов, рекомендуется заниматься с педагогами по речи. Самая большая проблема таких людей — неумение пользоваться голосовым аппаратом, что вызывает большое количество патологий. Если вы замечаете, что пропадает звучность голоса, ваш голос быстро устает, пропадает, сразу обращайтесь к врачу. Ждать не надо: чем дольше вы ждете, тем сложнее будет восстановить голос.
Ну и не забывайте про диету: из рациона необходимо исключить острую, соленую, кислую пищу, чипсы, орешки, газированные напитки… Все это, как и алкоголь в больших количествах, может вызывать раздражение.
В качестве профилактики раз в год стоит посещать специализированного врача-фониатра. Все это поможет вашему голосу безупречно работать дольше.
— Некоторые люди, чтобы вернуть голос в норму, советуют пить теплое молоко с маслом и есть мед. А как вы относитесь к народным методам лечения и профилактики?
— Народные методы — это неплохо. То же молоко со сливочным маслом может помочь за счет увлажнения слизистой. Кроме того, пациенты любят масло какао и разные пастилки. Лучше выбирать те, что без пищевых добавок и подсластителей. По поводу меда среди врачей существует много споров. Лично я против [использования] этого продукта в своей сфере и для восстановления голоса его не назначаю. Оседая на голосовых складках, он вызывает першение и, как следствие, кашель. Также мед подходит не всем, иногда вызывая аллергические реакции.
«Фарингосепт» — это местный антисептик, который подходит для взрослых и детей старше 14 лет. Он используется как эффективное лекарственное средство для вспомогательного лечения острых инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки, таких как:
Способ применения:
3—5 леденцов в сутки на протяжении 3—5 дней. Принимать после еды (15—20 минут), рассасывать в полости рта.
Производитель — S. C. Terapia S. A., Румыния.
Согласование №343 от 11.04.2018.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by