Белорусский след на неделе моды в Париже. Художник из Жодино расписал витрину знаменитого бренда

Автор: Тарас Щирый. Фото: Евгений Петрашевич
22 313
11 октября 2024 в 15:13

В конце сентября во Франции прошла Парижская неделя моды, на которой мировые бренды представили свои коллекции «весна-лето». Наши дизайнеры в фэшн-ивенте не участвовали, зато себя проявил белорусский художник Acid Topser. Он оформил витрину павильона для модного показа знаменитого британского бренда Vivienne Westwood и большими буквами на стекле написал «Жодино». Onlíner поговорил с художником, узнал, откуда поступило предложение, каким образом на его работу реагировали прохожие и почему он решил нанести на стекло название родного город.

Читать на Onlíner

Кто такой Acid Topser?

Это творческий псевдоним художника и дизайнера одежды Random Rebels Артема Шалака. Он родился в Жодино, учился в местной гимназии №1, с детства увлекся искусством, вдохновляясь локальным стрит-артом, а затем поступил на журфак БГУ. Шалак писал о музыке, делал даже коллажи для Onlíner, но в какой-то момент понял, что развиваться хочет именно в искусстве. Направление, в котором работает, Артем называет визуальным сторителлингом, а граффити считает основой своего творчества.

Несколько лет назад мы посвятили талантливому парню видеоисторию, в которой художник рассказал, как начал рисовать граффити, создал творческое объединение единомышленников и как делал обложки для музыкальных групп.

Как появилось предложение от Vivienne Westwood?

В последнее время Acid Topser проживает во Франции. Недавно представители бренда Vivienne Westwood, который за провокационность называют панками большой моды, предложили белорусу оформить витрину павильона перед показом очередной коллекции.

  Как только этим летом приехал в Париж, стремительно начал знакомиться с разными творческими ребятами и достаточно быстро преодолел поверхностный слой входа в местную культурную среду. Так, я стал взаимодействовать с местными дизайнерами, художниками, попадал в новые для себя места и знакомился с интересными людьми. Вся эта сеть контактов начала приносить неожиданные коллаборации, — говорит художник. —  С предложением оформить витрину из Vivienne Westwood сначала обратились к девушке, с которой работали прежде, но она не смогла и подсказала меня. Представители бренда посмотрели мои работы, им все понравилось, и мне написали на электронную почту. Я согласился. 

Модный дом Vivienne Westwood, как несложно догадаться, основала модельер Вивьен Вествуд. Ее считают одной из самых влиятельных и ярких дизайнеров Великобритании ХХ века. Именно она в 1970-х одела панков из Sex Pistols в косухи с заклепками и в рваные джинсы, успешно соединяла корсеты и прочую одежду из прошлого с элементами панк-одежды и проявляла себя как активист. 

Вествуд стала второй женщиной-дизайнером из Великобритании, которая начала представлять свои коллекции на Парижской неделе мод. В конце декабря 2022-го ее не стало. Дело Вивьен продолжил бывший ученик, супруг и соратник Андреас Кронталер, занимающий должность креативного директора.

Артем рассказывает, что модный дом хотел увидеть на фасаде павильона «классическую околовандальную историю». Само помещение бывшего магазина, в котором Vivienne Westwood показывали свою коллекцию, должно было остаться нетронутым и аккуратным, а окна необходимо было разукрасить.

— Насколько я понимаю, тем самым в Vivienne Westwood хотели сделать контраст: стерильный интерьер на фоне художественной грязи. Витрину нужно было просто «убить» вспоминает собеседник Стекла уже до меня были немного закрашены, поэтому предложил их полностью залить и, чтобы работать на всю площадь, попросил предоставить лестницы и строительные леса. Чтобы витрина выглядела органично, по-уличному, я приклеил к стеклу постеры. 

— Тебе давали полную свободу творчества или был конкретный запрос?  уточняю у Артема.

 Мне сразу сказали, что у меня есть полная свобода. Единственное, нужно было изобразить на витрине силуэт дизайнера и написать его имя. При этом [в модном доме] сообщили, что эти детали вообще не должны выделяться — это просто части общей картины. Так что акценты на эти элементы не делались. В Vivienne Westwood несколько раз подчеркнули, что полностью мне доверяют и я могу делать все что угодно.

Работа над витриной началась в день презентации коллекции  28 сентября. Художник пришел на место в 6 часов утра, на все про все у него было чуть больше пяти часов  в 13:00 начинался показ. Территория, где работал Acid Topser, была огорожена, прохожие реагировали спокойно и никакой агрессии белорус не ощутил.

— В происходящем был своеобразный интерактив: павильон находился в центре Парижа, вокруг — городская среда. С самого утра начали собираться люди, которые, узнав про показ, приехали заранее и наблюдали за тем, что я делал. Я старался концентрироваться на работе, но, когда отвлекался, видел, как присутствующие читали записи на стекле, фотографировали, просили стикеры... В TikTok потом увидел сообщение от одного мальчика, который хотел, чтобы я ему что-то изобразил на куртке, но он так и не успел меня словить. А кто-то даже поддерживал шатавшиеся леса, на которых я стоял. Для меня это было нечто новое. Когда я раньше рисовал, рядом находились максимум несколько человек, а здесь собралась целая толпа.

В итоге витрина была готова в срок и показ начался вовремя. Увы, арт-объект уже не существует: хозяева помещения, где проходил показ, уже помыли окна и собираются ремонтировать пространство.

Художник говорит, что в модном доме его работой остались удовлетворены: слова благодарности ему высказал креативный директор Vivienne Westwood Андреас Кронталер.

— Мы встретились с Андреасом еще накануне показа, когда я пришел в павильон. Он сам ко мне подошел, и мы разговорились на минут 10—15.  Непринужденная беседа полностью меня разрядила, дала ощущение, что мне доверяют и у нас есть взаимопонимание. Несмотря на суперзанятость Кронталера, нам удалось пересечься и после самого шоу. Прощаясь, он подчеркнул мой вклад и сказал, что мы еще увидимся.

Снобом он не казался.

Он ощущался очень кинематографичным персонажем. Это подкреплялось тем, что за ним постоянно ходили люди с камерами и, судя по всему, снимали документалку. Я чувствовал в общении с ним искренность. 

— Тебе удалось что-то заработать на этой коллаборации?

— Нет. Это была возможность показать себя. Кроме того, бренд в своих соцсетях делал акцент на моей работе, и в качестве бонуса решили подарить одежду из ассортимента Vivienne Westwood. Я на все согласился. Это был хороший опыт, и я бы в любом случае вписался в эту историю.

Как появилась идея написать на витрине «Жодино»?

Художник говорит, что многие слова, нанесенные на стекло, приходили в голову в процессе, но идея написать название родного города появилась заранее.

— Для меня это была уникальная возможность изобразить Жодино там, где его больше никто не изобразит. Последние несколько лет я стараюсь подчеркивать родной город, поскольку мало кто знает о нем за пределами Беларуси,  говорит Артем.

 А что тебя сейчас связывает с Жодино?

— Во-первых, там живет вся моя семья, а во-вторых, это колыбель моего творчества, место ощущения себя как человека. Становление в Жодино сильно на меня повлияло. Из этого города вышло много талантливых ребят, проявивших себя в совершенно разных направлениях: от фотографии, музыки до изобразительного искусства и граффити-сцены, которая в Жодино была очень серьезной. Все это меня очень сильно захватило и зарядило. Думаю, если бы не было такой мощной среды, то я бы сейчас не был тем, кто я есть.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро