В конце сентября во Франции прошла Парижская неделя моды, на которой мировые бренды представили свои коллекции «весна-лето». Наши дизайнеры в фэшн-ивенте не участвовали, зато себя проявил белорусский художник Acid Topser. Он оформил витрину павильона для модного показа знаменитого британского бренда Vivienne Westwood и большими буквами на стекле написал «Жодино». Onlíner поговорил с художником, узнал, откуда поступило предложение, каким образом на его работу реагировали прохожие и почему он решил нанести на стекло название родного город.
Это творческий псевдоним художника и дизайнера одежды Random Rebels Артема Шалака. Он родился в Жодино, учился в местной гимназии №1, с детства увлекся искусством, вдохновляясь локальным стрит-артом, а затем поступил на журфак БГУ. Шалак писал о музыке, делал даже коллажи для Onlíner, но в какой-то момент понял, что развиваться хочет именно в искусстве. Направление, в котором работает, Артем называет визуальным сторителлингом, а граффити считает основой своего творчества.
Несколько лет назад мы посвятили талантливому парню видеоисторию, в которой художник рассказал, как начал рисовать граффити, создал творческое объединение единомышленников и как делал обложки для музыкальных групп.
В последнее время Acid Topser проживает во Франции. Недавно представители бренда Vivienne Westwood, который за провокационность называют панками большой моды, предложили белорусу оформить витрину павильона перед показом очередной коллекции.
— Как только этим летом приехал в Париж, стремительно начал знакомиться с разными творческими ребятами и достаточно быстро преодолел поверхностный слой входа в местную культурную среду. Так, я стал взаимодействовать с местными дизайнерами, художниками, попадал в новые для себя места и знакомился с интересными людьми. Вся эта сеть контактов начала приносить неожиданные коллаборации, — говорит художник. — С предложением оформить витрину из Vivienne Westwood сначала обратились к девушке, с которой работали прежде, но она не смогла и подсказала меня. Представители бренда посмотрели мои работы, им все понравилось, и мне написали на электронную почту. Я согласился.
Модный дом Vivienne Westwood, как несложно догадаться, основала модельер Вивьен Вествуд. Ее считают одной из самых влиятельных и ярких дизайнеров Великобритании ХХ века. Именно она в 1970-х одела панков из Sex Pistols в косухи с заклепками и в рваные джинсы, успешно соединяла корсеты и прочую одежду из прошлого с элементами панк-одежды и проявляла себя как активист.
Вествуд стала второй женщиной-дизайнером из Великобритании, которая начала представлять свои коллекции на Парижской неделе мод. В конце декабря 2022-го ее не стало. Дело Вивьен продолжил бывший ученик, супруг и соратник Андреас Кронталер, занимающий должность креативного директора.
Артем рассказывает, что модный дом хотел увидеть на фасаде павильона «классическую околовандальную историю». Само помещение бывшего магазина, в котором Vivienne Westwood показывали свою коллекцию, должно было остаться нетронутым и аккуратным, а окна необходимо было разукрасить.
— Насколько я понимаю, тем самым в Vivienne Westwood хотели сделать контраст: стерильный интерьер на фоне художественной грязи. Витрину нужно было просто «убить», — вспоминает собеседник. — Стекла уже до меня были немного закрашены, поэтому предложил их полностью залить и, чтобы работать на всю площадь, попросил предоставить лестницы и строительные леса. Чтобы витрина выглядела органично, по-уличному, я приклеил к стеклу постеры.
— Тебе давали полную свободу творчества или был конкретный запрос? — уточняю у Артема.
— Мне сразу сказали, что у меня есть полная свобода. Единственное, нужно было изобразить на витрине силуэт дизайнера и написать его имя. При этом [в модном доме] сообщили, что эти детали вообще не должны выделяться — это просто части общей картины. Так что акценты на эти элементы не делались. В Vivienne Westwood несколько раз подчеркнули, что полностью мне доверяют и я могу делать все что угодно.
Работа над витриной началась в день презентации коллекции — 28 сентября. Художник пришел на место в 6 часов утра, на все про все у него было чуть больше пяти часов — в 13:00 начинался показ. Территория, где работал Acid Topser, была огорожена, прохожие реагировали спокойно и никакой агрессии белорус не ощутил.
— В происходящем был своеобразный интерактив: павильон находился в центре Парижа, вокруг — городская среда. С самого утра начали собираться люди, которые, узнав про показ, приехали заранее и наблюдали за тем, что я делал. Я старался концентрироваться на работе, но, когда отвлекался, видел, как присутствующие читали записи на стекле, фотографировали, просили стикеры... В TikTok потом увидел сообщение от одного мальчика, который хотел, чтобы я ему что-то изобразил на куртке, но он так и не успел меня словить. А кто-то даже поддерживал шатавшиеся леса, на которых я стоял. Для меня это было нечто новое. Когда я раньше рисовал, рядом находились максимум несколько человек, а здесь собралась целая толпа.
В итоге витрина была готова в срок и показ начался вовремя. Увы, арт-объект уже не существует: хозяева помещения, где проходил показ, уже помыли окна и собираются ремонтировать пространство.
Художник говорит, что в модном доме его работой остались удовлетворены: слова благодарности ему высказал креативный директор Vivienne Westwood Андреас Кронталер.
— Мы встретились с Андреасом еще накануне показа, когда я пришел в павильон. Он сам ко мне подошел, и мы разговорились на минут 10—15. Непринужденная беседа полностью меня разрядила, дала ощущение, что мне доверяют и у нас есть взаимопонимание. Несмотря на суперзанятость Кронталера, нам удалось пересечься и после самого шоу. Прощаясь, он подчеркнул мой вклад и сказал, что мы еще увидимся.
Снобом он не казался.
Он ощущался очень кинематографичным персонажем. Это подкреплялось тем, что за ним постоянно ходили люди с камерами и, судя по всему, снимали документалку. Я чувствовал в общении с ним искренность.
— Тебе удалось что-то заработать на этой коллаборации?
— Нет. Это была возможность показать себя. Кроме того, бренд в своих соцсетях делал акцент на моей работе, и в качестве бонуса решили подарить одежду из ассортимента Vivienne Westwood. Я на все согласился. Это был хороший опыт, и я бы в любом случае вписался в эту историю.
Художник говорит, что многие слова, нанесенные на стекло, приходили в голову в процессе, но идея написать название родного города появилась заранее.
— Для меня это была уникальная возможность изобразить Жодино там, где его больше никто не изобразит. Последние несколько лет я стараюсь подчеркивать родной город, поскольку мало кто знает о нем за пределами Беларуси, — говорит Артем.
— А что тебя сейчас связывает с Жодино?
— Во-первых, там живет вся моя семья, а во-вторых, это колыбель моего творчества, место ощущения себя как человека. Становление в Жодино сильно на меня повлияло. Из этого города вышло много талантливых ребят, проявивших себя в совершенно разных направлениях: от фотографии, музыки до изобразительного искусства и граффити-сцены, которая в Жодино была очень серьезной. Все это меня очень сильно захватило и зарядило. Думаю, если бы не было такой мощной среды, то я бы сейчас не был тем, кто я есть.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро