Как я пошел на курсы харизмы, словил кринж, но научился чему-то важному

Автор: Саша Маниту. Фото: Александр Ружечка. Видео: Роман Пастернак, Таня Павлова
37 170
20 сентября 2024 в 8:00

Люди разного возраста, социального статуса и достатка выходят в центр комнаты на импровизированную сцену и четким поставленным голосом рассказывают про самый сложный момент в их жизни. Стильная девушка, одетая в дорогой костюм, говорит о своем алкоголизме и насилии в семье. Успешный маркетолог — о том, как чуть не потерял жену из-за измен. Активная и позитивная женщина 55 лет — о том, как попала в реанимацию и чуть не умерла. Временами спикеры практически срываются на слезы. У меня, честно говоря, тоже подкатывает.

Читать на Onlíner

Что вообще происходит? Я думал, что просто пришел на актерские курсы и сегодня меня научат повторять сцену из «Терминатора», где Арни отжимает у байкера одежду и мотоцикл, а тут такое. Жизнь никогда не предупреждает журналиста, когда материал окажется чуть более глубоким. Это был именно тот случай.

За пять часов до…

А вам же в последнее время тоже в безумном количестве попадаются рекламы актерских курсов? Не знаю почему, но интернет уверен, что где-то во мне умирает молодой ДиКаприо. Окей, критическая масса промо достигнута, и мне захотелось попробовать. В рекламных роликах взрослые люди танцуют и занимаются актерскими упражнениями на раскрепощение, от которых внутри что-то сжимается. Кринж? Да, но, кажется, в этом и суть. Если ты во взрослом возрасте испытываешь стеснение от танца или не можешь отыграть этюд без сковывающего чувства стыда, это ведь твоя проблема. Вроде как в этом нет ничего постыдного и всем хотелось бы так уметь. Важная ремарка: если вы без стыда исполняете такое только на корпоративе после пары бокальчиков, не считается.

— Актером за пять месяцев, конечно, тебя не сделают, это вранье. Я училась пять лет, и мне еще пришлось пройти огонь и воду в театре, чтобы назвать себя актрисой. Мы тут немного про другое.

Это слова Марты, преподавателя по актерскому мастерству в школе «Сила харизмы». Среди множества подобных курсов мы выбрали именно их, потому что тут не обещают, что в конце занятий ты начнешь «сниматься в рекламе и кино». Задача у этих ребят вроде как более реалистичная и прикладная: с помощью занятий по актерскому и ораторскому мастерству, искусству деловых переговоров, а также сеансов с психологом они помогают взрослым людям раскрепоститься и наладить социальные навыки.

— Кто-то хочет уверенно говорить на публике, кто-то — убрать свои зажимы, чувствовать себя естественно, кто-то — научиться отстаивать свою позицию на переговорах, кому-то просто весело учиться новому и заводить друзей, а кто-то приходит с запросом преодолеть жуткую социофобию. Запросы бывают разные. Вот что беспокоит тебя?

Надо подумать… Пожалуй, было бы хорошо не чувствовать, будто у меня отнимают 30 пунктов IQ каждый раз, когда меня снимают на камеру. Вроде и делал это не раз, но при внешнем спокойствии внутри все аж горит. А почему? Говорить увереннее тоже не помешало бы. Ну и хорошо бы запоминать, что со мной происходит. То на шаре полетаю, то подожгут на съемках фильма, но, если спросят «Как дела?», я всегда теряюсь с ответом. Как будто не своей жизнью живу, ей богу.

Но да ладно, не буду грузить вас своими тараканами раньше времени.

Английский акцент, отступающий кринж и новые друзья

В уютное помещение с видом на Комаровский рынок потихоньку стекаются люди — удивительно разные. Есть активная 70-летняя бабушка Наталья, есть экскурсовод пивзавода Сергей, который пришел на занятия, чтобы улучшить свои навыки. В сумме десять душ разного возраста, рода занятий и степени раскованности. Что ж, в компании этих людей мне придется перебарывать испанский стыд и собственную неловкость. Судя по всему, все ребята тут уже проходили через это. Атмосферка семейно-доверительная, все травят шутки-инсайды из общего чата.

— Ты не переживай, на первое занятие к нам часто приходят зажатыми цыплятами, со страхом в глазах и непониманием того, что их ждет. Приятно смотреть, как они потом раскрываются. Во время выпуска мы показываем их первые видео, и люди часто даже не могут поверить, что это они.

По признанию Марты, сама она в актерский кружок попала в детстве с целью преодолеть страх и скованность. Получилось — сейчас она работает в театре и периодически снимается в кино. Теперь она хочет помочь таким образом другим.

Так, звучит все это очень романтично, но давайте проверять на деле. Первым разминочным заданием было выйти перед аудиторией и рассказать про три причины, почему ты молодец на этой неделе. Для усложнения задачи вести рассказ ты должен в каком-то из образов или состояний, которые придумывает Марта. Марта же, придумывая задания, сама начинает смеяться. Скоро становится понятно почему. Вам когда-нибудь рассказывали о том, как прошла неделя в образе уличного пса? Парню Мише из моей группы досталась именно эта задача.

И знаете что? Взрослый мужик, который чешет блох за ухом и гоняется за своим хвостом в попытках похвалить себя и рассказать о своих успехах, — это не зашквар, что бы вы там ни думали. Смотришь — и проникаешься уважением. Слабо почувствовать себя настолько же свободным, чтобы выйти и повторить без тени стеснения? Иногда и просто хвалить себя сложно, а тут нужно еще и отыгрывать. Я вообще эмпатичный парень, и обычно чувствую чужой стыд, разделяю его с человеком. Здесь его было в меру. Уверенности в «песьей» личности было побольше.

— Well, ya molodets, potomu chto nedavno nachal remont in my apartments…

С раскладкой все норм — просто моим заданием стало рассказать о себе с сильным акцентом, будто бы русский я выучил буквально позавчера. Получилось относительно легко: в плане иностранного акцента у меня был хороший учитель. Рассказываю про недавнее подписание на музыкальный лейбл про то, как помирился с другом, живущим через полпланеты от меня. Коверкаю язык, травлю приколы. Вроде получается смешно, все ржут. Они просто не знают, что юмор — это мой хитиновый покров: когда я волнуюсь, я начинаю безудержно стендапить.

— Слушай, отлично получилось! Говорит классно, да? Но какие недочеты можно отметить сразу, ребят?

Какие-какие, да мои классические. Не смотрю в глаза и не могу стоять на одном месте, метаясь по комнате в процессе рассказа, как раненый койот. Зато с экспрессией и фантазией вроде все окей.

Та самая 70-летняя бабуля Наталья выходит на «сцену» и раздает стиля: уверенный, поставленный голос, приятная речь. Если «харизма» — это способность привлекать людей, «взывать к их сердцам» (так написано в Wiki, клянусь) и заставлять их себя слушать, то Наталья на правильном пути.

Следующий испанский стыд я словил, когда нужно было взглядом «договориться» с кем-то из группы, чтобы образовать пару для упражнения. Играет музыка, люди ходят по залу и поглядывают друг на друга: помогите… Ловлю взгляд — глаза инстинктивно убегают. Я что, бракованный? Окей, вспоминаю, что тяжело тут всем. Словились с одной из девушек — погнали.

Упражнения, которые дает Марта, реально проходят в театральных институтах. Да, со стороны они могут выглядеть как активити на детском утреннике, но они, похоже, работают. Только что мы отыгрывали «зеркало»: глядя в глаза партнеру, ты выдумываешь движения, а он, в свою очередь, должен их повторять. Сначала пробивает на хи-хи, потом втягиваешься. Многое построено на оттачивании навыка импровизации. Мы придумывали истории на ходу: и словами, по одному предложению по очереди накидывая продолжение, и разными позами, которые должны были слиться в одно повествование. Очень сближает, когда получившийся абсурд выходит коллективным и за него ответственны все. Но сильнее всего «зашел» мой первый театральный этюд.

— Разбиваемся на группы, ребят. Я дам вам пословицу, а вы должны придумать мини-постановку, чтобы всем стало очевидно, что я загадала, — говорит Марта.

Моей группе досталось «В семье не без урода». Угадаете с одного раза, кто был уродом? Выкрутились так: мои компаньоны изображают утро в порядочной набожной семье, а я в своей майке Slipknot,вношу в нее деструктив: просыпаю будильники, саботирую чистку зубов, цитирую Ричарда Докинза вместо утренней молитвы и отправляюсь в школу «тупо ради обедов». Было весело, и все отгадали. Где моя «Золотая маска»?

— Классно отыграл! Блин, а ты не хочешь к нам в группу на постоянку? С тобой прикольно.

Это уже признание? Чтобы вы понимали, это с улыбкой и искреннее выпалил 30-летний, вполне успешный дядя, который ездит в Минск ради этих курсов. Думайте что хотите, даже если это детсад, он работает, и это весело. Со временем замечаешь, что чувство испепеляющего кринжа отступает. Взрослые люди прямо сейчас делают все то же, что и ты, и им в кайф. У кого-то выходит лучше, у кого-то — хуже, но камон, мы тут не за «Оскар» боремся. Вовлекаюсь: хочется соответствовать. Семидесятилетняя Наталья может, а я что, нет? В итоге десять незнакомых человек, которых я встретил час назад, становятся подельниками, камрадами, коллегами — кем угодно, кроме как незнакомыми элементами, вызывающими тревогу. И вот, в финальном упражнении мы танцуем под песню Елки. А я ненавижу Елку с того момента, как полетал девять часов подряд на воздушном шаре под ее одноименный трек, застрявший у пилотов на репите в колонке. Это чтобы вы понимали ситуацию. Но мне окей. И всем тоже. Тревога заткнулась. Приятное чувство.

— Сейчас пойдем на улицу. Один парень сказал мне: «Марта, если ты попросишь меня подойти к незнакомцам с камерой и что-то им исполнить, я с ума сойду». Теперь это наше постоянное упражнение.


Ребята по одному находят «жертв» и рассказывают им скороговорку. Все улыбаются, респектуют — никакого негатива. Так образуются новые нейронные связи: «люди не кусаются — большинство из них добрые, а если откажут, это можно пережить».

В конце — общая фотка. Лица счастливые. Даже мое.

А не развод ли все это?

Проводим с Мартой разбор полетов. Итак: где я овощ, а где вполне себе неплох?

— Ты живой, у тебя большой эмоциональный спектр, хорошая фантазия. Классно придумываешь, отыгрываешь. Из минусов — очень зажата челюсть, и поэтому твой голос не звучит в полную силу. У тебя приятный тембр, и тебе нужно научиться им управлять. Держи зрительный контакт почаще, это не страшно. Вот сейчас же мы нормально разговариваем. Если бы ты смотрел в стену, задавая вопросы, я бы подумала, что это признак неуважения. Хотя понятное дело, что это совсем не так.

Занятия, в которых я сегодня поучаствовал, — это курс по актерскому мастерству. Он направлен на раскрепощение, познание своего тела (пластика тоже входит в него), развитие навыков импровизации и прочие полезные штуки. После него ребят ждет курс ораторского мастерства — потом занятия с психологом. В конце будет обучение основам деловых переговоров. У каждого курса свои тренеры. В максимальной комплектации все обучение длится пять месяцев.

Не знаю как у вас, а у меня при слове «тренеры» инстинктивно возникает в голове мысль об инфоцыганстве. Да и коллеги просили включить скепсис. Пообщался отдельно с психологом Юлей: дипломированный специалист с многолетним стажем и частной практикой. Дала дельные советы по тому, как начать проживать свои приключения и чувствовать момент.

 

Тренер по переговорам Витольд — штатный сотрудник крупной компании, где ему буквально платят за его знания в области конфликтологии, — тоже не подкопаться. Обсудили приемы «активного слушания» и прочие штуки, на которые по-хорошему можно выделить отдельный текст. В качестве наглядного примера Витольд провел мне краткий курс по тому, как просить повышение зарплаты.

— Я главный адвокат слова «манипуляция». В английском языке оно не имеет негативной коннотации и вообще довольно экологично. Так вот, когда ты идешь просить о повышении зарплаты, ты не должен в лоб требовать сумму больше, и все. Узнай, чего хочет начальник, за что переживает. Предложи помощь. Дай понять, что твоя помощь и заинтересованность тоже быть должны оценены. Ты должен создать у начальника ощущение двух вещей: первое — ты ценный и небезразличный кадр, второе — он должен понять, что ты стоишь больше. Причем сам дойти до этой мысли.

Звучит логично. В вакууме. В суперэкологичной компании, где всем почему-то не плевать на сотрудников. А если речь об условном ЖКХ, где начальник Василич имеет полное право послать тебя и проигнорировать?

— Тогда приди с аргументами. «Уважаемый Василич, слушай, в остальных ЖКХ на моей позиции платят вот столько и столько. Я хочу работать с тобой, в родном ЖКХ, но я заслуживаю больше. Что мне сделать, чтобы ты меня услышал?» Василич тоже человек, ты нужен ему мотивированным на качественную работу. И искать кого-то нового ему более запарно, чем договориться с проверенным человеком.

Поговорил с сегодняшним выпускником курсов Андреем. Обычный парень, заведующий секцией в универмаге «Беларусь». Уверенная речь, зрительный контакт, расслабленность. Можете сами убедиться в этом в прикрепленном видео. Лично ему эти курсы помогли выйти из депрессии, обрести новых друзей. Как он тут оказался?

— Это было спонтанное решение. Тоже просто тыкнул по рекламе. У меня был очень тяжелый период: трудности в работе, тяжёлый период в личной жизни, предательства, недопонимание. Вошел в сильную продолжительную депрессию. Это сумма причин, но факт в том, что было несладко.  Потом понял, что это путь в никуда, и пришел на курсы — просто чтобы отвлечься. Затянуло настолько, что сейчас я не хочу уходить. А ты оставайся сейчас на наше занятие — ты и не таких историй услышишь.

Так меня позвали поприсутствовать на «контрольной точке» выпускной группы. Это мероприятие, где в конце курса по актерскому мастерству ребята будут выступать друг перед другом, рассказывая о самом трудном моменте в их жизни. Никто делать это не заставляет. Но никто и не отказывается: группа Андрей дружная, и за три месяца у них и так не осталось секретов. Решаю остаться. Тогда я еще не знал, что меня ждет.

Абсолютно неожиданная драма, меняющая все

— Как вы представляете себе алкоголика? Так вот, он перед вами…

Красивая, стильно одетая девушка, успешный маркетолог, с подачей лектора TED рассказывает о тяжелом детстве, насилии в семье и побежденной ею зависимости. От неожиданности я перестаю моргать.

Так, начало вроде хорошее.

— «Я потерял работу, был в депрессии, мы жили порознь, дело шло к разводу». И тут она сообщает, что беременна. Это были две недели ада.

А вот и драма. Я сопереживаю рассказчику, хотя еще полчаса назад не знал его, от слова «совсем». Если что, там хеппи-энд. Третий ребенок стал «лучом света», пара наладила отношения, и сейчас у них успешный семейный бизнес. Кажется, что я в сериале, а это сценарий. Но потом я вспоминаю, чему меня научила моя работа: трудно придумать сюжеты мощнее, чем те, что закручивает жизнь с обычными людьми.

— Находясь в чужой стране, я попала в реанимацию: прободная язва. Я должна была умереть, но мне чудом повезло попасть на операцию к хирургу, запись к которому обычная забита на полгода вперед, — рассказывает 55-летняя женщина, которой чисто внешне можно открывать банк позитива и жизнерадостности.

Проще истории не становятся. Иногда спикеры заметно сдерживают слезы. Меня тоже размотало, если честно, ох уж эта эмпатичность. Начинаю думать, что наш видеоотдел должен искать героев рубрики «Монолог» именно здесь. По понятным причинам я не могу распространено рассказывать про все услышанное. Хотя девушка, вылечившая алкоголизм, согласилась стать героиней нашего будущего материала — смотрите в следующей серии, как говорится.

В перерыве эти же люди весело общаются и жуют печенюшки, показывают мне, как по-киношному врезаться в стену и оттаскать кого-то за волосы, не нанеся травм. Я максимально не ожидал получить подобный экспириенс сегодня и здесь. Но к такому не готовят. Кажется, я понял, нафига вообще нужны эти курсы. Эти люди никогда не получат «Оскар» и не станут ораторами уровня Джордана Белфорта (ну, в этом случае и слава богу). Но они получили кое-что другое. Они приняли себя, раскрылись, научились вот так, открыто и захватывающе, говорить о вещах, которые кто-то бы прятал. И кажется, что самое главное: одни даже счастливы. Есть в этом процессе что-то психотерапевтическое.

Марта вспоминает историю 18-летнего парня, который два года боялся выходить из дома и как она радовалась каждому его улучшению на курсах, каждому лишнему слову. Звучит сахарно, но поводов не верить лично у меня нет. В конце девушка делится своей историей, добавляя в общий котел еще немного драмы.

— Перед тем как прийти в «Харизму», я была в серьезной депрессии. Жизнь напоминала мне мрак. Раздался звонок: «Здравствуйте, я управляющая школы „Сила харизмы“. Нам нужен педагог” Круто, но я в депрессии и даже ни за что похвалить себя не могу — как мне другим людям помогать? Я очень сильный человек, но в тот момент этой силы уже не было. Я пошла, хоть и очень боялась. Меня поддерживала фраза «Иди туда, где страшно, только там твой рост». Я репетировала дома, как говорю с учениками: буквально ходила и представляла, что на занятии. Очень быстро я поняла, что мне здесь круто. Родились упражнение «Я молодец» и такие терапевтические контрольные точки. Через месяц от моей депрессии не осталось и следа. С тех пор для меня это своеобразное место силы.

Не знаю, как закончить этот текст лучше. Огорчает только одно: «Мне нужна твоя одежда и мотоцикл» сегодня я так и не произнес.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by