Гоночный трек посреди румынских гор. Побывали на одной из самых красивых и опасных дорог мира без машины

32 208
02 сентября 2024 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

На моей воображаемой карте с местами мечты, которые обязательно нужно посетить хотя бы раз в жизни, Трансфэгэрашское шоссе появилось, как и у многих, после выпуска Top Gear пятнадцатилетней давности. Самой трассе в передаче уделили всего минут семь в самом конце рассказа об автопутешествии по Румынии, однако восхитительные кадры с серебристым кабриолетом Aston Martin, несущимся по змейке серпантина и едва-едва успевающим вписаться в очередной эффектный поворот перед обрывом, отпечатались в памяти навсегда. Во время летнего румынского трипа мне наконец удалось, пусть и без машины, заглянуть на одну из самых красивых дорог в мире. В этом тексте — не только личные впечатления, но и мрачно-драматичная история появления Трансфэгэраша, которому в этом месяце стукнет ровно 50 лет.

Читать на Onlíner

Паранойя Чаушеску, невозможные сроки и десятки погибших: как прокладывали Трансфэгэраш

В 2009 году Джереми Кларксон назвал Трансфэгэраш «лучшей дорогой для езды на спортивных автомобилях». Броскую фразу до сих пор можно встретить чуть ли не в каждом путеводителе по главным точкам румынских Карпат — правда, вряд ли она будет актуальна для всех, кто не может назвать себя самым знаменитым автожурналистом в мире. Прямо-таки свободно рассекать по шоссе вам никто не даст, тем более на спорткаре: предельная разрешенная скорость на всех участках — 40 км/ч. Но скоростной режим — это еще полбеды.

Дело в том, что мировая слава дороги и лимитированный доступ к ней (Трансфэгэраш открыт только с июля по ноябрь и строго до 22:00) стабильно обеспечивает плотные пробки на самых живописных ее участках. В интернете нередко встречаются рассказы водителей, которые даже в разгар буднего дня толком не смогли въехать на Трансфэгэраш. Если в планах было зачекиниться на шоссе проездом и времени на ночевку в окрестностях нет, это может стать неприятным разочарованием.

В общем, сейчас горное шоссе, соединяющее две крупнейших области Румынии — Трансильванию и Валахию, — носит статус скорее уникальной туристической достопримечательности, гармоничного союза природного и рукотворного, чем полноценной транспортной артерии для экстремалов. Да, Трансфэгэраш в тех же путеводителях по привычке сохраняет реноме «одной из самых опасных дорог в мире», но по большей части эта слава тянется со времен строительства трассы: во время прокладки шоссе, вероятно, погибло больше людей, чем в автокатастрофах за все годы его существования (по крайней мере никакой особенно пугающей статистики по второму показателю найти не удалось).

По официальным данным, жертвами оползней, лавин и падения с высоты стали 40 строителей. Те, кто работал на дороге в те годы, говорят, что их было около 100.

Своим появлением Трансфэгэраш обязан военной паранойе Николае Чаушеску. В конце 1960-х, встревоженный вводом советских войск в Чехословакию, лидер правящей коммунистической партии задумался о строительстве стратегической дороги, которая позволила бы в кратчайшие сроки перебросить войска на север страны. На тот момент горный массив Фэгэраш считался одним из самых труднопреодолимых в Европе: переправу через него было невозможно осуществить даже верхом на лошади. А десятью годами ранее в этом же месте уже был свернут проект по прокладке подъездной хозяйственной дороги — из-за сложности и дороговизны.

Амбициям Чаушеску это никак не помешало. Работа над дорогой стартовала в марте 1970 года: для грандиозной стройки на подмогу нескольким сотням профессиональных рабочих мобилизовали еще столько же солдат. Рыли дорогу сквозь скалы адскими темпами, с раннего утра и до поздней ночи, при любой погоде — в дождь, в ветер и в снег. Изначально строительство планировали закончить за рекордные три года, но в итоге симфония ударов кирок и взрывов динамита звучала в горах почти пять лет — за это время было разрушено 3 млн. тонн породы при помощи 6 тыс. тонн взрывчатки.

Официально Трансфэгэрашское шоссе было открыто 20 сентября 1974 года (Чаушеску неоднократно предлагали назвать его в свою честь, но румынский правитель благородно отказался). Финальные работы по укреплению склонов, созданию насыпей, бетонированию, асфальтированию, возведению 830 мостов и 27 виадуков, впрочем, шли до 1980 года. Строители продолжали трудиться в три смены, проходя испытания холодом и разлукой с близкими: некоторые бригадиры вспоминали, как проводили в горах по несколько лет, спускаясь только по крайне уважительным причинам вроде рождения детей.

Платили на Трансфэгэраше, конечно, более чем достойно: простой рабочий с четырех зарплат мог купить новенький автомобиль Dacia — немыслимая по тем временам история.

Однако мотивировали строителей не только высокие зарплаты. Если свезенные из всех гарнизонов Румынии военные еще могли колотить по камням просто из-за приказов начальства, то строители, кажется, действительно хотели сделать «невозможную» трассу на совесть. Из верности ли социализму, из личных устремлений, из железной дисциплины — непонятно, но факт остается фактом.

«Я не ностальгирую по коммунизму, но все-таки были времена, когда люди действительно умели работать, и это было видно. На гору поднялись все: и человек, принимающий решения, и проектировщик, и строитель. И все шло по плану, несмотря на то что трудности, возникшие на пути, казались непреодолимыми. Секрет успеха — в первую очередь в уникальной команде. Никто даже не думал обманывать систему только потому, что мы были где-то высоко, и никто не следил, сколько мы работали, когда просыпались и шли спать. У нас были какие-то особые рабочие принципы», — вспоминал инженер Георге Тудосою, который координировал укладку асфальта с 1976 по 1980 год.

На Трансфэгэраш без автомобиля: как попасть и что можно увидеть

Что ж, история, как обычно, разложила все по полочкам. Сегодня Трансфэгэраш — это по большей части просто крупный аттракцион, не имеющий никакой государственно-стратегической важности. Прокатиться по нему можно либо с севера на юг, стартовав из городка Картишоара, либо наоборот, с юга на север, через Куртя-де-Арджеш. На виды и впечатления выбор никак не повлияет, все зависит лишь от личной логистики путешествия по Румынии. Для тех, кто, как и я, решит сунуться на трассу без машины, оптимальным будет первый вариант — с начальной точкой в Сибиу.

Да, попасть на Трансфэгэраш без личного или арендованного авто не то чтобы очень просто, но возможно. Регулярный общественный транспорт по шоссе не ходит — нужно заранее бронировать трансфер. Целиком проделать путь сквозь горы мой перевозчик Balea Bus, конечно, не предлагал. Зато за €65 заказная маршрутка довозит до самой высокой точки трассы (2034 метра), где будет около пяти часов свободного времени — хватит, чтобы сходить в парочку коротких хайков и до отвала налюбоваться самым шикарным видом на северную часть дороги.

По пути — природные аперитивы и колоритные румынские деревни.

После въезда непосредственно на Трансфэгэраш начинается жестокий стресс-тест вестибулярного аппарата. Поворот налево начинается, едва только микроавтобус заканчивает поворачивать направо, и так следующие полчаса без перерыва. Ах да, мы же еще и все это время движемся вверх.

От конечной точки трансфера — поляны с мини-рынком и россыпью гостевых домов (на Трансфэгэраше вполне можно провести весь отпуск, доступных мест для ночевок за €30—40 вдоль всей трассы хоть отбавляй) — часа за полтора реально пешком добраться до водопада Быля и одноименного озера. Но я и мои попутчики — шестеро поляков и французская семья с двумя детьми — решили пощадить колени и отправиться вверх по канатной дороге.

Из кабинки уже можно наделать солидную порцию фотографий для сторис, главное, быстро занять место у окна.

Озеро Быля обладает всей необходимой туристической инфраструктурой: обед, парковка, сувениры, ночевка, место для палатки — пожалуйста. Только нужно иметь при себе наличку: в горах карты не принимают.

Живая достопримечательность шоссе — медведи. Их здесь действительно много, они не стесняются выходить прямо на обочину и клянчить у водителей яблоки с чипсами. Мне, к сожалению (или к счастью), довелось встретить только таких.

Небольшой финальный рывок — и вот оно, то, ради чего все затевалось. Трансфэгэраш — это как будто нейросеть попросили наложить самую сложную гоночную трассу в мире на самое неподходящее для нее место. То есть невероятно и восхитительно.

Дальше — только фото: выражать эмоции чем-то, кроме восторженного блеяния, уже становится попросту невозможно.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by