На моей воображаемой карте с местами мечты, которые обязательно нужно посетить хотя бы раз в жизни, Трансфэгэрашское шоссе появилось, как и у многих, после выпуска Top Gear пятнадцатилетней давности. Самой трассе в передаче уделили всего минут семь в самом конце рассказа об автопутешествии по Румынии, однако восхитительные кадры с серебристым кабриолетом Aston Martin, несущимся по змейке серпантина и едва-едва успевающим вписаться в очередной эффектный поворот перед обрывом, отпечатались в памяти навсегда. Во время летнего румынского трипа мне наконец удалось, пусть и без машины, заглянуть на одну из самых красивых дорог в мире. В этом тексте — не только личные впечатления, но и мрачно-драматичная история появления Трансфэгэраша, которому в этом месяце стукнет ровно 50 лет.
Читать на OnlínerВ 2009 году Джереми Кларксон назвал Трансфэгэраш «лучшей дорогой для езды на спортивных автомобилях». Броскую фразу до сих пор можно встретить чуть ли не в каждом путеводителе по главным точкам румынских Карпат — правда, вряд ли она будет актуальна для всех, кто не может назвать себя самым знаменитым автожурналистом в мире. Прямо-таки свободно рассекать по шоссе вам никто не даст, тем более на спорткаре: предельная разрешенная скорость на всех участках — 40 км/ч. Но скоростной режим — это еще полбеды.
Дело в том, что мировая слава дороги и лимитированный доступ к ней (Трансфэгэраш открыт только с июля по ноябрь и строго до 22:00) стабильно обеспечивает плотные пробки на самых живописных ее участках. В интернете нередко встречаются рассказы водителей, которые даже в разгар буднего дня толком не смогли въехать на Трансфэгэраш. Если в планах было зачекиниться на шоссе проездом и времени на ночевку в окрестностях нет, это может стать неприятным разочарованием.
В общем, сейчас горное шоссе, соединяющее две крупнейших области Румынии — Трансильванию и Валахию, — носит статус скорее уникальной туристической достопримечательности, гармоничного союза природного и рукотворного, чем полноценной транспортной артерии для экстремалов. Да, Трансфэгэраш в тех же путеводителях по привычке сохраняет реноме «одной из самых опасных дорог в мире», но по большей части эта слава тянется со времен строительства трассы: во время прокладки шоссе, вероятно, погибло больше людей, чем в автокатастрофах за все годы его существования (по крайней мере никакой особенно пугающей статистики по второму показателю найти не удалось).
По официальным данным, жертвами оползней, лавин и падения с высоты стали 40 строителей. Те, кто работал на дороге в те годы, говорят, что их было около 100.
Своим появлением Трансфэгэраш обязан военной паранойе Николае Чаушеску. В конце 1960-х, встревоженный вводом советских войск в Чехословакию, лидер правящей коммунистической партии задумался о строительстве стратегической дороги, которая позволила бы в кратчайшие сроки перебросить войска на север страны. На тот момент горный массив Фэгэраш считался одним из самых труднопреодолимых в Европе: переправу через него было невозможно осуществить даже верхом на лошади. А десятью годами ранее в этом же месте уже был свернут проект по прокладке подъездной хозяйственной дороги — из-за сложности и дороговизны.
Амбициям Чаушеску это никак не помешало. Работа над дорогой стартовала в марте 1970 года: для грандиозной стройки на подмогу нескольким сотням профессиональных рабочих мобилизовали еще столько же солдат. Рыли дорогу сквозь скалы адскими темпами, с раннего утра и до поздней ночи, при любой погоде — в дождь, в ветер и в снег. Изначально строительство планировали закончить за рекордные три года, но в итоге симфония ударов кирок и взрывов динамита звучала в горах почти пять лет — за это время было разрушено 3 млн. тонн породы при помощи 6 тыс. тонн взрывчатки.
Официально Трансфэгэрашское шоссе было открыто 20 сентября 1974 года (Чаушеску неоднократно предлагали назвать его в свою честь, но румынский правитель благородно отказался). Финальные работы по укреплению склонов, созданию насыпей, бетонированию, асфальтированию, возведению 830 мостов и 27 виадуков, впрочем, шли до 1980 года. Строители продолжали трудиться в три смены, проходя испытания холодом и разлукой с близкими: некоторые бригадиры вспоминали, как проводили в горах по несколько лет, спускаясь только по крайне уважительным причинам вроде рождения детей.
Платили на Трансфэгэраше, конечно, более чем достойно: простой рабочий с четырех зарплат мог купить новенький автомобиль Dacia — немыслимая по тем временам история.
Однако мотивировали строителей не только высокие зарплаты. Если свезенные из всех гарнизонов Румынии военные еще могли колотить по камням просто из-за приказов начальства, то строители, кажется, действительно хотели сделать «невозможную» трассу на совесть. Из верности ли социализму, из личных устремлений, из железной дисциплины — непонятно, но факт остается фактом.
«Я не ностальгирую по коммунизму, но все-таки были времена, когда люди действительно умели работать, и это было видно. На гору поднялись все: и человек, принимающий решения, и проектировщик, и строитель. И все шло по плану, несмотря на то что трудности, возникшие на пути, казались непреодолимыми. Секрет успеха — в первую очередь в уникальной команде. Никто даже не думал обманывать систему только потому, что мы были где-то высоко, и никто не следил, сколько мы работали, когда просыпались и шли спать. У нас были какие-то особые рабочие принципы», — вспоминал инженер Георге Тудосою, который координировал укладку асфальта с 1976 по 1980 год.
Что ж, история, как обычно, разложила все по полочкам. Сегодня Трансфэгэраш — это по большей части просто крупный аттракцион, не имеющий никакой государственно-стратегической важности. Прокатиться по нему можно либо с севера на юг, стартовав из городка Картишоара, либо наоборот, с юга на север, через Куртя-де-Арджеш. На виды и впечатления выбор никак не повлияет, все зависит лишь от личной логистики путешествия по Румынии. Для тех, кто, как и я, решит сунуться на трассу без машины, оптимальным будет первый вариант — с начальной точкой в Сибиу.
Да, попасть на Трансфэгэраш без личного или арендованного авто не то чтобы очень просто, но возможно. Регулярный общественный транспорт по шоссе не ходит — нужно заранее бронировать трансфер. Целиком проделать путь сквозь горы мой перевозчик Balea Bus, конечно, не предлагал. Зато за €65 заказная маршрутка довозит до самой высокой точки трассы (2034 метра), где будет около пяти часов свободного времени — хватит, чтобы сходить в парочку коротких хайков и до отвала налюбоваться самым шикарным видом на северную часть дороги.
По пути — природные аперитивы и колоритные румынские деревни.
После въезда непосредственно на Трансфэгэраш начинается жестокий стресс-тест вестибулярного аппарата. Поворот налево начинается, едва только микроавтобус заканчивает поворачивать направо, и так следующие полчаса без перерыва. Ах да, мы же еще и все это время движемся вверх.
От конечной точки трансфера — поляны с мини-рынком и россыпью гостевых домов (на Трансфэгэраше вполне можно провести весь отпуск, доступных мест для ночевок за €30—40 вдоль всей трассы хоть отбавляй) — часа за полтора реально пешком добраться до водопада Быля и одноименного озера. Но я и мои попутчики — шестеро поляков и французская семья с двумя детьми — решили пощадить колени и отправиться вверх по канатной дороге.
Из кабинки уже можно наделать солидную порцию фотографий для сторис, главное, быстро занять место у окна.
Озеро Быля обладает всей необходимой туристической инфраструктурой: обед, парковка, сувениры, ночевка, место для палатки — пожалуйста. Только нужно иметь при себе наличку: в горах карты не принимают.
Живая достопримечательность шоссе — медведи. Их здесь действительно много, они не стесняются выходить прямо на обочину и клянчить у водителей яблоки с чипсами. Мне, к сожалению (или к счастью), довелось встретить только таких.
Небольшой финальный рывок — и вот оно, то, ради чего все затевалось. Трансфэгэраш — это как будто нейросеть попросили наложить самую сложную гоночную трассу в мире на самое неподходящее для нее место. То есть невероятно и восхитительно.
Дальше — только фото: выражать эмоции чем-то, кроме восторженного блеяния, уже становится попросту невозможно.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by