Казалось, крупные тиражи бумажных книг давно ушли в прошлое. Но, видимо, лишь до той поры, пока не появляется что-то невероятно коммерчески перспективное. До такой степени, что издатели готовы идти на риск и отпечатывать дебютный роман тиражом в 45 тысяч экземпляров. Это и произошло с первой книгой Виктора Дашкевича о частном сыщике «Граф Аверин», которая бьет рекорды продаж и буквально недавно приросла четвертым томиком, продолжающим замысловатую историю. О чем она и чем заслужила такую популярность, разбираемся в нашем сегодняшнем обзоре.
Читать на OnlínerЯра Горина, автор фэнтези из Минска. Да, она действительно читает все книги, о которых рассказывает. От корки до корки. Утверждает, что на одно произведение уходит два вечера (и две ночи).
Фэнтези и детектив уже лет десять занимают верхние строчки хит-парада самых популярных жанров, а роман про графа Аверина в этом смысле настоящее комбо. Интереса добавляет и непривычный сеттинг: вроде это относительно современный мир 1980-х годов с машинами и телефонами, только вот дело происходит в альтернативном Петербурге с элементами дореволюционного уклада. Вернее, Октябрьская революция таки случилась, династия Романовых пала, но вот противостояние красных и белых пошло по другому сценарию. Последние не без помощи магии в итоге победили, адмирал Колчак стал новым императором, а в Российской Империи (РИ) установилось что-то вроде британской конституционной монархии с новой столицей в городе Омске. В результате этого Петербург в книге — провинциальный город с вальяжным темпом жизни и любовью к «осетринке».
Вся эта непростая история подается в книге штрихами, с изрядной долей юмора и пестрит забавными деталями, вроде изобретения толстовок Львом Толстым. Но основа — это все же тот самый волшебный элемент, исходя из которого бок о бок с людьми живут демонические существа, наделенные огромной силой, — дивы. Они умны, нечеловечески хитры и легко меняют облик, проникая на Землю из сопредельного мира — Пустоши. Хуже того, главный инстинкт дивов — это поедать все живое, включая себе подобных.
Однако со временем человечество научилось успешно сосуществовать с таким неприятным соседом. Появилась даже особая каста колдунов, способных порабощать дивов для собственных целей. Например, из таких существ выходят отличные защитники и слуги. Правда, с подчинением все не так просто. Случайно пролитой капли крови «хозяина» временами достаточно, чтобы див вышел из-под контроля и проглотил невезучего заклинателя. Поэтому колдунам всегда приходится вести себя более чем осторожно и соблюдать правила.
Есть лишь один путь сделать дива относительно безопасным, превратив его в фамильяра-защитника для своей семьи. Но он, к сожалению, не предполагает долгой и счастливой жизни, ведь для этого колдуну нужно стать добровольной жертвой для выбранного дива.
Все эти странные условия накладывают сильный отпечаток на личность главного героя — графа Аверина. Он серьезный и опытный боевой колдун, любит следовать правилам и имеет четкие представления о том, как следует обращаться с теми, кого «приручил». Автор серии по образованию психолог, а потому неудивительно, что его герой сталкивается с кризисом собственного восприятия. В его жизни появляется необычный див Кузя.
Да, с одной стороны, это демоненок, но в то же время наивный мальчик-подросток. Он умеет превращаться в кота и даже огромного ягуара, силен и хитер, но в то же время не хочет следовать заведенному порядку, согласно которому каждый див должен обязательно стремиться есть людей. Зачем подобные глупости, если колбаса намного вкуснее? Так мальчик-кот становится спутником частного сыщика, радостно участвует в расследованиях и постоянно проверяет на прочность границы дозволенного и твердые принципы самого Аверина.
По сути, главному герою не просто приходится столкнуться со сложным ребенком в периоде пубертата, но и учитывать, что воспитывает он хоть и милого, но все же демоненка. И эти сложные отношения делают книгу действительно необычно интересной. Кузя очаровывает с первых строк и разбавляет слежку за злодеями какой-то особой уютной атмосферой.
Построение книги чем-то похоже на рассказы о Шерлоке Холмсе. Этакий сериальный принцип, когда небольшие расследования объединяются общей линией главного персонажа. У Дашкевича дела плавно перетекают друг в дружку, хотя далеко не всегда у них есть связь.
К примеру, первая часть цикла начинается с небольшого расследования странных исчезновений, а затем герой отправляется в родной дом, где ему приходится копаться в хитросплетениях семейных тайн и интриг. Да еще и выяснять отношения с русалками, которые здесь представляются совсем не волшебными существами, а чем-то вроде странной секты, увлеченной генетическими экспериментами. Впрочем, в рамках мира этот момент вовсе не удивителен. Если людям приходится постоянно сосуществовать с кем-то сильным, ловким и практически бессмертным, то рано или поздно появится желание стать такими же.
Будет здесь запутанная история и с молодыми анархистами, и с наследием Графа Дракулы, и с освобождением заложников… Не говоря уже о последующих книгах серии, в которых автор «расписывается» и еще интереснее закручивает сюжетные повороты. Романы получились весьма динамичными и наполненными приключениями.
Несмотря на невиданный масштаб исключительно положительных отзывов и нереальный совокупный тираж трех книг в 150 тысяч экземпляров, книгу все же немного, да критикуют. По большей части за отсутствие внимания к социальному устройству мира. Оно здесь действительно далеко не в фокусе, и если уж очень придираться, то можно заметить, что в альтернативной России 80-х могут попадаться какие-то шаблонные архаичные детали из старой классики.
Впрочем, может, так и задумано, поскольку главная идея книги скорее в том, что описанный мир далеко не совершенен. И даже при наличии волшебных помощников человечеству все равно пришлось бы учиться жить в мире друг с другом и самим собой. И, если рядом симпатичный котик, то делать это будет не так скучно.
Не забывайте, что у нас есть книжный чат. Все прочитанные сюжеты можно обсудить с такими же книгоманами.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро