В прошлом году в белорусском календаре появился новый важный праздник — День отца. Теперь к 21 октября нужно постараться придумать подарки тем, кому традиционно «ничего не нужно». Накануне праздника мы решили поговорить с отцами с совершенно разным опытом о воспитании детей. На одни и те же вопросы ответили отцы со стажем в полтора года и 15 лет.
Читать на OnlínerГерман создал семью довольно рано — в 22. Шаг был полностью осознанным, как и желание, чтобы в семье появился ребенок. Когда молодой паре было по 24 года, у них родилась дочка Эмма. Сейчас ей год и восемь месяцев.
Алексей женился в 28. К тому моменту крепкая семья была для него главной мечтой. Вскоре в семье появились сын Даниил и дочка Маша — им скоро исполнится 15 и 13 лет соответственно. А через несколько дней после своего 42-летия Алексей стал отцом в третий раз. Младшего сына назвали Иваном, ему 3 годика.
Герман: Пока я сталкивался только с мини-батлами на площадке, когда дети не могут поделить игрушку. Но вообще, я не такой гибкий и понимающий, как моя жена. Для меня мой ребенок всегда прав — как минимум потому, что это дочка. По своему окружению я наблюдаю классическое перекрестие: мамы больше пекутся о сыновьях, а папы — о дочках.
Для решения конфликтов в саду есть воспитатели и группы родителей в мессенджерах. Если что-то произошло, вопрос можно прояснить в тот же день. Дети не всегда рассказывают истории максимально точно. Не буду учить ее подставлять вторую щеку, но это и не будет история про давать сдачу. Все должен решать разговор.
Алексей: Нельзя терять лицо. На самом деле, детский мир довольно жесткий. Поэтому нужно уметь договариваться: твердое — ломается, но и прогибаться не стоит, нужно лавировать. Конечно, объяснить это ребенку сложно, но нужно пытаться. Родители точно не должны вмешиваться, дети должны учиться разбираться между собой сами.
Герман: Пока моей дочке непонятно, что такое деньги, и ей кажется, что вещи из магазина прилетают сами собой. Но если она требует продукты, которые ей нельзя, мы также решаем все разговором. Не кричим на нее, даже когда она кричит на нас — просто потому, что у нас было больше опыта взаимодействия с этим миром. И мы находим ресурс, чтобы объяснять ей спокойно. Например, что нельзя в год и восемь месяцев съесть гигантскую трехслойную шоколадку, потому что будут болеть зубики.
Когда у меня еще не было своего ребенка, глядя на истерики на людях, я думал: ну как вы не можете воспитать своего ребенка? Но, как родитель, ты понимаешь, что у него может быть очень много эмоций, которые выливаются в физическую конвульсию с катанием по полу и битьем ногами. По сути, все, что ты можешь сделать, — присесть на корточки и пережить это вместе с ним. Что в этот момент думают другие дяди/тети, мне абсолютно все равно.
Алексей: Здесь я плохо справляюсь. (Смеется.) Мы с женой обсуждали, кто будет добрым полицейским, а кто — злым. Я сразу сказал, что буду добрым. Когда я вижу, как мой ребенок о чем-то сильно просит, не могу сопротивляться, мне проще купить. Это мамы могут быть более строгими, а я вижу эти глазки… Особенно если просит дочка. Не могу отказать.
Герман: Сейчас мы не показываем вообще никакие мультики и в принципе ограничиваем экраны в поле ее зрения. Не включаем телевизор в присутствии дочки, ноутбуки — тоже, не даем ей в руки телефон. И просим бабушек и дедушек так не делать. Единственное, что мы иногда включаем, — спокойные видео про животных, практически диафильмы. И то в безвыходных ситуациях и максимум на 15 минут.
Исследователи говорят, что нормально включать мультики с 4 лет. Насколько можно прожить этот период, вообще не сталкиваясь с ними, непонятно. Мне бы хотелось показывать мультфильмы с хорошей, понятной историей и прикольным визуальным стилем. Я сам люблю анимацию и жду не дождусь, когда смогу показать ей некоторые картины.
Алексей: Я много думал на эту тему. Есть бестолковые мультфильмы, а есть обучающие — их я считаю полезными. Главное, чтобы ребенок не смотрел их так долго, чтобы это было во вред здоровью. Признаюсь, мы не идеальные родители: иногда мультики — единственный способ занять или успокоить ребенка. Так что включаем уже и младшему тоже.
Я не пытаюсь навязывать свои вкусы. Прогресс идет, развивается качество картинки, заинтересовать ребенка советским мультиком практически невозможно. Да, мы их смотрели — так у нас выбора не было. Они соответствовали духу того времени, а теперешнему уже не соответствуют. У младшего в топе «Маша и медведь» и «Три кота».
Герман: Я пережил все классические волны воспитательства — от ремня до гороха и стояния в углу. Считаю, что это неправильно, и к своему ребенку применять это не хочу. В этом мы абсолютно солидарны с женой — никаких физических воздействий.
Могу предположить, что в будущем наказанием может быть лишение чего-то — например, смартфона или планшета. Чтобы было понимание, как работает этот мир. Если были нарушены оговоренные условия, в отношении вас принимают меры.
Алексей: Нет. Наказание — это унижение человека, поэтому сейчас мы стараемся решать все беседой. Хотя со старшими я придерживался другого мнения. Думаю, тогда сделал много ошибок, о чем сейчас жалею. Тем более это не работает, а только вызывает ответную агрессию.
Лишить телефона и карманных денег тоже не вариант. Ребенок должен сам понять, что был не прав. Он же все равно найдет способ выкрутиться из ситуации и не сделает никаких выводов. Разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать. Но оставаться спокойным получается не всегда — даже не буду пытаться изображать из себя святого.
Герман: Хорошо учиться нужно, по сути, для себя. Как пишущий журналист, скажу, что не знаю ни одного правила русского языка, кроме базовых. Но я хорошо пишу — только потому, что всю жизнь очень много читаю. Дочка это видит и тоже постоянно «читает» свои книжки.
У меня всегда было плохо с математикой и другими точными науками. Но от меня требовали, чтобы я их знал. И я до сих пор не понимаю зачем. Поэтому не хочу нападать на своего ребенка. Если ее заинтересуют два из десяти предметов, это будет супер.
Алексей: Я отношусь спокойно: двойки и двойки. У каждого свои способности. Сложно хорошо проявлять себя и в математике, и в языках. Поэтому неудивительно, что какие-то предметы даются хуже. Это не повод для расстройства. Главное, чтобы был интерес хоть к чему-то.
Герман: Сверяясь с литературой, исследованиями и тематическими YouTube-каналами, делаю вывод, что все нужно называть своими именами, но с учетом возраста, без лишних подробностей. Не вижу смысла говорить, что ребенка нашли в капусте, если можно рассказать, что он рос у мамы в животике.
Хотя у меня дочка, думаю, мне было бы окей говорить с ней на эти темы. Другой вопрос, будет ли комфортно ей. Просто нужно делать это адекватно, ничего не навязывая — с просветительской точки зрения. Возможно, показать разъясняющие видео или книги.
Алексей: Для меня этот вопрос всегда существовал, но ответа на него я так и не нашел. Дети с этой темой ко мне никогда не приходили. А я не придумал, как говорить с ними об этом, так что сам не подходил. Но если вдруг младший спросит, буду подбирать слова. Если кратко, думаю, рассказывать нужно по запросу.
Герман: Мне кажется, это тоже зависит от родителей. Мы с женой не курим. Надеюсь, дочка тоже не будет курить, потому что она не будет видеть пример в нашем лице. При этом у нас обоих родители курят. Просто в определенный момент мы сделали выбор: лично нам это не нравится.
Что касается алкоголя, важно, чтобы ребенок видел спокойное отношение к нему родителей: не застолья, где все напиваются, а что родители могут раз в неделю выпить один-два бокала в свое удовольствие и остановиться.
Но если такое произошло, не думаю, что хороший выход — ругаться и запирать ребенка в комнате. Важно объяснить, насколько это вредно в таком возрасте и почему стоит подождать до 18. И было бы здорово, если бы ребенок не постеснялся открыто поговорить об этом.
Алексей: Такого опыта у меня нет, но отреагирую, конечно, негативно. Постараюсь сразу пресечь. Точно не буду делать вид, что это нормально, или игнорировать тему. Можно попробовать разные способы воздействия — хоть что-то да приведет к результату.
Но надо быть честным по отношению к детям. Если вспомнить, что я делал в их возрасте в девяностые, то они просто чистые ангелы. К счастью, мои дети живут в гораздо более безопасных условиях, что, естественно, облегчает мне как родителю жизнь.
Герман: Да. Но не глажка вещей, поход за продуктами с тяжелыми сумками или мытье полов во всей квартире в 6 лет. Потому что ребенок с этим не справится. Да он и не должен — для этого есть родители.
Но поддерживать порядок в своей комнате — это совершенно окей. Если родители убирают за собой, не разбрасывают вещи, не копят гору посуды в раковине, у ребенка нативно появляется желание жить в чистоте. Например, так было у меня. Но если родители свиньи, то почему ребенок должен вести себя по-другому?
Алексей: Да, обязательно. С самого раннего возраста убирать свои игрушки — обязанность ребенка. Позже — помыть за собой тарелку, помочь развесить белье, сложить вещи.
Например, старшего я беру с собой на стройку (мы сейчас строим дом). Рассказываю, как он может помочь. Он иногда спрашивает: «А что мне за это будет?» Но это неправильно. Поэтому я стараюсь объяснять, что это наша общая цель: мы семья и должны делать это вместе. Но могу его за это и поощрять, чтобы он видел, как важна для меня его помощь.
Герман: По сути, само понятие «домашняя работа» предполагает, что ребенок делает ее самостоятельно. Надо мной стояли все школьные годы до выпускного класса. Ни к чему хорошему это не приводило, потому что вызывало искреннее раздражение. А ежедневная проверка дневника — еще и панику и страх. Мне кажется, это не было ни капли полезно. Просто все вокруг так делали — и мои родители тоже, по накатанной.
Дневник можно смотреть раз в неделю, чтобы понимать, как она прошла: где «накосячили», получили замечание, не вытянули. Но вмешиваться в домашнюю работу стоит только в том случае, если сам ребенок обращается за помощью.
Алексей: Раньше делали, сейчас стараемся больше доверять им. Но полностью не получается. Они говорят: да-да-да, все сделаем — а в итоге игнорируют. Поэтому если нужен хороший результат, лучше периодически проверять. Но обычно этим занимается жена.
Герман: Спорт — это классно. Но есть разница между занятиями для здоровья и тонуса и профессиональным спортом. Он слишком часто ломает — это я знаю по собственному опыту.
Что касается развивающих занятий, то это прикольно в игровой форме, это очень естественно. Если оно может быть еще и полезно, пусть. Но когда ребенок говорит «Не хочу», «Не нравится», можно спокойно скипнуть: это все-таки его досуг. У меня нет ожиданий, что ребенок станет native speaker в 5 лет.
Алексей: Всего должно быть в меру. Главное, чтобы ребенку было интересно. Если я вижу, что ему нравится, готов платить любые деньги! Нельзя навязывать свою точку зрения, даже если тебе самому это не очень нравится. Хочет — пусть занимается.
Дочка ходила в музыкальную школу. Разонравилось — бросила. Потом захотела синтезатор. Позанималась с репетитором — бросила. Ну я же не буду заставлять. Позже понравится что-то еще.
Герман: Нет, не обязательно. Для меня это вышло органично: мне нравилось заниматься журналистикой. При этом особо в университет меня не гнали.
Если мой ребенок захочет получить профессию, для которой высшее образование не нужно, — только в путь. Может, она будет барбером-колеровщиком или дерзким стартапером, скупившим половину земного шара. Но если захочет глубже изучать что-то интересное — тоже, конечно, да! Реальная жизнь показывает, что часто это не связано напрямую с заработком.
Алексей: Я считаю, что здесь и сейчас — да. При приеме на работу большинство организаций смотрят на наличие диплома. Профессий-исключений не так много. Можно привести в пример программистов — там все решают тесты. Да, так и есть. Но этой сферой все не ограничивается.
Герман: Смотря что мы вкладываем в это понятие. Если чрезмерное пестование, необоснованное задаривание и ублажение абсолютно всех «хотелок», то явно нет. Ребенок начинает ждать точно такого же поведения от всего остального мира, и это будет иметь печальные последствия.
Не странно любить своего ребенка и делать для него все, что в твоих силах. Мой папа по профессии экспедитор, который по полгода проводил в разъездах. Поэтому очень важным и ценным мне кажется внимание — но не навязчивое «А что ты делаешь? А сейчас? А можно посмотреть?», а те моменты, когда вам искренне интересно друг с другом.
Алексей: Можно и нужно. Но я и сам чувствую моральное удовлетворение, когда делаю для детей что-то хорошее. Тут даже вопрос: я больше делаю это для них или для себя? (Смеется.) Помню, когда старший сын был маленьким, он так радовался всем подаркам, изо всех сил прижимался и обнимал, так искренне благодарил — эта мгновенная реакция дает такой заряд!
Герман: Примерно тому же, что и мама. Быть человеком, как мне кажется. Папа и сам старается, но еще не научился: это путь длиною в жизнь. Классно подавать пример, не делая акцент на том, что ты его подаешь. Я не к тому, чтобы ребенок повторял твой путь, но нужно стараться быть примером в хороших, человечных вещах: честности, понятии о чести, доброте. Если донести вот это, можно считать, что что-то да получилось.
Алексей: Быть человеком — в любой ситуации. Не быть злым, думать не только о себе, но и о других. Это главное.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by