Спецпроект

Не смогла найти нормальное свадебное платье и сшила сама — теперь о ее нарядах мечтают все невесты. История успеха Веры Вонг

Источник: Егор Корытько
02 сентября 2023 в 8:00

Чаще всего легендарные суперзвезды из любой творческой сферы — вундеркинды, которые успели полностью сделать себя годам к 25. Но еще ярче порой сияют те, чьи знания и опыт тихо зрели еще полтора десятка лет, чтобы почти случайно выплеснуться в нужный момент и покорить мир. Пример из мира моды — дизайнер Вера Вонг, которая до 40 крутилась в фешен-бизнесе как редактор глянца и кутюрье средней руки, пока не взялась сшить красивое белое платье на собственную свадьбу. Спустя годы в воздушных и атласных нарядах от Вонг будут выходить замуж все главные героини светских медиа — от Виктории Бэкхем до Ким Кардашьян. Вместе с Betera рассказываем историю женщины, сделавшей свое имя синонимом свадебной моды.

Читать на Onlíner

Девочка из высшего общества

«Здравствуйте, меня зовут Вера. Могу ли я помочь вам с выбором?» — обратилась консультантка нью-йоркского бутика Yves Saint Laurent к покупательнице, лицом и манерами похожей на какую-нибудь известную французскую актрису. Та, сразу заметно, в магазинах люксовой одежды чувствует себя как дома — но от помощи не отказывается. Тем более что юная китаянка, представившаяся явно американизированным именем Вера, оказалась отлично подкованной в актуальных позициях бренда, а еще имела неплохой вкус и насмотренность. После удачного шопинга посетительница протянула девушке визитку и сказала позвонить, «как окончит учебу».

На визитке красовалось имя Фрэнсис Стайн. В 1970 году, когда и произошла эта (как потом окажется, судьбоносная) встреча, она была успешной стилисткой и модным директором Vogue, работала с Холстоном и Кельвином Кляйном. В общем, легенда. Вера наверняка подумала, что такие люди если и раздают свои контакты направо и налево, то чисто из вежливости. Но визитку сохранила: какие-никакие, но связи в большом фешен-бизнесе, куда студентка колледжа искусств мечтала пробиться последние пару лет, лишними не будут.

Высокой модой Вера интересовалась с детства — статус родителей позволял такие увлечения. Девочка росла в семье представителей эмигрировавшей китайской элиты: отец, Чинг Ченг Вонг, владел крупной медицинской корпорацией, мать, Флоренс Ву, работала переводчицей в ООН. Женщина была постоянной клиенткой чуть ли не всех крупнейших модных домов и постоянно брала дочь на показы Кристиана Диора или, например, Юбера де Живанши. К своим 10 годам Вера знала в лицо всех главных мировых кутюрье и даже могла отличить их осенне-зимние коллекции друг от друга. А в 18 сама стала лицом с обложки глянцевого журнала — правда, не какого-нибудь Vanity Fair или Cosmopolitan, а… Sports Illustrated.

Провал на льду

Дело в том, что тогда главной страстью Веры была все-таки не мода, а фигурное катание. В 1950-х этот спорт был безумно популярен в США, и родители охотно приводили своих чад на профессиональный каток. Не стала исключением и 5-летняя Вера. Причем, что необычно, девочка сразу же выбрала своим направлением парное катание, определившись и с мечтой на ближайшие годы — стать фигуристкой самого высокого уровня и однажды привезти в родной Нью-Йорк золото Олимпиады.

Шанс на олимпийское чемпионство выпал в 1967 году, перед зимними Играми 1968-го во французском Гренобле — тогда же Sports Illustrated назвал Веру «самой многообещающей фигуристкой страны». Вряд ли, конечно, журналисты догадывались, что именно этот авансовый титул так и останется главным спортивным достижением Вонг. На предолимпийском чемпионате США девушка и ее партнер Джеймс Стюарт заняли лишь пятое место — и ни на какую Олимпиаду не поехали. Вера была раздавлена: у спортсменки было ощущение, что 12 лет упорных стараний в один момент просто пошли коту под хвост. Пережив пару нервных срывов, девушка принимает тяжелое решение завязать со спортом.

«Все равно самое интересное, что есть в фигурном катании, — это наряды», — раздосадованно язвит Вонг и заявляет родителям, что теперь собирается стать модным дизайнером.

Отец в ответ пожимает плечами и говорит, что, конечно, все начинания любимой дочери поддержит, но ни цента на все эти ее фешен-штучки не даст. Мол, любишь моду — иди работать в какой-нибудь магазин платьев. Вера пообещала, что так и сделает, только сперва все-таки слетает во Францию — не на Олимпиаду, так хоть на искусствоведческие курсы в Сорбонне.


Эра Vogue и очередное разочарование

В 1968-м французская молодежь жила протестами. А Вера Вонг жила на раскладном диване у приятеля своего бойфренда в одном из самых престижных районов Парижа, днем разглядывала витрины бутиков и страницы модных журналов, а вечерами тусовалась с богемными однокурсниками, в перерывах между песнями под гитару обсуждая большие перемены, которые вот-вот ждут мир. Напитавшись духом haute couture, Вера вернулась в Нью-Йорк, поступила в колледж, нашла, как и советовал отец, работу в магазине французского модельера и дождалась-таки того самого знакомства с Фрэнсис Стайн.

Девушка действительно набрала номер «той приятной дамы из Vogue», причем сделала это задолго до окончания учебы — меньше чем через два года. Стайн почему-то вспомнила ее и предложила стажировку в журнале в качестве ассистентки редактора. В итоге временная работа девочкой на побегушках привела к тому, что всего спустя каких-то пару месяцев упорной и трудолюбивой Вере самой понадобилась ассистентка.

В 1972 году, в возрасте 23 лет вчерашняя консультантка из магазина становится самым молодым редактором «библии моды».

Вонг проведет в редакции 15 лет — и потом будет вспоминать этот период жизни с большой благодарностью, но не без содрогания: по ее словам, часто будни журнала напоминали фильм «Дьявол носит Prada» на максималках. Особенно тяжело и страшно работалось с одиозной легендой Vogue, стилисткой Полли Меллен. Впрочем, Вера хоть и называла бывшую начальницу «сучкой», но не забывала упомянуть, что именно та привила ей любовь к черному цвету и научила стилизовать съемки.

Вера Вонг на вечеринке в культовом нью-йоркском клубе «Студия 54» (1978 год)

На пике редакторской карьеры перед Вонг по одному звонку открывались любые двери в модной индустрии: с ней готовы были работать лучшие фотографы, парикмахеры и модели. В какой-то момент она все равно уперлась в карьерный потолок. Следующей ступенькой было только кресло главреда Vogue — но и оно отошло Анне Винтур, имя которой теперь невозможно представить в отрыве от названия журнала. Однако в то время назначение какой-то стальной выскочки с прической-бобом Вера восприняла как очередное (после краха олимпийской мечты) личное поражение. И, как когда-то уже было с фигурным катанием, женщина решает сжечь мосты — и начать все с нуля.

Сейчас Вонг и Винтур подруги. На днях их видели вместе на матче US Open

Это не преувеличение: забрав из бухгалтерии Vogue трудовую книжку, Вонг с удивлением обнаружила, что будь ты хоть десять раз знаменитым редактором, но отдельно от глянцевого бренда воспринимать тебя всерьез уже никто не будет. Такие вот суровые фешен-джунгли. Хотя без работы Вера все равно, разумеется, не осталась. В 1987-м она устраивается на должность дизайнера аксессуаров в Ralph Lauren. У «самого американского из всех американских модельеров» (так описана Лорена сама Вонг в одном из интервью) экс-журналистка переняла навыки прокачки личного стиля, а еще умение продвигать свое видение без оглядки на тренды. В модном доме Вера провела два года, вплотную приблизившись к давно зревшей идее создания собственного бренда. Впрочем, как и ко многому в жизни, к ее воплощению Вонг придет спонтанно и почти что по воле случая.

Она просто не хотела быть похожей на зефир

1989 год. Вера готовится к свадьбе с нью-йоркским застройщиком Артуром Беккером. Все уже готово к торжеству, кроме самого важного — платья. Жутко нервничая, Вонг бегает по всем манхэттенским бутикам, разглядывает десятки европейских коллекций, примеряет по десять свадебных нарядов на дню — все не то. Пышные платья-рюмочки, наверное, идеально смотрелись на 22-летних невестах, но Вонг было уже 40 — и в них она видела себя огромным и кривым куском зефира. Хотелось чего-то стильного и серьезного, хотелось, чтобы платье было в первую очередь модным, а уже потом свадебным. Дедлайны тем временем догорали, и Вера, плюнув на все, взяла дело в свои руки: сшила по собственному эскизу минималистичный наряд с пайетками и, довольная, поехала в нем на торжество. Где, наверное, только и думала о внезапно обнаружившейся незанятой нише — крутых свадебных платьев для тех, кому за 30.

Первый салон свадебных платьев с такой концепцией открылся в нью-йоркском отеле «Карлайл» в 1990-м, но уже к началу нулевых возрастные границы напрочь стерлись — о наряде от Веры Вонг мечтали все девочки мира лет с 16. Благодаря смелому, часто асимметричному крою и цветовой палитре (платья Вонг бывают черными, бежевыми или, например, фисташковыми), а еще уместному сочетанию классики и трендов ее платья стали настоящими произведениями искусства. И сделали революцию в индустрии, которая долгие годы предлагала всем подряд однообразные безвкусные наряды, похожие на кремовые торты.

Ариана Гранде и Мэрайя Кэри в платьях от Веры Вонг

Назовите любую замужнюю селебрити — скорее всего, на свадьбе она была именно в Vera Wang. Ким Кардашьян, Дженнифер Лопес, Ариана Гранде, Аврил Лавин, Джессика Симпсон, Мэрайя Кэри — перечислять можно бесконечно. Самые премиальные платья звездных невест могли стоить больше, чем все остальные элементы торжества вместе взятые, — такое, говорят, было у Виктории Бэкхем. Постепенно платье от Вонг стало главным символом роскошной свадьбы и объектом вожделения невест из кино и сериалов. Его называла идеальным Шарлотта из «Секса в большом городе», в нем выходила замуж Блэр из «Сплетницы».

И про него героиня Энн Хэтэуэй из «Войны невест» сказала культовую фразу: «Это не платье Веры Вонг подгоняют под тебя, это ты подгоняешь себя под платье Веры Вонг».

Кадр из фильма «Война невест» (2009)

Все носят Vera Wang

Разумеется, одними лишь свадебными платьями Вонг ограничиваться не стала — хотя на этом настаивал отец, решившийся в конце концов инвестировать в бизнес дочери. Первая коллекция повседневной одежды выйдет в 2000 году, уже после его смерти. Примерно в то же время бренд Vera Wang начнет уделять много внимания вечерним нарядам, в том числе тем, что надевают селебрити на главную мировую кинотусовку — церемонию вручения «Оскаров». В платьях от Веры на красной дорожке в разные годы мелькали Шэрон Стоун, Кира Найтли, Эмма Уотсон, Сандра Буллок, Тина Фей и десятки других голливудских актрис.

Певица Андра Дей на оскаровской церемонии в кастомизированном платье от Веры Вонг

По модной дорожке Вера Вонг добралась в итоге и до признания в сообществе фигуристов. В костюмах модельера в свое время блистали на льду олимпийские призеры и чемпионы мира: в ее свободной театральной одежде брала медали в Нагано и Солт-Лейк-Сити Мишель Кван, в черном костюме со змеями выигрывал золото Ванкувера Эван Лайсачек, в цветастых нарядах трижды становился чемпионом мира Нэйтан Чен.

В 2009 году Вонг попала в Зал славы США по фигурному катанию как художница по костюмам.

Сейчас Вонг 74 года, но на кого она похожа меньше всего, так это на потихоньку выходящего в тираж кутюрье старой школы. Дизайнер стилизует домашние съемки, демонстрируя сокровища своего гардероба, снимает тиктоки, тусуется на популярных светских мероприятиях и вообще дает фору любому инфлюенсеру, который годится ей в правнуки. Сильнее всего будоражат подписчиков аутфиты Веры с кроп-топами и короткими шортами, в которых она умудряется выглядеть младше своих 30-летних приемных дочерей.

«Работа, сон, мало солнца и коктейли с водкой», — ухмыляясь, делится Вонг секретом «вечной молодости». Ну, попробуем поверить в то, что она все-таки не продала душу какому-нибудь дьяволу, одетому в Prada.

Читайте также:


Партнер проекта — Betera

БК Betera (ООО «Статускво») — топовый игрок белорусской гемблинг-индустрии. Тебя ждут более 1600 игр на технологичной платформе для онлайн-развлечений. Слоты, live-казино, настольные и ТВ-игры. Попробуй!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by