Всем нам хочется пахнуть приятно и «дорого», но, когда дело доходит до покупки раскрученного аромата, свой голос подает внутренняя «жаба». Еще бы: когда за небольшой флакончик просят 1000 рублей, порой кажется, что это за гранью добра и зла. На помощь приходят аналоги или просто «паль» — самые обычные подделки. Кто-то продает копии честно: да, это не оригинал, но аромат приятный и цена у парфюма соответствующая. Хуже, если подделки предлагают под видом оригиналов — и это уже обман. Давайте разбираться, как устроен рынок парфюмерии и в чем его коварство.
Читать на OnlínerВ понедельник мы запустили серию публикаций о подделках на белорусском рынке. Разбирались, куда делись дешевые копии известных брендов, проверяли, можно ли одеться в паленые «Луи Гуччи», чтобы никто не догадался, и искали в Минске контрафакт чая и кофе. Сегодня расскажем, как отличить оригинальный парфюм от копии и стоит ли вообще переплачивать.
Александр не хочет показывать свое лицо: шутит, что парфюмерные мошенники с удовольствием встретились бы с ним где-нибудь в темном переулке. Несколько лет назад минчанин начал администрировать группу в Viber STOP FAKES и глубоко заинтересовался темой подделок в парфюмерии. В группе, которую он ведет, покупатели делятся фото своих парфюмерных находок и коллективным разумом пытаются понять, что перед ними — оригинал или подделка.
Совместными усилиями участники группы составили «черные списки» продавцов на барахолках и в Instagram. Именно там, по словам Александра, чаще всего встречаются обманщики.
— Чтобы отличить подделку от оригинала, надо сыграть в простую детскую игру «Найди 10 отличий», — рассказывает активист. — Это, в принципе, несложно, но нужно знать, как выглядит оригинальный парфюм: упаковка, флакон, крышка, распылитель и так далее. Если я знаком с брендом, сразу увижу разницу: у подделки может быть другой пульверизатор, другое литье стекла, используются другие шрифты. Часто «паль» выдает слюда (упаковочный целлофан. — Прим. Onlíner) — она бывает слишком толстая, мутная, слишком большая. И запайка у разных брендов разная, шов отличается, цвет жидкости — в общем, нюансов много.
Те, кто интересуется парфюмерией, могли также слышать про батч-код — это такой набор символов на упаковке, в котором зашифрованы номер партии и дата изготовления. Примечательно, что сами мошенники часто советуют пробивать его в интернете: мол, проверьте и убедитесь, что у нас все честно.
— Батч-код — это всего лишь срок годности, и он копируется, как и все остальное — какие проблемы? — удивляется доверчивости людей Александр. — Выдать подделку могут шрифт, способ нанесения этого кода на конкретном парфюме, но не сам батч-код. К сожалению, без насмотренности человек не сможет легко проверить в интернете, оригинал это или подделка.
Еще сложнее, если перед вами окажется так называемый распив — это когда парфюм разливают в небольшие стеклянные емкости и продают где-нибудь в интернете. Формат удобный и в последнее время очень популярный: вместо большого флакона ты получаешь на пробу 5—10 мл известного аромата. А если еще и цены приятные, так это же просто песня! Вот только покупаете вы кота в мешке, ведь у парфюма не будет заводской упаковки — сравнивать просто не с чем.
Мы соблазнились на одно такое заманчивое предложение в Instagram. Комплект из пяти флаконов по 5 мл продают в пределах 50—60 рублей. Есть тематические сеты, например «К 8 марта» или «Весна». Можно собрать свой набор из предложенных ароматов — ассортимент большой, бренды раскрученные. И в профиле подчеркивается, что продаются исключительно оригиналы.
Мы выбрали именно те ароматы, которые нашли в наличии на сайте крупной сети косметики и парфюмерии. Наша цель — сравнить их с пробниками из магазина. (Знаем, что народе ходят слухи про подделки и в сетевых магазинах, но в группе STOP FAKES уверяют, что с такими случаями не сталкивались.)
Заказ получился таким:
Поначалу общение было предельно вежливым. Мы спросили, есть ли самовывоз, но его «отменили с лета». Соглашаемся на единственный предложенный вариант — доставку «Белпочтой». За набор из пяти ароматов по 5 мл отдаем 63,5 рубля, включая стоимость пересылки.
То есть один парфюм обошелся нам примерно в 13 рублей — запомните эту цифру.
Для сравнения: в сетевом магазине 50 мл Tobacco Vanille от Tom Ford продаются за 940 рублей. Если считать грубо, 5 мл этого аромата обошлись бы нам в 94 рубля — это в полтора раза дороже, чем весь набор из Instagram.
Вскрываем упаковку, заботливо перевязанную розовой ленточкой, и тут нас ждет первое разочарование: вместо Lady Million от Paco Rabanne в коробке оказались два флакона Good Girl Gone Bad от Kilian. Мелочь, но неприятно. Сами флаконы выглядят просто, при этом лаконично. Позже мы узнали, что это атомайзеры эконом-класса.
Чтобы испытать духи в деле, мы обратились к известному в Минске парфюмеру Владу Рекунову. Как оказалось, он не только создает эксклюзивы, но и иногда повторяет культовые ароматы по заказу клиентов. Уверяет, что это не так уж сложно, когда есть доступ к прибору под сложным названием «газохроматограф». С его помощью хороший специалист способен расшифровать почти любой аромат и скопировать его.
— Для вашего понимания: сами композиции в парфюмерии авторским правом обычно не защищаются — по ряду причин: это дорого и бесполезно. Можно заменить лишь какую-то одну ноту, и это будет уже другой рецепт. Поэтому крупные компании обычно защищают свой бренд и название аромата, — начинает с теории Влад.
Когда парфюм становится популярным, всегда находятся те, кто готов его повторить — официально и совершенно легально. Влад условно называет такую группу парфюма «клонами».
— Возьмем тот же Tobacco Vanille от Tom Ford. Он дорогой, не каждый человек может себе его позволить. Вот почему бренд под названием Al Haramain сделал клон этого аромата — Amber Oud Tobacco Edition. Они очень похожи, но прибыльную составляющую Al Haramain делает не такой сумасшедшей, как Tom Ford. Аналогичным образом свои версии известных ароматов выпускают многие бренды.
Как вы понимаете, любой человек при желании может купить клон и сделать его распив. Если он будет продавать такой аромат под видом Tom Ford, это уже обман.
Также в продаже можно найти версии ароматов «под номерами». Традиционно продажей такого парфюма занимаются крупные сетевые компании, причем они предлагают варианты разного качества.
— Разница все равно будет, но рядовому пользователю она не очень заметна. И, по моему глубокому убеждению, хорошо скроенная копия вполне имеет право на существование. Некоторым такой парфюм может понравиться даже больше, чем оригинал, а стоить он будет во много раз дешевле.
При этом справедливо, чтобы покупатели знали о покупке копии, отмечает Влад. А вот с этим часто бывают проблемы. Некоторые люди до последнего верят мошенникам, даже если цена кричит о том, что «я не тот, за кого себя выдаю».
— Специально для вас я узнал цены от поставщиков, которые, по сути, являются контрабандистами, то есть возят оригинальный парфюм из России без уплаты таможенных пошлин. Мне сложно представить, что кто-то на рынке может предложить существенно более низкую стоимость, если говорить именно про оригиналы. И это будет лишь себестоимость парфюма — по идее, продавец в интернете должен добавить к цене свою накрутку.
Итак, цены от поставщиков такие:
— Можно сделать скидку на то, что кто-то за счет скачка курса выгодно урвал флакон духов. Но постоянно поддерживать широкий ассортимент в таком случае невозможно. Когда цена сильно ниже рынка, я всегда подозреваю какую-то схему, — говорит Влад.
А теперь вернемся к самим ароматам, которые ждали нашего теста. Сначала мы сравнили их звучание с аналогами ароматов, изготовленных под заказ Владом (отличия были, но мы не беремся оценивать, насколько они существенные). Потом пошли в «Кравт», где попросили продавца показать образцы такого же парфюма из магазина.
— Вот здесь в Tobacco Vanille больше чувствуется именно ваниль, он слаще, а здесь явно звучит табачный лист, — отмечает парфюмер, когда мы сравниваем Tom Ford на двух разных тестерах.
— Тут аромат более маслянистый, вязкий, а второй как будто более легкий, не такой концентрированный, есть ощущение, что в стойкости он проиграет,— это комментарии Влада по поводу Good Girl Gone Bad от Kilian.
Аналогичные впечатления у парфюмера и по поводу Acqua Di Gio от Giorgio Armani. Один образец как будто «обедненный», второй раскрывается ярче. А вот Black Phantom от Kilian в магазине не оказалось.
Мы решили усложнить задачу и устроили слепой тест, который показал, что определить оригинальность аромата только по запаху непросто. И Влад, и опытный консультант магазина долго не могли определиться с выбором, когда держали в руках две полоски Tobacco Vanille без каких-либо пометок.
Нам самим разница в ароматах поначалу казалась очевидной, но ближе к концу эксперимента уверенность стала пропадать. Кажется, все не так однозначно.
Дома мы решили проверить стойкость парфюма. Я буквально один раз пшикнула на футболку Black Phantom из нового набора. На следующий день аромат никуда не испарился — приклеился намертво и даже стал раздражать. Значит, это все-таки оригинал? Влад Рекунов не согласен. По его словам, стойкость конкретного парфюма еще ни о чем не говорит.
— У хороших брендов есть нестойкие ароматы, как и у дешевых бывают очень стойкие. Это в большей степени зависит от самой композиции. Удовые ароматы, например, вы даже со стиркой не отмоете, а вот акватические или цитрусовые исчезают очень быстро. Но, конечно, у брендов высокого уровня рецепты богаче, компоненты более качественные, поэтому стойкость обычно выше.
— А еще в народе говорят, что от подделок болит голова. Это правда?
— Если у вас аллергия, например, на удовые составляющие, даже от дорогого оригинального аромата у вас будут неприятные ощущения. Все индивидуально. Я повторюсь: ваш нос — лучший советчик. Одинаково хорошо человеку может подойти как оригинал, так и его аналог.
К нашей пятерке ароматов мы еще вернемся, а пока попробуем понять, чем подделки отличаются от аналогов. Вы наверняка видели в торговых центрах «островки» с парфюмерной продукцией под брендом Azmirli. Говорят, у них в составе много масел, стойкость отличная, а цены невысокие. И ароматы вроде как культовые.
Как мы выяснили, 90% ассортимента — это аналоги известных ароматов и только 10% свои. Но упаковка типовая, нейтральная — никаких «томфордов» или «шанелей» вы на ней не увидите.
По словам директора, саму отдушку компания закупает в Швейцарии, а из Китая привозят флаконы и другие комплектующие. В Беларуси есть свой цех, где смешивают концентрат со спиртом и водой и делают розлив.
— Отдушку мы закупаем высокой категории — A, а есть еще B и C. Также, насколько я знаю, на этой фабрике предлагают сырье категории T — «топ», еще более высокий уровень, — говорит руководитель. — На фабрике килограмм отдушки может стоить €100, а может — €10. Мы никогда не покупаем сырье за €10, это принципиальная позиция. В итоге наш парфюм на 95—98% схож с оригиналом, но мы не продаем его как Chanel Chance, например. У нас может быть только аромат по мотивам Chanel Chance — под определенным номером.
— И все-таки чем вы отличаетесь от тех, кто продает подделки?
— Такие продавцы могут привезти сырье с каких-нибудь подвальных заводов в Китае, без документов качества. А у нас все прозрачно: есть лицензия на производство, декларация соответствия на каждую позицию, — объясняют в отделе продаж и показывают увесистую папку с документами.
— А когда приходят покупатели, вы предупреждаете, что это не оригинал?
— Да, обязательно говорим, что это аналог, и объясняем разницу. Но вы же видите цену — ни один оригинал не будет продаваться по такой стоимости. Бывает такое, что нас обвиняют в выпуске «пали», но это не «паль»! Многим почему-то кажется, что, если что-то похоже на оригинал, значит, это подделка. Хотя даже известные бренды выпускают ароматы, похожие на культовый парфюм. Это нормальная практика.
Что по ценам? 30 мл из списка так называемых «люксовых ароматов» стоят 50 рублей (селективные — чуть дороже). Если бы мы разлили духи Azmirli по маленьким флаконам, 5 мл стоили бы 8 рублей. Наши духи из Instagram, напомним, стоят ненамного дороже, а продавец настаивает на их оригинальности.
Мы так и не ответили на вопрос, что же в этих черных флакончиках по 5 мл. Помимо низкой цены и качества самого парфюма, есть еще один немаловажный фактор — то, как продавец ведет бизнес и общается с покупателями. Во-первых, напомним, что торговля через соцсети по закону в Беларуси запрещена. Instagram может быть только рекламной витриной, но принимать заказы продавец обязан через интернет-магазин.
— Уже на этом этапе мы видим нарушение, которое образует состав административного правонарушения по ч.1 ст. 23.9 КоАП (штраф от 10 до 25 БВ). Обращаю внимание, что в бизнес-аккаунте нет данных о регистрации в торговом реестре, нет никакой информации о том, кому он принадлежит, а доменное имя Aromabox.bу не ведет на сайт интернет-магазина, оно доступно к покупке любым человеком, — комментирует юрист, специалист по защите прав потребителей Иван Райкевич.
Идем дальше и пытаемся выяснить, откуда и как предприниматель закупает оригинальный парфюм для распива. Представляемся журналистами Onlíner и просим продавца выслать документы, подтверждающие качество товара. Но это вызывает сложности. Нам обещают «в конце недели связаться с бухгалтером» и только потом, может быть, все покажут и расскажут.
— Согласно статье 7 закона «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставлять документы, подтверждающие качество товара, информацию о потребительских свойствах товара, дату изготовления и срок годности, наименование и местонахождение продавца, изготовителя (в том числе того, кто разливает парфюмерию, осуществляя ее фасовку по иной таре). Если информацию не предоставили, это снова административное правонарушение, и местный исполком обязан привлечь такого продавца к ответственности по статье 13.11 КоАП, — отмечает юрист.
Теперь посмотрим, как отрабатываются возражения. Нас отправили проводить судебную экспертизу — как мы выяснили, это стандартный ответ для тех, кто остался недоволен покупкой. А еще людям советуют увлажнять кожу (тогда аромат раскроется) и наносить парфюм непосредственно из флакона, без распыления (так как масла якобы остаются в атомайзере). Если и такой ответ не устраивает, недовольных блокируют. Нас тоже по итогу отправили в блок.
Как говорят сами покупатели, обращаться в суд из-за 50—60 рублей они не готовы: слишком трудоемкой кажется эта затея. Но некоторым все же удается вернуть деньги. Одна из покупательниц написала, что обратится в милицию, и добавила, что ее супруг работает в прокуратуре.
— Дернул черт заказать у них четыре аромата. Сто раз спросила, точно ли оригинал, уверяли, что да. Пришли ароматы, а два из них я очень хорошо знаю, это Lost Cherry от Tom Ford и Bal d’Afrique от Byredo. Моя любовь — пользуюсь очень давно, узнаю из тысячи. Написала гневное сообщение, и, что самое интересное, когда привела доводы и потребовала деньги, они согласились и даже ничего не отрицали, — делится девушка.
Юрист Иван Райкевич подтверждает, что на практике подобные споры редко доходят до суда и экспертизы. Если покупатели ведут себя настойчиво, они возвращают деньги без длительных разбирательств.
— Отправляя недовольных на экспертизу перед предъявлением претензии, предприниматель снова нарушает закон, ведь, согласно пункту 11 статьи 20 закона «О защите прав потребителей», продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а если необходимо — провести проверку его качества.
Бремя доказывания качества товара лежит на продавце. Именно он обязан доказать потребителю, что товар качественный, а не наоборот.
С учетом того, как подобные предприниматели ведут бизнес (принимают заказы в соцсетях, не показывают документы, отправляют на некие экспертизы и так далее), я не советую потребителям тратить нервы и пытаться добиться возврата денег самостоятельно. Намного эффективнее будет обратиться в местный исполком (можно сделать это через сайт обращения.бел) либо в общественное объединение по защите прав потребителей. Там человеку помогут грамотно составить претензию, направить документы о нарушении законодательства предпринимателем и при необходимости помогут отстоять интересы в суде.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by