Наш своенравный мозг избирательно относится к информации: что-то воспринимает легко и с жадностью, что-то отвергает, считает скучным и непонятным. Люди, которые перевернули мировую науку или заработали головой много денег, далеко не всегда преуспевали в учебе. Педагоги порой сетовали на их неуправляемость и безразличие. Было очевидно, что из этих детей ничего путного не выйдет… В проекте «Мозг» вместе с МТС Cloud расскажем несколько поучительных историй.
Читать на OnlínerДля начала миф. Существует неплохая теория про то, что Эйнштейн в школе был двоечником. Учителя к нему придирались, ставили какие-то цифры… По сети гуляет его гимназический аттестат — и он выглядит (вроде бы) ужасно.
Авторы популярных постов об этом недоразумении обычно напоминают: «как известно», в Германии действует «перевернутая» 6-балльная система оценок. Единица — «очень хорошо», шестерка — «недостаточно».
Как видим, 17-летний Альберт имеет унизительные 6 баллов по алгебре, геометрии и даже этой своей физике. Хорошо хоть на французском сумел два слова связать…
Красивая могла бы получиться история — но это аттестат не германский, а швейцарского кантона Аргау, где будущий нобелевский лауреат оканчивал выпускной класс. В Швейцарии шестерка — высшая отметка.
В общем, нормально учился Эйнштейн. (Хотя и не так замечательно, как наши 100-балльники.)
На сайте ФБР есть открытые досье Стива Джобса, содержащие почти 200 отсканированных страниц. На одной из них написано, что Стивен Пол Джобс при окончании школы имел средний балл 2,65 по 4-балльной шкале.
По этим цифрам сложновато заподозрить, что подрастает финансовый гений. После школы были брошенный на первом семестре колледж, хипповская жизнь, наркотический опыт — на фоне общей безалаберности. Этот парень (как и Эйнштейн) тоже не попал бы в нашу перекличку отличников, как бы ни просился.
Большинство из того, что могли дать преподаватели, Стиву было просто неинтересно — то ли дело дружки, увлекающиеся электроникой… Но что там у него с учебой? Он не выучился — так, может, и никому не надо?
Уже будучи тем Джобсом, которого мы знаем, он выступал перед выпускниками Стэндфордского университета. Событие незаурядное: человека без нормального образования позвали напутствовать избыточно образованную молодежь.
«Я наивно выбрал колледж, который был почти таким же дорогим, как Стэнфорд, — рассказал выпускникам Джобс. — Все сбережения моих родителей из рабочего класса тратились на мое обучение. Через полгода я так и не увидел в этом смысла. Я понятия не имел, что хочу делать со своей жизнью и как колледж поможет мне с этим разобраться. Здесь я тратил деньги, которые родители копили всю свою жизнь. Поэтому я решил бросить учебу и надеяться, что все будет хорошо. Тогда это было довольно страшно, но, оглядываясь назад, это было одно из лучших решений, которые я когда-либо принимал. Когда я бросил учебу, я смог перестать ходить на обязательные занятия, которые меня не интересовали, и начать посещать те, которые выглядели интересными…»
Как мы помним, интересной ему показалась каллиграфия. Царица наук.
«Звезду КЭЦ» читали все советские дети. Знали, что расшифровывается это как «Константин Эдуардович Циолковский». Но от пионеров тщательно скрывали, что теоретик воздухоплавания, педагог и идеолог советской космонавтики был школьным залетчиком и второгодником.
Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге приводит некоторые сведения о юности ученого (а они вообще довольно скудны, есть противоречия). Судя по всему, изначально Костю учили родители, мама объясняла арифметику. Он не всегда понимал, о чем речь, мама сердилась, «шлепала». Писал, что на всю жизнь запомнил, как тяжко давались первые знания.
В 12 определили в гимназию, где мальчик провел почти четыре года. Ученье шло туго. Некоторые биографы упоминают «живость характера», из-за чего Циолковский подвергался дисциплинарным взысканиям. Был оставлен на второй год во втором классе, провалив языки (латинский, немецкий, русский), а также «Закон Божий». В итоге был отчислен из третьего класса с формулировкой «для поступления в техническое училище».
Надо учитывать, что после скарлатины, перенесенной в 9-летнем возрасте, Костя плохо слышал. Вообще, про гимназию в дальнейшем он почти не упоминал. Вот немногое, что выудили исследователи: «После скарлатины я сильно оглох и отупел. Школа была мне недоступна. Проявляться моя мысль начала только с 15—16 лет. Поступить в школу еще было можно, но какая могла быть мне от нее польза, если я только слышал шум, а слов учителя совершенно не разбирал».
Дальше КЭЦ учился сам, по книгам. Впоследствии занимался преподаванием и заслужил репутацию крутого педагога — понимающего детей, эксцентричного и умеющего объяснять.
Легендарный британский премьер всей своей фигурой поддерживает теорию о том, что разгильдяй может преуспеть, в отличие от заучки и зануды.
В 7 лет маленького Уинстона отправили в школу «интернатного» типа — так было принято. Годы учебы там он вспоминал с содроганием: «Выяснилось, что я должен уехать из дома на много недель, чтобы делать уроки под руководством учителей… Вообще-то, мне было всего 7, и я был так счастлив в своей детской с моими игрушками. И теперь эта учеба…»
Все же вряд ли он был более несчастен, чем другие британские дети эпохи розог, находившиеся с ним в школе Святого Георгия графства Беркшир.
Дисциплину Черчилль нарушал как мог. Учителя считали его «своенравным и мятежным». Полагали, что поступить в высшее заведение этот юноша вряд ли сможет.
В Архиве Черчилля берегут любопытнейший выпускной рапорт об успеваемости и организованности этого ученика. Среди учительских каракулей можно разобрать: прилежание плохое, невозможно заставить что-то сделать, 20 опозданий. «Общее поведение: очень плохое, постоянные проблемы со всеми…» Перевоспитание вряд ли возможно.
Кураторы были почти правы: Черчилль сдал экзамен в военную академию только с третьей попытки (на кавалерийский факультет, где требования пониже, чем в пехоте). Однако — внезапно для всех — окончил ее с отличием. Человек наконец нашел то, что не считал скучным и бесполезным.
Есть красивая история про то, как Томаса Эдисона исключили из школы. Якобы однажды он принес домой письмо от директора. Мать вскрыла конверт и после некоторого замешательства в слезах прочла вслух: «Ваш сын — гений. Эта школа слишком несовершенна, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, занимайтесь его образованием сами». Спустя много лет он будто бы наткнулся на это письмо. Там говорилось: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его вместе со всеми. Рекомендуем учить его дома».
Разумеется, это легенда. Ни в документах, ни в воспоминаниях самого Эдисона упоминаний о таком трогательном повороте не найдено. Есть только это: «Однажды я случайно услышал, как учитель сказал инспектору, что я „бестолковый“ и не стоит больше держать меня в школе. Это меня так задело, что я расплакался, а дома рассказал об этом маме». Чтения письма с выдуманным текстом не было, но возмущенная женщина отправилась в школу и высказала учителю, что у Томми мозгов больше, чем у него самого.
В итоге Эдисона из школы все же забрали. Начальное образование он получал дома. Того учителя теперь никто не вспомнит. А Эдисон получил более 4 тыс. патентов на изобретения. В том числе придумал легендарную лампочку.
В биографиях многих великих людей найдутся довольно неоднозначные воспоминания, связанные с учебой. Общее место: им было скучно, они не понимали, зачем зубрить латынь. Мощный мозг оставался не активирован. И выстреливал, как только находились преподаватель или занятие, способные пробудить интерес. В то же время, очевидно, многие талантливые люди так и застряли в статусе тупиц, разгильдяев, троечников…
МТС Cloud предлагает комплексные решения на базе собственной облачной инфраструктуры.
Ресурсы размещены в надежном ЦОДе класса Tier3.
Сервис гарантирует уровень доступности в 99,95%.
Бесплатный тестовый период 14 дней, миграция, настройка и консультации специалистов.
Читайте также в проекте «Мозг»:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by