Недавно мы писали, что стало со стобалльниками централизованного тестирования прошлых лет, и рассуждали о том, является ли абсолютный результат на экзамене гарантией успеха и счастья в жизни. Сегодня рассказываем истории белорусов, которые 10 и более лет назад набрали на ЦТ минимум — от 3 баллов из 100.
Читать на OnlínerМинчанин Алексей окончил школу в 2010 году со средним баллом аттестата 7,6. Говорит, что был типичным гуманитарием, любил литературу, но в итоге на ЦТ решил сдавать физику и математику.
— Я подумал, что могу строить дома: прикольно, когда ничего не было, а тут бац — и дом построил. Опыта у меня никакого не было, просто заканчивалась школа, и надо было что-то решать, — начинает он.
Тогда белорусу было 16 лет, о поступлении он задумался весной, ближе к концу школы.
— В одиннадцатом классе я попал в математический класс, как бы это смешно ни звучало. Честно говоря, к процессу подготовки я относился легкомысленно. Но в апреле захотел поступать в БНТУ на промышленно-гражданское строительство. Подумал, что я, в принципе, человек неглупый, посмотрел прошлые баллы и увидел, что на платную заочку можно поступить практически с любыми результатами, а на дневное я и не собирался. К тому же тогда еще не было пороговых баллов для ЦТ, — вспоминает Алексей.
Несмотря на принятое решение, минчанин никак не готовился к экзаменам. Зарегистрировался и пошел сдавать ЦТ. В итоге сдал математику на 3 балла из 100.
— Я знал, что ничего не понимаю в математике. Конечно, элементарные знания у меня есть, но на этом и все. Понимал, что приду, поставлю галочки и выйду через пять минут. Был спокоен: не поступлю, так пойду работать, — говорит мужчина.
Так он и сделал. Он прочитал несколько первых заданий и понял, что дальше нет смысла: поставил крестики наугад, доверившись интуиции. Вышел из аудитории первым. Остальные предметы — физику и русский — он все же знал лучше, поэтому не все решал наугад. Сдал эти предметы на 36 и около 30 баллов соответственно.
— Когда получил результат по математике, просто улыбался, потому что излишних надежд у меня не было. Не ноль, и слава богу! Подумал, что отлично: есть 3 балла, супер. Когда рассказывал о своих результатах, все думали, что я набрал 30, и всегда в разговоре приходилось уточнять, что это 3 из 100, — смеется Алексей.
Когда парень учился в школе, его мама умерла, а отец с ним не жил — Алексея воспитывала бабушка. Он старался не посвящать ее в детали, чтобы лишний раз не расстраивать.
Во время подачи документов минчанин пару раз глянул, с какими суммарными баллами идут поступать на его специальность другие абитуриенты, но не сидел и не мониторил таблицу. Неожиданно через сестру появилась возможность переехать в другую страну, поэтому белорус не пошел подавать документы, хотя со своими баллами прошел бы. Продолжал работать на стройке, и к осени выяснилось, что вариант с переездом отпал. Парень оценил реальность и понял, что быть туристом в европейской стране и жить там — это разные вещи.
— Я абсолютно не переживал за свои результаты: началось свободное лето, я просто работал на стройке и получал около $300 подсобным рабочим. Там я и понял, что строить дома — это не мое. После этого через знакомых устроился на склад комплектовщиком, где отработал около полугода, — именно там столкнулся с реальной жизнью и понял, что все люди далеко не такие, как я себе представлял, а я никогда не умел промолчать, если вижу несправедливость. Зарплата была $400 — для 2010 года неплохие деньги, — вспоминает Алексей.
В следующую вступительную кампанию, в 2011 году, минчанин снова захотел получить высшее образование, собирался на юрфак БГУ. Сдавал те же математику и русский, а также обществоведение. Результаты оказались уже не минимальными, сдал средне. Но когда пришел подавать документы, узнал, что еще весной нужно было пройти нововведенное профессионально-психологическое собеседование — поступление снова оказалось в пролете. Была и третья попытка. Алексей поступил на дистанционное образование в БГУИР, но не потянул сам формат обучения: нужна усидчивость, а у парня тогда было много работы, и сидеть над заданиями он не желал.
— В то время я попал в продажи, начинала развиваться профессия мерчандайзера. В итоге в торговле на разных позициях я отработал восемь лет — начиная от «мерча» за $500 в месяц и заканчивая торговым представителем за более чем тысячу. Последняя работа мне очень понравилась, потому что было много выездов и ответственности, а я не люблю сидеть на месте. Открывал магазины по всей Беларуси, а потом еще начал заниматься маркетингом, — делится мужчина.
Но было и непросто, а после кризиса 2014 года зарплата снизилась до 1,5 тыс. рублей, и Алексей решил уйти из профессии. Уже два года он работает в такси за большие деньги и сам решает, по какому графику ему работать и отдыхать.
— Никто ни разу не спросил меня об образовании, — признается он. — У моих знакомых, которые получили высшее образование, средняя зарплата практически такая же: тысяча рублей или полторы. Нужно ли тратить пять-шесть лет? Я думаю, что образование нужно для профессий, где необходимы специальные навыки — например, в медицине.
Также он добавляет, что в классах с более слабыми учениками всегда были сплоченные люди, которые поддерживали друг друга, а где были сплошь отличники, такого не было.
27-летний Михаил тоже окончил столичную школу со средним баллом аттестата 6 с чем-то (точно не помнит). С выбором профессии он на тот момент не определился, поэтому «сдавал предметы, какие только возможно». Это был 2012 год.
— С моими баллами можно было поступить только в Военную академию, — говорит он. — Но на второй год обучения выяснилось, что у меня проблемы со здоровьем, комиссовался, через два года перевелся в БГУИР. Там я тоже не доучился, потому что подсел со своим другом на онлайн-игры — из-за этого нас с ним отчислили, потому что мы не ходили на пары.
К централизованному тестированию он не готовился вообще. В сумме с баллом аттестата у парня вышло 106. Математику он шел сдавать наугад, получил результат 8.
— Никаких схем по расставлению крестиков в бланке ответов у меня не было, просто шел сдавать то, что знаю, а остальное наугад. По русскому я получил примерно 20 баллов, то же самое вышло и по физике. Если не ошибаюсь, пороговый балл по математике в том году был 7, поэтому я смог попасть в академию, — вспоминает минчанин.
После отчисления из БГУИРа парень пытался понять, что ему нужно в жизни, и параллельно устроился на работу продавцом телефонов. Долго не продержался: говорит, приходилось обманывать людей и продавать им не то, что подходит, а согласно плану — от этого зависела его зарплата. Получал он тогда в районе 400—500 рублей, но приходилось перерабатывать.
— Я уволился, ходил на много мелких подработок, которые я даже не вспомню. Потом отец сказал пойти на курсы, потому что я что-то понимал в компьютерах, тогда еще не было такого айтишного бума. В 2017-м я окончил курсы, и друг сказал, что в одну компанию нужен помощник системного администратора. Там я понял, что ничего не знаю. В итоге на этом месте я проработал более двух с половиной лет, пока эту контору не поглотила более крупная, — говорит Михаил.
На старте он зарабатывал около $300 в месяц, а ближе к уходу зарплата выросла до $700. Потом с ним связалась HR из другой компании — предложила работу сисадмина и условия гораздо получше: зарплата — более тысячи долларов. Но спустя год мужчина понял, что не растет в профессии, а для следующего уровня ему не хватает квалификации, поэтому он перешел в третью компанию, где сейчас и работает.
— Мне стало скучновато, во время работы я изучал новые технологии и языки программирования, но не мог развиваться там на практике. Сейчас у меня больше интересных задач, — отмечает он.
Сожаления о том, что после школы он не получил высшее, у Михаила нет.
— Но я вернулся в БГУИР на дистанционку на инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий и учусь уже на третьем курсе. С одной стороны, настояла жена, с другой — все же для повышения в должности в некоторых компаниях нужно высшее образование. Диплом лежит, есть не просит — лучше его получить, чем потом переживать, что из-за корочки ты не можешь продвинуться в карьере, — рассуждает белорус.
Также спрашиваем, гарантируют ли высокие баллы на экзаменах успех и ощущение счастья в жизни.
— Это вопрос входных данных, которыми располагает какой-то человек. Для некоторых знакомых единственная гарантия получить высшее образование — высокие баллы на тестировании, потому что семья не может позволить заплатить за учебу. Из тех, с кем я общался, университет ни у кого не определил дальнейшую специальность в работе, — резюмирует Михаил.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by