Познал дзен и строит в деревне лабиринт из реликтов. Невероятная история сыроеда-отшельника

Автор: Андрей Гомыляев. Видео: Игорь Деменков, Роман Пастернак
06 июля 2022 в 8:00

Лето. Вечер. Закат. Мы стоим на деревянном пирсе лесного озера с красивым названием Женское. На горизонте не видно труб ближайшего города, и в этом месте природа берет человека в охапку и возвращает к своим истокам — к лесу. Дышится глубоко, все волнения и переживания испаряются, как вода в забытом походном котелке на костре. О том, что все мы вышли из леса, говорит и герой нового мини-дока — Александр Жерносек.

Читать на Onlíner

В условной прошлой жизни он работник Национальной библиотеки Беларуси, после — именитый ню-фотограф (погуглите, его работы на самом деле заставляют взглянуть на тело человека под другим углом). А сегодня Саша — человек, который из любви к природе перестал есть мясо и любую животную пищу. Жерносек — сыроед с 15-летним стажем. Примерно тогда же он купил заброшенный участок в живописной белорусской деревне Белая Церковь, восстановил старый дом и начал строить свое царство-королевство. А еще смыслом жизни стал лабиринт из реликтовых деревьев гинкго билоба, который Жерносек высаживает каждый день на протяжении уже нескольких лет.


И первым был издан указ: на этой территории все живое имеет право на жизнь. Здесь нельзя никого убивать, есть продукты животного происхождения, употреблять алкоголь и наркотики.

Это правило — важная составляющая философии Александра Жерносека. Меня грызут комары, и я не успеваю отмахиваться от жаждущих крови. Мой собеседник же не прогоняет кровопийц хлесткими ударами, а мило сдувает со своего тела.

— Сейчас многие стоят на иголках, — говорит Жерносек. — И я у них спрашиваю: а зачем вы это делаете? Мне отвечают, что тренируют терпимость. Интересуюсь дальше: а комаров вы потом не убиваете? Они же тоже как иголочки. Получаю ответ: не-е, комары — это больно. Зачем тогда такие тренировки, если ничего не меняется?

После этой истории сыроед наклоняется к лежащему на пирсе бревну, у которого сантиметров 30 в диаметре и длина не менее 5 метров. Словно легонькую гимнастическую палку, Саша начинает вращать бревно вокруг себя. Длится все это около пяти минут, а потом раз — и мужчина замирает в полуприседе с вытянутыми руками и лежащим поверх предплечья бревном. Так он тоже стоит минут пять-шесть. Несколько позже Жерносек показал нам похожий комплекс с камнями и металлическими штырями. Все эти специфические упражнения современный отшельник освоил параллельно с изучением йоги. Взяты они из различных практик, но в основном из жесткого цигуна — это такое китайское боевое искусство.


— Я с детства привык к природе. Очень часто вместе с родителями ездил на Минское море, на острова. Там не было никого, это же не туристическое место, — продолжает Александр. — И если ты внимателен к природе, значит, к людям и живым существам тоже внимателен. Ну а потом я уже узнал, что есть возможность не питаться мясом вообще.

Начал фокусироваться на том, насколько качественна моя жизнь изнутри. Насколько мое тело мне подчинено. Насколько — сознание. Мне говорили вот такие упражнения делать, я делал. Оно называлось йогой — ну окей, это называется йога. А это делай, это называется кунг-фу. А кушай вот так, это называется сыроедение.

После небольшого «показательного выступления» с бревном идем дальше осматривать угодья Александра Жерносека — а их у него в аренде на 99 лет почти два гектара. По свежескошенной траве сыроед идет босиком и предупреждает нас, чтобы мы смотрели под ноги: в траве улитки, и они хотят жить.

— Моя мама родом из Минска, но они жили с семьей в частном секторе. А когда переехали в квартиру, то ей всегда хотелось снова жить в своем доме, — погружает в семейную историю Александр. — И так получилось, что с какой-то компанией друзей мы приехали сюда, в Белую Церковь. Природа здесь, конечно, очень красивая. Много озер, мало людей, мало производств, нет железной дороги. Были заброшенные домики, умирающая деревня. Но мы решили купить участок, и первое время он выполнял функцию дачи. А потом и мама говорит: «Хочу переехать в Белую Церковь». Тогда я ей домик облагородил, какое-то время еще ездил туда-сюда, а потом и сам оставил город.


Первые годы в деревне на Александра и его маму местные поглядывали с опаской. Согласитесь: вот зачем минчанам ехать в глухую деревню? Вы бы поехали? Вот-вот! Так думал и местный участковый, захаживая к Жерносекам по несколько раз в неделю. А посмотреть было на что: на участке стояла выбивающаяся из общепринятой парниковой матрицы первая в этих краях купольная теплица. Ее модный ню-фотограф сделал в перерывах между столичными съемками своими руками.

— Наш тогдашний участковый — прекрасный человек, но ходил к нам, словно по графику, и постоянно спрашивал: «А что у вас в купольной теплице такое растет?» Я ему каждый раз рассказывал, что помидоры. А он все напрашивался заглянуть вовнутрь. И вот как-то в очередной раз он выходит из нашего парника и говорит: «А чего вы сюда переехали? Сидели бы в Минске». Я тогда очень сильно удивился и спросил: «А что, вы сами не хотите здесь жить?..» Получил ответ: «Не-не, я не хочу, я хочу уехать куда-нибудь в Минск». Про себя подумал: да там в Минске не очень интересно. Здесь — кайфово.

Окончательно из города в деревню дауншифтер перебрался пять лет назад. Здесь он начал строить лабиринт из древних реликтовых растений — гинкго билоба. Саша говорит, что если бы все люди вместо парников на своих дачных участках сажали лес и делали парки, то от этого выиграла бы не только природа, но и люди. Кто-то бы заработал на разведении саженцев, кто-то создал бы приятное пространство вокруг себя. В доказательство Жерносек приводит данные экологов, которые сулят совсем скорое исчезновение основных видов деревьев.

— Уже в Беларуси есть пустыни и степи. Эту ситуацию можно спасти только разнообразием, когда мы добавляем в существующие экосистемы репродуцент, который устойчив. Гинкго билоба — как раз то, что может нашу экологию спасти. Они очень живучие. После ядерной бомбардировки в Хиросиме шесть деревьев гинкго выжило, и у японцев эти деревья — национальное достояние.

Жерносек ведет нас в свой парк-лабиринт, в который уже высажено более четырех тысяч саженцев гинкго, а в перспективе там их будет десять тысяч. Натуралист идет и рассуждает про современный потребительский туризм и его вред для окружающей среды. Говорит, что природа не должна обслуживать людей, а все путешествия можно совершать с пользой для экологии: это когда люди приезжают и делают что-то своими руками во благо биосферы. Вот и к засадке лабиринта энтузиаст приглашает всех желающих.

— Я всегда в жизни думал: классно по лабиринту погулять. И когда у меня появились идеи высадить парк, то решил, что сделаю лабиринт, — рассказывает современный отшельник про идею высадки реликтов. — Потом подумал, что лабиринт должен иметь какую-то форму. Что я там нарисую, какую-то ерунду? Я начал как-то так смотреть, гуглить. О, оказывается есть такой очень древний символ — символ бесконечного узла. Вот я его и преобразовал в такое пространство, по которому можно будет ходить. Сами гинкго, они не боятся близкого соседства, они просто срастаются. В итоге через много-много лет получится одно целое.


К этому моменту мы оказываемся в начале опушки, где как раз и расположен лабиринт. Честно, если не знаешь, что здесь высажено такое количество гинкго, то на первый взгляд — поле и поле с травой выше пояса. Жерносек признается, что старается косить траву, но на все не хватает рук. А еще рассказывает, что в своей естественной природной среде (а это было 200 млн лет назад) гинкго сеялись под материнскими деревьями, где росли в тени. И высадка в открытом поле — не лучшие условия для билоба.


— Я постоянно за ними наблюдаю и понял, что гинкго — очень живучие деревья. Конечно, часть саженцев не прижились, потому что кроты сожрали корни, часть солнце сожгло, — на этой фразе владелец лабиринта опускает руки в густую траву, некоторое время шурудит ими, а после показывает нам одно из маленьких деревьев и продолжает: — Я их не боюсь хоронить, да. И вроде нет дерева, а вот видите: малыш, и он дал листочек. Вообще, гинкго растет 3000 лет!

— Получается, реальный парк мы сможем увидеть еще нескоро?

— Ну конечно, лабиринт — это очень длительная история. Но понимаешь, я не тороплюсь, потому что важен же процесс.

— Сколько денег уже потрачено на парк?

— Ты знаешь, трудно посчитать, потому что здесь пять или шесть самосвалов чернозема. Потом системы полива, орошения… Это не много денег в каком-то смысле бизнеса, да. Но для частного лица это, конечно, постоянные большие затраты.


Деньги на продолжение строительства лабиринта Жерносек планирует получить от своего второго увлечения — кибердомиков. Ими он заинтересовался давно и сам придумал схему их универсальной постройки. В основе — отказ от стандартных строительных технологий. Вникать в сложные технические моменты мы не будем, задать все вопросы вы можете напрямую здесь. Мы останавливаемся в нескольких метрах от купольного дома и уже слушаем рассказ про необычное для деревенского пейзажа строение:

— Это кибердом M9 — значит девятиметровый. У него пол 9 метров в диаметре, 5,5 метра в высоту. Он армирован металлическими нащельниками, и по большому счету это не дом, а батискаф. Основной инженерной задачей было защитить купол от проникновения влаги и создания конденсата. На втором этаже 30 квадратных метров — идеально подходит для спальни или рабочего кабинета. В кибердомиках отопление можно использовать совершенно любое. Здесь есть условный фундамент, дом стоит на 34 сваях.

Как говорит Александр, пока нет предприятия, которое бы все это выпускало. Он только-только подходит к этому, так что пока делает постройки сам, своими руками. Около девяти домиков уже получилось поставить на землю. Больших 9-метровых — два, остальные — маленькие M6. Комплект конструктора стоит примерно $15 тыс. для мини-версии кибердома, цена большого — $22 тыс.


— Большой дом, который M9, получился размером с новую ракету SpaceX, которую делают Starship. Астронавты, которые будут на ней путешествовать на Луну и Марс, будут как раз в этом объеме. Можно, живя там, почувствовать, как люди будут много месяцев жить в космосе в этом пространстве, — увлеченно рассказывает о своем детище конструктор.


…После знакомства с большим кибердомом мы отправились смотреть несколько мини-версий. Два дома M6 оказались расположены неподалеку от лабиринта, в живописной березовой роще. Участки под их строительство Жерносек купил из-за боязни, что кто-то другой вырубит такую красоту. Кстати, при возведении кибердомов Александр сохраняет все деревья на участке и специально вырезает в террасе купольников отверстия под них. Выглядит потрясающе! Но настоящим открытием для нас стала история, что дауншифтер стал первым жителем деревни. Все дело в том, что одну из соседних заброшенных деревень собирались аннулировать и убрать с карты Беларуси. Когда про это узнал Александр Жерносек, он решил спасти историю населенного пункта и взял несколько участков в аренду.

— Я буду ее восстанавливать в каком-то своем стиле, в своей идее, — говорит первый и пока единственный житель — владелец деревни. — Хочу сделать место для уединения и оздоровления. Сюда можно будет приехать и отвлечься от всего. Место хорошее, рядом людей нет, очень много цветущих деревьев и трав. Наверное, сделаю здесь еще пасеку.

Возвращаться в город современный отшельник не планирует и ссылается на возраст.

— Мне почти 50 — че тут возвращаться?! Поскольку я создаю вокруг себя здесь или в каком-то другом месте экологичное приятное сообщество и локацию для удобной жизни. Я выхожу за порог, и вокруг меня большая территория. А когда я в городе выхожу за порог дома, у меня нет моей территории вообще. Что ты выберешь?
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home, мощность 55 Вт, сила всасывания 4000 Па, пылесборник 0.45 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, камера TOF (3D), датчики перепада высоты, план нескольких этажей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 40 Вт, сила всасывания 2500 Па, пылесборник 0.6 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, камера VSLAM, датчики перепада высоты

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by