Сейчас везде говорят о метавселенной, в которую планируется перевести все сферы жизни. Мода уже с удовольствием перебирается туда. Как это повлияет на каждого из нас? Фешен-журналист Onlíner Лора разобралась и проверила на себе.
Читать на OnlínerВсе началось с недавней новости: H&M открыл магазин в метавселенной. Прочла и думаю: что-что, извините? Начался глобальный ресерч статей по теме, переходящих в другие статьи.
Термин «метавселенная» выстрелил в 2021 году, когда об этом заговорил Цукерберг. На название айтишника вдохновил роман Нила Стивенсона «Лавина» (1992) в жанре киберпанк. По сюжету страны живут по правилам крупных корпораций и объединены трехмерной виртуальной реальностью — метавселенной. В реальной жизни можно быть разносчиком пиццы, а в метавселенной — супергероем.
Так вот, Цукерберг намерен создать такое пространство. Как будет выглядеть сама вселенная, пока не ясно, но суть в том, что она объединит всю виртуальную жизнь человека в одном месте: можно будет общаться, покупать землю, одежду, машины за реальные деньги (крипту), продавать их, да и вообще делать все.
Как и в любых виртуальных пространствах, живой человек будет представлен там собственным аватаром, а ощущение реальности происходящего будет достигаться с помощью очков и гарнитуры.
Инвесторы уверены, что обычный интернет устарел и его нужно заменить чем-то более совершенным. Сроки для создания совершенного виртуального мира — 5—7 лет.
Пока бизнесмены-мечтатели стараются изменить наше будущее, модная сфера уже поймала волну хайпа, запрыгнула в первый вагон и вовсю творит цифровую моду. В модной сфере в термине «метавселенная» объединили все виртуальное, что связано с одеждой.
Безусловно, для брендов игра с виртуальностью — это в первую очередь еще один способ заявить о себе. Так как тема это весьма обсуждаемая, каждый инфоповод тут же разлетается по интернету.
К примеру, с выходом новости о том, что H&M открыл магазин в метавселенной, многие люди вообще впервые услышали, что таковая существует. Многие ли пойдут туда шопиться и тратить деньги? Нет. Многие ли лишний раз пометят для себя, что H&M — передовая компания? Да. А суть новости заключается в том, что шведский бренд начал сотрудничество с компанией Ceek, специализирующейся на приложениях VR и AR. Специалисты создали 3D-вариант магазина с одеждой для платформы Ceek City. Одежду действительно можно будет купить — с помощью неких Ceek монет. Выглядит это так:
Абсолютно все бренды — как люксовые, так и массовые — сегодня нацелены на удовлетворение поколения Z. Они меняют свои подходы, лишь бы угодить этим не по годам умным и осознанным людям, чувствующим себя в интернете как дома. Бренд Balenciaga, например, создал коллекцию для персонажей игры Fortnite. Вещи можно было реально купить и надеть их на своих персонажей. Это чем-то отдаленно напоминает ту самую метавселенную с человеческими аватарами.
С играми сотрудничали и другие бренды: Moschino, Louis Vuitton, Gucci. Последний прославился тем, что продал свою виртуальную сумку дороже, чем ее существующий аналог. Это случилось на гейм-платформе Roblox, на которой Gucci проводил аукцион. Кто-то купил сумочку за смешные $5,5 и перепродал там же за $4115. Сразу возникает много вопросов, особенно к человеку, вывалившему итоговую сумму, ведь это просто внутриигровой предмет.
Зато товары Dolce&Gabbana, проданные на аукционе в октябре 2021 года, очень даже являются чем-то уникальным. Бренд оцифровал девять кутюрных предметов гардероба (три куртки, один костюм, два платья, две короны и тиара), превратил их в NFT и продал за $5,6 млн. NFT — это невзаимозаменяемые токены, уникальные цифровые сертификаты, которые хранятся в блокчейне. Отдельно взятый сертификат уникален и может полноправно принадлежать одному человеку, как, например, предмет искусства.
Оцифровать, то есть перевести в NFT, можно все что угодно. Другой вопрос — кто захочет это купить? Считается, что если сейчас инвестировать в ценные NFT, то в приближающемся виртуальном будущем их можно будет выгодно перепродать. Модная индустрия сейчас активно присматривается к этому непривычному, но многообещающему направлению.
Однако все вышеперечисленное — это так называемые высокие материи, то, что большинству людей покажется чем-то далеким и бредовым. Мы живем в обычном мире, в котором существуем телесно, нас мало интересуют инвестиции в NFT и мода, уходящая в метавселенную. Но есть кое-какие инновации, улучшающие жизнь здесь и сейчас. Какие?
Согласно опросу, проведенному в 2018 году компанией Barclaycard, почти каждый десятый британский покупатель приобретает одежду только для того, чтобы сфотографироваться в ней в «инсту». Потом она либо выбрасывается, либо сдается обратно в магазин. На дворе 2022-й, и соцсети еще больше сводят с ума: когда смотришь на луки фешен-блогеров, кажется, что твой шкаф — это просто ничтожная песчинка в море чьих-то необъятных гардеробных. Мир фешен-контента жесток: его стало так много, что, лишь удивляя подписчиков, можно удержать их внимание.
Идеальный выход из ситуации — покупка виртуальной одежды, которая помогает выглядеть круто и не тратить ресурсы природы. Тем более сейчас есть возможность вмонтировать ее в фото очень натуралистично. За это спасибо маскам в приложениях и прототипам виртуальной одежды в «инсте».
Впервые о ней заговорили примерно в 2015 году, поэтому мы с вами являемся свидетелями рождения нового глобального тренда в мире моды. Считается, что первую коллекцию цифровых предметов гардероба по цене от €10 до €30 создала компания Clarings в сотрудничестве с Virtue — это был маркетинговый ход. В 2019 году было продано первое в мире кутюрное цифровое платье от голландского стартапа The Fabricant. Полупрозрачный голографический наряд ушел за $9500. А потом пришел ковид, и наряжаться понарошку, сидя в локдауне, стало забавой в соцсетях. Ну, и как-то закрутилось.
Что же нам предлагают? Цифровая одежда создается по реальным лекалам в 3D-приложениях. Зачастую она отличается от обычной полетом дизайнерской мысли, ведь примерять белую майку с шортами неинтересно, а вот серебряный плащ — очень даже. Поэтому, листая каталоги, чаще видишь деконструктивные комплекты, футуристические ткани и удивляющий крой.
Два года назад появилась платформа Dress-X. Здесь продаются не только виртуальные вещи, но и оцифрованные существующие. Самый дорогой лот на настоящий момент — футуристическое платье за $1400. Платите эту сумму, загружаете свою фотографию и спустя время получаете ее с наложенным на вашу фигуру платьем.
Сначала мне захотелось проникнуться виртуальностью без ущерба кошельку. Есть различные приложения, созданные для примерки обуви, одежды, за эксперименты с которыми платить не нужно.
Белорусская компания Wanna выпустила приложение для примерки кроссовок в формате дополненной реальности — Wanna Kicks. Она сотрудничает с разными брендами, но особенно громким было партнерство с Gucci: всех возбуждала возможность посмотреть на свои ноги в кроссовках ценой в $1000. Сейчас список коллабов внушительный: есть Dior, Kenzo, Off-White.
Особенный кайф — примерить кроссовки из коллаба Jordan и Dior, цена на которые достигает $20 тыс. Все выглядит довольно натуралистично. Кстати, все представленное в приложении можно сразу же и купить, правда, ссылки ведут на платформы, которые и так всем известны, — например, Farfetch. «В чем смысл?» — спросите вы. На самом деле нет великого смысла. Просто забавно посмотреть, как на ноге смотрится та или иная модель кроссов.
Приложение Zero10 позволяет покупать, сохранять, коллекционировать цифровую одежду и публиковать ее в соцсетях. Плюс в том, что тут представлены молодые марки со свежими идеями, а посмотреть на себя в их творениях можно бесплатно. Правда, по фото сразу становится ясно, что технология далека от идеала, потому что одежда смотрится инородно и с трудом пристраивается под очертания фигуры.
Может, платные сервисы будут более убедительны? Маркетплейс Replicant запустился совсем недавно — в прошлом году. Здесь можно найти такие необычные позиции, как костюм, созданный искусственным интеллектом.
Окей, все выглядит достаточно просто: нужно просто сфотографироваться в чем-то облегающем. Для фото желателен хороший свет, соответственно, нужно идти либо в студию, либо на улицу. На улице около нуля градусов. Я выбираю легкий путь, натягиваю леггинсы, лонгслив и пуховик потеплее.
Оказывается, в комплекте для фитнеса в такую погоду находиться практически невозможно. Нужно собрать всю силу воли и прикинуться, что ледяной ветер вовсе не пронзает тебя насквозь, чтобы лицо на фото не имело страдальческое выражение. Про обувь и аксессуары решаю не запариваться: и без них проблем хватает. Примерно 10 минут мучений — и фото готово. Один из выводов: эта мода не для белорусской погоды, ведь тепло у нас бывает лишь пару месяцев в году.
Сайт Replicant обещает создать шедевр за 48 часов — то есть это небыстрый процесс. В этом плане покупка виртуальной одежды очень похожа на заказ в каких-нибудь Lamoda или Wildberries — по-любому нужно немножко подождать.
Результат пришел через сутки:
Деньги на несуществующую одежду заплачены, фото в Instagram будет загружено. Получено ли удовлетворение от эксперимента? Частично. И вот почему.
В ближайшее время, скорее всего, только в аккаунтах блогеров, которые хотят выделиться. Других объективных причин потратить деньги на пустоту пока не видится. Если же великий Цукерберг действительно подсадит людей на жизнь в метавселенной, то там эта индустрия однозначно выстрелит.
Люди, создающие маркетплейсы с виртуальными платьями и жакетами, по-разному привлекают покупателей. Кроме хайпа в соцсетях, такая одежда, по их мнению, спасает мир. Углеродный след при производстве диджитал-вещи на 95% меньше, чем аналогичной из «живой» ткани. «Для производства цифровой одежды не используются физические ресурсы, 100% эко», — такие пометки к лотам можно встретить часто. Звучит правдоподобно, но правда еще и в том, что люди сейчас и без этого стали осознанными. Собирать гору тряпок в гардеробе и каждый день выходить из дома в новом — это уже не модно. Об осознанном подходе к одежде так много и громко говорят в разных источниках, что эта идея уже сидит в подкорке.
Скажем честно: немаловажен и вопрос цены. Одежда хоть и «шьется» из пустоты, но стоит осязаемо. В цену заложены дизайн, процесс разработки, заработок продавцов, содержание сайта, процесс наложения 3D-модели на фото. Однажды потратив $20 на покупку диджитал-костюма и утолив интерес, я вряд ли вернусь и потрачу еще $100.
Ну и главное: диджитал-шмотка не греет, не доставляет тактильного удовольствия и не станет приятным воспоминанием о событии, которое хочется оставить в памяти.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by