Перед ней плакал император. Разбираем одну из самых драматичных картин Художественного музея

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский
26 декабря 2021 в 8:00

Живопись не только восхищала и умиляла зрителя, но и заставляла его плакать, негодовать, бунтовать и даже собирать деньги в помощь для условных героев картины. С чем-то подобным столкнулся художник Константин Маковский, написавший в 1877-м массивное полотно «Болгарские мученицы». Картина, посвященная расправе турецких военных над беззащитными болгарскими женщинами, так впечатлила петербургскую публику, что люди массово стали собирать материальную помощь попавшему в беду народу. Эта работа находится в постоянной экспозиции Национального художественного музея, и сегодня вместе с ведущим научным сотрудником Дмитрием Солодким расскажем о ней подробнее.

Читать на Onlíner

А Маковский вообще котировался как художник?

Безусловно. Он родился в семье, в которой ценили искусство, а гостями нередко были прославленные русские мастера вроде Карла Брюллова и Василия Тропинина. В итоге Константин, как его братья и сестра, стал известным российским живописцем. Официальная критика к портретам и безобидным, четко выписанным работам Маковского (наверное, все знают «Дети, бегущие от грозы») была благосклонна, и к 40 годам он превратился в одного из самых популярных и оплачиваемых мастеров Российской империи.

 Маковский был супервостребованным мастером, и в 1870—1880-х считался в России суперзвездой, — рассказывает Солодкий Среди его заказчиков была императорская семья. Выше прыгать было некуда. Если у тебя картину заказывал император, то, соответственно, следующая картина в цене будет еще выше.

И тот же Павел Третьяков, собиратель русской живописи, просто финансово не мог позволить себе купить картину Константина Маковского.

Он хотел видеть в своей коллекции «Боярский свадебный пир». Но 20 тысяч рублей Третьяков посчитал нереальной суммой для этой работы, и Маковский, увеличив ценник в три раза, продал ее коллекционеру в США. Он был богаче своих коллег-художников и по сегодняшним меркам являлся долларовым миллионером. Что говорить, если ему свой портрет заказывал президент США Теодор Рузвельт. Из-за пожара в Белом доме он не сохранился, но есть старые американские газеты с изображением этого портрета.

Если герой нашего прошлого материала Василий Пукирев последние дни провел в одиночестве, бедности, то Маковский жил в роскоши, трижды был женат, постоянно скупая всевозможный антиквариат для личной коллекции. Умер в 1915-м в результате несчастного случая. В экипаж Маковского врезался трамвай...

Если Маковский писал портреты, почему взялся за военную тематику?

Дело в том, что в 1876-м в Болгарии, долгое время находившейся под турецким протекторатом, вспыхнуло освободительное восстание. Но оно было плохо скоординировано, и турки сумели его быстро подавить. Боевые действия сопровождались массовыми убийствами мирного населения. К примеру, в селе Батак, по разным оценкам, уничтожили до пяти тысяч мирных жителей, включая женщин и детей. Этот эпизод в том числе повлиял на начало русско-турецкой войны, повлекшей за собой освобождение Болгарии.

— Прочитав журналистские расследования, Маковский отправился вместе с русскими войсками на Балканы рассказывает Солодкий.  Он делает этнографические зарисовки и собирает у местного населения воспоминания о тех ужасах, происходивших в Болгарии. Под впечатлением от услышанного он и создал эту работу.

Что художник изобразил на полотне?

Сцена насилия и убийства в православном храме башибузуками  турецкими наемниками из Албании и Малой Азии  двух женщин и маленького ребенка. Башибузуки отличались жестокостью, насилием и мародерством.

В виде наемников Маковский показал албанца, африканца и черкеса, которого выдает папаха. Почему именно черкес? Дело в том, что русские войска в 19-м веке вытеснили черкесов с их исконных земель на Кавказе, и они вынуждены были бежать в Турцию. И вполне вероятно, что кто-то из них мог оказаться в составе башибузукских отрядов.

— Когда Маковский выставил картину в 1877-м в Петербурге, она произвела потрясение говорит Солодкий.  Все плакали, и император Александр II в том числе. Художники часто писали работы на военную тематику, но чтобы солдаты насиловали женщин... Показывать такое было не принято. Изображенное на картине вызвало негодование. Люди требовали немедленно вмешаться и прекратить насилие. Маковский сработал практически как фоторепортер. Только здесь мы, конечно, имеем дело с журналистикой художественно переосмысленной.

После выставки художник продал картину и отдал весь гонорар в благотворительные организации  в помощь болгарскому народу. Примеру Маковского последовали многие зрители, посетившие выставку картины.

В чем символизм работы?

Сцену, безусловно, можно воспринимать буквально: три довольных палача издеваются над беззащитной девушкой и ее ребенком. Но, по словам эксперта, в картине есть более глубинный смысл, и связан он с религией.

— Это библейский сюжет. Когда Христос умирает и испускает дух, евангелист пишет: «И померкло солнце. И завеса в храме раздралась посередине». Имеется в виду храм в Иерусалиме. И Маковский нам показывает церковь, в которой Царские врата буквально выбиты ногами, а завеса разорвана на две части. Это прямая евангельская цитата! А девушка с ребенком на руках? Это же Дева Мария с младенцем Иисусом. Художник показывает, что посягнули не просто на женщин и детей, а и на саму православную церковь в образе Христа. И смерть показана не где-нибудь, а на самом церковном престолеМаковский изображает геноцид и культурный, и этический, и религиозный. Получается, что бьет по всем болевым точкам интеллигенции.

Кто позировал Маковскому для этой картины?

Художник любил подчеркнуть, что для его работ позировали самые красивые девушки Петербурга. В случае «Болгарских мучениц» моделями выступили его родные.

  • Женщина, держащая ребенка на руках. Это Юлия Леткова  вторая супруга художника. На момент создания картины ей было 18 лет, Маковскому — на 20 лет больше. Юлия родила художнику двух детей сына и дочкуВ 1898-м пара развелась.

  • Плачущий мальчик в руках у женщины. Это годовалый Сережа  сын художника. В зрелом возрасте проявил себя как поэт и художественный критик. Жил во Франции.

  • Девушка, лежащая на полу храма. Скорее всего, Екатерина Леткова  родная сестра супруги художника. Вместе с Юлией они нередко позировали Маковскому. Была известна как мемуаристка, писательница и переводчица.

А как эта работа оказалась в Минске?

Последний раз она экспонировалась перед зрителями в России в 1886 году, после чего попала в частное собрание, и следы потерялись. Однако после Второй мировой войны тогдашний директор художественного музея Елена Аладова нашла ее у коллекционера Афонина, купила и в 1950-м привезла в Минск.

— То, что эта картина оказалась в Минске суперудача!  считает Солодкий— Это одна из самых узнаваемых работ 1870-х. Кроме того, ни одна из статей про Маковского не обходится без упоминания этой работы. Она могла оказаться и в Третьяковке, но этого не вышло. Почему? Картина находилась в частном собрании, до которого Третьяковская галерея до войны просто не могла дотянуться. 

С картиной «Болгарские мученицы» связана одна любопытная история. Старожилы Художественного музея рассказывали, что перед посещением делегаций в галерею приходил специалист, который изучал, какие картины будут показывать гостям. И было время, когда полотно просто завешивали, дабы не возбуждать и не расстраивать посетителей с Ближнего Востока.

Слава богу, никто данную работу уже ни от кого не прячет. Увидеть «Болгарских мучениц» можно ежедневно (кроме вторника) в коллекции русского искусства XVIII  нач. XX века. Так что приходите, смотрите и рефлексируйте. Поразмышлять действительно есть над чем.

Читайте также:

искусственная сосна, ПВХ, 1.8 м, цвет зеленый, шишки
искусственная ель, литая, 0.9 м, цвет зеленый

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by