«Вся жизнь страны идет по канонам исламского шариатского права. В нем прописано абсолютно все: как нужно молиться, жениться, воспитывать детей да и вообще жить. В стране очень строгие законы. Бывает, плетьми секут». Юлия рассказывает об Объединенных Арабских Эмиратах, управляя белоснежным внедорожником, который плывет по раскаленному 40-градусной жарой асфальту. В этой восточной стране женщина прожила уже 18 лет и уезжать отсюда пока не планирует.
Читать на Onlíner
В Эмираты Юлия Анатольевна переехала в начале 2000-х вслед за мужем: супруга пригласили работать авиационным инженером в частную компанию. Тогда эта страна Ближнего Востока делала лишь первые шаги в сторону интеграции в международное сообщество, созывая рабочих со всего мира.
— Здесь уже были первые небоскребы, например знаменитый Бурдж-аль-Араб. Но это в Дубае. Мы же жили в эмирате Шарджа, так было дешевле. Наверное, месяцев восемь еще существовала рыбацкая деревня. Местные каждое утро уходили на деревянных лодках на промысел в Персидский залив и вечером продавали улов на рынке. На вырученные деньги они содержали семьи. Нравы были очень жесткие: из-за коротких шортов или юбки выше колен могли даже бросить в человека камень. Вот в такую страну мы приехали с супругом.
Конечно, с того времени многое изменилось. Эмираты стали популярным туристическим направлением, и за плавки в районе Дубай Марина никто уже не наказывает приезжих плетьми. В этом видео мы вместе с Юлией прикоснулись к реальной жизни в Эмиратах, оставив напыщенный Дубай собирать вздохи туристов. Важно понимать, что этот небольшой тур по провинции ОАЭ — не попытка зайти непрошенным гостем на чей-то участок с дворовой территории. Наша съемочная группа не ставила перед собой такой цели. Мы просто хотим узнать: что на самом деле стоит за высотками и роскошью в ОАЭ, не является ли все это большим мыльным пузырем?
Вот некоторые цитаты из этого видеорепортажа:
- Принято считать, что толчок к развитию Эмиратам дала добыча нефти. Но нюанс в том, что всю нефть добывают в Абу-Даби. Эмираты Дубай и Шарджа качают прямо совсем мизер, а в эмирате Рас-эль-Хайма, где месторождения нефти на островах, наверное, ее уже почти и не осталось. В остальных Эмиратах — Аджмане, Умм-эль-Кайвайне, Эль-Фуджайре — вообще нет полезных ископаемых. Они живут на то, что они сами сумели заработать на туризме и на дотациях от федерального центра Абу-Даби.
- Стоимость бензина меняется 1-го числа каждого месяца, но после смены тарифа даже на заправках различных сетей цена будет одинаковая — нет смысла ездить по городу в поисках более дешевого топлива. Сейчас литр 95-го стоит в переводе на белорусские рубли 1,63. Привычного нам самообслуживания нет. Его несколько лет назад пытались ввести, но не пошло: многие на такой жаре предпочитают оставаться в салоне авто под кондиционером. Чтобы оплатить услугу, к тебе подходит работник станций с бесконтактным терминалом. Заправился, отогнал авто — и лишь тогда пошел пить кофе. Кафешки и магазины с продуктами есть, это международный стандарт.
- Дубай — единственный эмират, который активно развивает общественный транспорт. Во всех остальных без личной или арендованной машины передвигаться просто невозможно. Например, метро есть только в Дубае — две ветки на данный момент: красная и зеленая.
- Бесплатных звонков через социальные сети и мессенджеры здесь нет. Приложения работают только через VPN, но и то не всегда. Если ты хочешь разговаривать по социальным сетям, нужно покупать местную программу.
- Чем больше я живу в Шардже и бываю в Дубае, тем больше вижу вот этот разрыв между традиционными Объединенными Арабскими Эмиратами, которые представляет Шарджа, и Дубаем — международным мегаполисом. Например, в Шардже даже во многих государственных учреждениях не говорят на английском языке. Более строгие правила в плане одежды для женщин, абсолютный запрет алкоголя и продажи свинины. Вы не найдете здесь кальянов в кафе и не услышите живой музыки на улице. Но это не говорит о том, что это плохо — просто другая культура, другой уровень жизни местных жителей и тех, кто там проживает.
- Если говорить о ценах, то за 18 лет они выросли в три раза. Так, в Шардже мы с супругом снимали двухкомнатную квартиру в первое время где-то за $3000 в год — сейчас эта же квартира стоит в районе $9,5—10 тыс. Выросли и коммунальные платежи. Как вы понимаете, из-за жары в квартире постоянно работает кондиционер, потребляя электроэнергию 24/7, а это еще порядка $300 в месяц.
- Местные жители все живут исключительно в собственных домах. Хотя у меня есть знакомые арабы, которые снимают или покупают квартиры где-то на Пальме или в Дубай Марине. В основном в квартирах живет дубайская тусовочная молодежь. Но когда они создают семьи, они стараются уже построить свой дом. Существует большая государственная программа постройки домов для местных жителей, деньги выдаются молодым семьям бесплатно. Также есть всевозможные пособия на детей, для студентов — все это идет из федерального бюджета, поэтому в разных эмиратах здешние арабы живут приблизительно одинаково.
- Почти все местные жители получают высшее образование — как в своей стране, так и выезжают за рубеж: в Англию, Францию и Соединенные Штаты Америки. Работают в основном в государственных учреждениях. Таможня и паспортный контроль — это обязательно местные жители. Также они, скорее всего, будут в суде, полиции, муниципалитете, всевозможных министерствах. Здесь есть безработица и пособия для незанятых. Существуют в этой стране и пенсии — с 65 лет мужчины уходят на заслуженный отдых. Парни обязательно служат в армии, каждый год у них сборы.
- До 2005 года экспаты могли только арендовать недвижимость, покупка была полностью запрещена. Но сейчас огромное количество квадратных метров, особенно в Дубае, покупается в собственность приезжими. Например, в Дубае есть отдельная фри-зона, где иностранные граждане, которые приобрели жилье, могут составить завещание по законам своей страны, а не согласно шариатскому праву (ведь, согласно этому своду законов, здесь наследуют только мужчины, и лишь если их нет в живых, дележ уже происходит между женами и дочками).
- В Эмиратах очень строгие законы, которые, в общем-то, все выполняют. Не дай бог вам предложить взятку полицейскому, служащему или клерку. Это будет большой скандал, и накажут в первую очередь того, кто предложил взятку.
- У меня были знакомые, которые сидели в местных тюрьмах. Говорят, нормальные, комфортные условия: койко-место, туалеты, душевые. Место для моления обязательно. Кстати, насколько я слышала, в тюрьме, если ты принимаешь ислам, за этот шаг могут быть большие такие поблажки — как по условиям содержания, так и по времени, которое ты должен провести в заточении.
- Цензура очень сильная. Особенно это касается личных отношений. Здесь личная жизнь арабов на первом месте. Любой житель может пожаловаться в полицию, если он вдруг увидел свою фотографию где-то в сети. Как здесь говорят, если что-то не то, иди в полицию, не надо выкладывать это в Facebook или Instagram.
- Последняя официальная перепись была аж в 2005 году, и количество людей в стране тогда составило примерно 10 млн, и из них лишь 11—13% — местные жители. Самая большая диаспора — из Пакистана, Индии и Бангладеш. Их здесь, наверное, в районе 6 млн в общей сложности. Большое количество рабочих из Марокко, Алжира, Ливана и Сирии. Практически 100% водителей в этой стране — это выходцы из Пакистана. Индусы в основном заняты в мелкой лавочной торговле. Бангладешцы — уборщики улиц, строители самой-самой низкой квалификации. Славяне и вообще выходцы из бывшего Советского Союза работают продавцами в магазинах, в торговых центрах, много русскоговорящих врачей.
- Это страна не для расслабления. Кто приехал сюда работать с желанием заработать денег, в основном приходят домой только переночевать. У меня муж первые несколько лет вообще без выходных работал, семь дней в неделю по девять часов в день на 50-градусной жаре — а он авиационный инженер!
- Совершенно разные люди живут в этой многогранной стране. Вы можете увидеть Бурдж-Халифу, самое высокое здание в мире, но где-то будет двухэтажное здание, в каждой комнате которого проживает по 10—15 человек без нормального туалета и душевой. И встретиться эти два параллельных мира могут, например, на шоу фонтанов: рядом будут стоять миллионер и рабочий из трущоб.
- Сколько бы ты здесь ни жил, сколько бы ты денег ни вложил сюда, ты временный житель этой страны — вот это самое главное. То есть даже в ту же Россию или Беларусь приезжает таджик, узбек работать — он может остаться там на всю жизнь. Он может получить гражданство и паспорт, если поставит перед собой такую цель. В Эмиратах же, как бы я этого ни хотела или кто-то ни хотел, ничего этого никогда не случится. Поэтому, конечно, в некотором роде жизнь здесь — «мыльный пузырь». Все здесь для нас, получается, временное. Все приехавшие живут на чемоданах — всю жизнь.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by