Вне канонов. Рассказываем про белорусскую художницу Ольгу Сазыкину

Источник: Любовь Гаврилюк. Фото: greenbelarus.info; zbor.kalektar.org
4400
17 июня 2021 в 15:32

Если вы хоть раз видели объекты Ольги Сазыкиной, вы их не забудете. Первым таким вечным двигателем стал для меня «Диалог, или Скатерть из лепестков» — большое белое полотно, сшитое из писем. Ольга сделала его в 1997 году, когда никто и не помышлял о чем-то подобном. Но и много лет спустя скатерть кажется откровением: личным, без украшений, настоящим. И очень непредсказуемым по форме. Помимо смысловых (и пафосных) отсылок о жизни и судьбе, получилось прямо-таки предвидение — оказалось, мы очень быстро ушли от рукописных посланий.

Читать на Onlíner

Ольга Сазыкина — свободная художница, родом из авангарда 1990-х. Хотя и педагог, и куратор — Ольга в любой своей работе совмещает независимый интеллектуальный подход и пристальное внимание к деталям повседневной жизни. У нее особый склад ума, позволяющий провоцировать зрителя на обновление, на новый взгляд и отношения с собой и миром. Причем делает она это доброжелательно, остроумно, обращаясь к простым материалам. В последние годы увлечена экологическими пленэрами, и концептуальное искусство от этого только выигрывает. Никогда ничего банального — оказывается, так бывает.

Член Белорусского союза художников и Белорусского союза дизайнеров, преподаватель Академии искусств. Произведения находятся в коллекциях и фондах музеев Беларуси, РФ, США. С 1978 года участвует в коллективных выставках, готовит персональные проекты, которые были показаны в крупнейших музеях, галереях и академиях искусств Европы.

Как читать объекты современного искусства?

Этим вопросом задаются многие, причем подолгу, и даже знатоки. Есть простой прием: попробуйте увидеть, изменить, поиграть с контекстами. Пусть они будут яркими, неожиданными. Ведь скатерть на круглом столе, «диалоги» — одна история, со своими мыслями и решениями. Личная переписка — другая, другие образы, ассоциации. Представьте, что с письмами нужно как-то определиться: хранить их невозможно, выбросить тоже. Может, сжечь, как в старых романах? Почувствуйте, как исчезают ваши воспоминания, чувства ваших близких, события, составившие целые годы жизни. И это только один из путей для размышлений, немного ретро... Сейчас это было бы delete. Но объект в любом случае надо было придумать! И сделала его художница, сама по себе, до нее «скатерть из лепестков» не существовала.

Можно поработать таким же образом со «Шведским столом» 2011 года: это симпатичные фотографии бутербродов, точнее, ломтики хлеба с фотографиями сыра, икры, колбасы и т. д. Очевидный и опять какой-то внезапный образ обмана, симуляции, популизма, если хотите. И тоже предвосхищение — фейков, манипуляций, постоянной подмены понятий. Этого, конечно, и раньше было много, но в последнее десятилетие их число просто взлетело. Стол, кстати, для этих обманок был огромный, нарядный, многоярусный.


Предложу еще один проект для прочтения. Видео «Бульон для души», такой простой и спорный перформанс (2008). На экране — всего один процесс: в большой кастрюле кипит вода и с двух сторон чьи-то руки (Ольга и Валентина Киселева, директор и сокуратор галереи «Ў») опускают туда предметы. Иногда продукты, причем все подряд, иногда часы, цветы, каштаны, клей, зубную пасту, стиральный порошок, носки, мужской галстук. Все это продолжается минут 10—15, с каким-то странным магнетизмом — ведь мы не знаем, чем этот непонятный сюжет закончится. Второстепенные или важные детали чьей-то личной жизни? Суп или абсурд, который все мы едим полной ложкой? Планировалась, но не состоялась вторая часть перформанса: бульон нужно было разлить по банкам, закрыть крышками и поставить на хранение. Полная приватность, отсутствие контроля и порядка, а потом pause.

От стекла к концепциям

Не только ручное письмо переосмыслила художница, не только над бесконечной фотофиксацией еды посмеялась. К объектам она пришла после нескольких лет работы на стеклозаводе «Неман», куда потом еще не раз возвращалась для экспериментов. И всегда с благодарностью, с пиететом перед мастерами, рабочими династиями стекольщиков. Но первые годы после Академии искусств дали ей особенно много: практические навыки, знание реального производства прежде всего. Стекло Ольга и сейчас считает в высшей степени благородным материалом, работать с ним тоже начала неординарно. Ее «Вздох» из тех лет теперь стал музейным (коллекция Национального художественного музея), а тогда был предметом дискуссии: прозрачный шар «без ничего», но с живым, шершавым срезом сочли незаконченной работой. Как и всегда, художница думала иначе. Дыхание Небес, высшая сила, которая вдыхает жизнь в свое творение... — читатель уже знает, как перепридумать авторскую идею.


Конечно, в обиходе были и будут практичные вещи, украшающие бытовую культуру. Ольга рассказывает, что российские коллеги любили декоративные изделия с сюжетами, например сказочными. А прибалтийская школа была минималистичной, с акцентом на фактуры, чистую форму. Наш стеклозавод «Неман» служил тогда прекрасной базой для многих художников и дизайнеров из разных советских республик.

Как бы там ни было, но и в прошлом году для выставки в НХМ Ольга Сазыкина подготовила проект «Про стекло»: материал остался любимым и, конечно, он очень выразительный. Стекло тут сплавлено с песком, и, чтобы добиться нужного результата, художнице потребовались многие часы экспериментов. Подбирался цвет песка, тестировались разные приемы работы и температура плавления в специальной печи. А результатом стали объекты, чем-то неуловимо напоминающие артефакты классической Греции. Ольга уточняет, что рождение серии «Послание» навеяно балтийскими песчаными дюнами и образами японского сада, где тоже есть и ветер, и камни, и волны на воде и на песке. Гуманитарный контекст, конечно, гораздо шире — это ощущение себя частью живой природы, естественных природных ритмов, созвучных человеку, арт-практика с натуральными материалами.

Еще раз про дыхание

«Дневник дыхания, или Мимика легких» — проект, который был начат в Швейцарии и развивался долго. Как стекольную форму мастер выдувает, так и бумагу художница попробовала соединить с дыханием. Отметим, что оба процесса технологичные, но и спонтанные, чувственные одновременно. Технически «Мимика легких» — графический проект, и записано в нем дыхание в реальном времени — примерно как кардиограмма. Художница держит в руках карандаш (тушь), дыхание фиксируется белыми линиями на черной бумаге. И если с сердечным ритмом все более-менее отработано, то с хроникой дыхания Ольга опять была первой! Оказалось, что наши вдохи-выдохи в разное время и в разных местах очень разнятся. Понятно, что состояние человека в этих ситуациях играет огромную роль. Несколько таких дыхательных хроник, с разной активностью и — визуально — амплитудой, на огромных полотнах бумаги выглядят очень необычно, но главное, что протяженность каждой записи, ее внутренняя переменчивость дают зрителю возможность задуматься. О собственной телесности, о своем месте в пространстве, о цикличности жизни, да много еще о чем.

Из интервью greenbelarus.info 2016 года: «В проекте „Дневник дыхания, или Мимика легких“ я исходила из того, что дыхание есть энергия, пронизывающая все живое. В общем, тоже известная мысль, в частности в восточной философии. Дыхание связано с ощущением стихии воздуха, а это может быть чувство полета или ветра, даже урагана. И понятно, что у дыхания есть ритм, который тоже пронизывает всю нашу жизнь... Причем на всех уровнях пронизывает жизнь всей планеты. Ведь эфир — пространство без границ».

Автобиографические поверхности

Первой в Беларуси Ольга Сазыкина стала работать с ручной бумагой. Водоросли, кофе, песок, волосы, зерна, трава, пух и перья, земля были, если так можно выразиться, заплетены в спонтанные хороводы на бумажной поверхности. Бумага делалась вручную, и всякий раз за этим стояли личные истории и более общие идеи, о которых зритель мог поразмышлять самостоятельно.


Встреча с новым материалом произошла на симпозиуме в Болгарии, к которому проявили интерес издательства из разных стран: всем была интересна книга как арт-объект, новые подходы и приемы работы с бумагой. Позже Ольга стала первым и единственным представителем Беларуси в Международной ассоциации (IAPMA), куда входят художники книги и издатели.

Несмотря на переход читательской аудитории к цифровым носителям, направление book art по-прежнему популярно. Но именно художники работают в нем концептуально: на выставках можно увидеть, какой может быть физическая форма книги, какие качества появляются у бумаги и других материалов, как содержание может повлиять на образ книжного объекта. А «Автобиографические поверхности» Ольги Сазыкиной и сейчас можно назвать одушевленными, по ее словам, «художник всегда себя выговаривает».


А вот еще объекты с травой. Ольга растила ее внутри обуви, на столешнице и в шуфлядках книжного стола, посеяла и получила всходы в чемодане. Как и в работе с дыханием, стеклом, бумагой, она углубляется в контекст, постепенно осваивает новый материал, раскрывая его по-разному в нескольких проектах. Самая, пожалуй, неожиданная трава — синяя, в инсталляции «Инкарнация в синий» (2000). Своего рода ботанический перформанс, соединение прозаического и нематериального, с программной для мировой истории искусства предысторией. «Инкарнация» стала посвящением французскому художнику Иву Кляйну, проект был презентован в парижской Академии художеств, показан во многих европейских музеях. Ив Кляйн провозгласил запатентованный им оттенок синего (IKB) интеллектуальным. Точнее, он долго искал и подобрал ингредиенты для получения нужного тона, который представлялся автору цветом самых абстрактных в мире творений — неба и моря.

Энергия парадокса

Не побоюсь предположить, что Ольга Сазыкина может сделать концептуальными любые материалы, будь то металл или воздух. Но важнее всего, что концепции, с которыми она сталкивает эти материалы, объемы, фактуры, всегда на шаг впереди времени. Например, экологическая тема: только сейчас и очень медленно общество уходит от антропоцентрической точки зрения на мир, учится уважать и ценить все формы жизни на земле. При этом обратите внимание, что в искусстве Ольги нет даже намека на социальную рекламу, нет «повестки» как таковой, она не пробуждает у зрителя чувство вины или страха перед будущим.

Художница все время работает по-новому, не повторяется стилистически: сравните с авторами, которые находят свою творческую манеру, развивают ее, делают узнаваемой.


Мы возвращаемся к разговору, вспоминая разные проекты, серии, выставки, не претендуя на академическую полноту обзора.

«...думаю, суть в другом. Если считать, что современное искусство провоцирует и предлагает зрителю скандал, то мой „скандал“ не радикальный. Он щекочет мозг, рождает новые мысли. Он заставляет человека удивиться, в другом ракурсе посмотреть на вещи, которые ему хорошо знакомы. Может быть, что-то покажется нелепым, даже глупым, но ведь парадоксы подталкивают к размышлениям. Удивление такого рода испытывает читатель современной литературы: Пелевин, Сорокин любят материализовывать метафоры, этот прием сейчас много используют.

Совсем жестких инсталляций у меня нет, я бы назвала их даже поэтическими. Настоящий парадокс несет в себе энергию, зритель ее получает и переживает, и это необходимый в жизни процесс. Так, на лекции нельзя говорить бесконечно, когда видишь, что студенты засыпают. Обязательно надо расшевелить, дать им какой-то толчок, он заставляет людей принимать решения, что-то делать. Думаю, это закон жизни, ну и задача искусства».


Новинки и топовые модели телевизоров в Каталоге Onliner

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро