В 2010-х спрос абитуриентов на юридические и экономические специальности не падал, особенно если к ним добавлялись прилагательные «международный» или «мировой». Также популярно было поступать на стоматолога, дизайнера, лингвиста, парикмахера и актера. IT-специальности в то время только набирали обороты, и абитуриенты БГУИРа тогда вызывали особый трепет и интерес. Мы посмотрели, какие профессии считались перспективными десять лет назад и как поменялся спрос на учебу сейчас. Спойлер: революции не произошло.
Читать на OnlínerВ далеком 2010 году самыми популярными специальностями в белорусских вузах были международное право, судебная экспертиза, мировая экономика, лингвистика и международные отношения. В целом можно сказать, что бум экономистов и юристов тогда еще не закончился, но абитуриенты выбирали в основном те специальности, где была приставка «международный» или «мировой». Такие тенденции вычислялись и по проходным баллам, и по конкурсу. Также абитуриенты стремились поступить на стоматологов.
В ссузах популярностью пользовались архитектура, организация общепита, правоведение, бухучет, дизайн, бьюти-сфера и программное обеспечение (причем последнее по проходным баллам было далеко не на первом месте), в ПТУ — профессии страхового агента, парикмахера, кондитера, оператора связи, кассира и маляра-штукатура. Здесь, кажется, был маркетинговый принцип: чем больше специальностей в одном дипломе, тем круче.
По данным Комитета по образованию Мингорисполкома, по итогам поступления в ПТУ и ссузы самыми популярными профессиями у абитуриентов в 2011 году были проводник, билетный кассир, помощник машиниста, парикмахер, штукатур, маляр, облицовщик-плиточник, повар, кондитер, розничные услуги в банке, в сфере обслуживания, машиностроения, электроники, мехатроники, слесарь по ремонту автомобилей, дальнобойщик.
Опросы выпускников школ в 2010 году выявили такой рейтинг востребованных специальностей: экономика, менеджмент, иностранные языки, юриспруденция, IT, медицина, технические специальности, педагогика, актерское искусство, дизайн, журналистика, психология и реклама. В исследовании того времени говорилось: 85% респондентов не сомневались, что смогут найти хорошую работу после получения диплома по экономическим или управленческим специальностям. Среди главных критериев выбора будущих специальностей школьники называли моду и денежность.
По результатам опроса, проведенного по итогам двух этапов репетиционного тестирования в БГУ в 2011 году, был создан рейтинг специальностей: экономика, здравоохранение, правоведение, прикладная математика и информатика, международные отношения, IT, архитектура и строительство, филология, математика и механика, радиофизика, химия и химическое производство, машиностроение, промышленные технологии, энергетика, иностранные языки, физкультура, спорт, туризм, журналистика, история и дизайн.
В 2012 году школьники чаще всего мечтали получить специальность в области IT (27,7%), экономики (23,3%) и юриспруденции (13,9%). Менее привлекательными были иностранные языки, менеджмент, международные отношения и туризм. Еще меньший интерес проявляли к филологии и журналистике.
«Обращает также внимание малоисследованная проблема определения содержания общественного престижа профессий и занятий, влияние иерархии оценок престижа на процессы воспроизводства трудовой занятости молодого поколения нашей страны», — отмечалось в исследовании. Среди ценностных ориентаций выпускников и их выбора жизненного пути были элементы новых характеристик будущего белорусского общества, развития научно-технической сферы страны на ближайшие десятилетия.
К слову, спустя пятилетку в предпочтениях белорусских абитуриентов мало что поменялось. По данным Минобразования, самыми востребованными специальностями в 2016 году оказались коммуникативный дизайн (конкурс был целых 17 человек на место!), актерское искусство (13,4), электроснабжение (11,2), техническая эксплуатация автомобилей (9,1), промышленное и гражданское строительство (8,4) и психология (6,9).
Кажется, что основных проблем у нашей системы профессионального образования было две: школьников слабо информировали, кем они на самом деле смогут работать после окончания учебы, а также система набора на специальности (в основном ориентация идет на госсектор и трудоустройство выпускников там).
Авторы независимого исследования 2009 года рассказывали, что, хотя профессиональные знания и компетенции молодых работников в целом соответствовали требованиям рынка труда, тревогу работодателей вызывали недостаточно сформированные ключевые компетенции, безответственное отношение к работе и плохая дисциплина. Проведенное в 2005 году на предприятиях изучение спроса на рабочую силу в разных секторах экономики показало потребности в знаниях и навыках, касающихся производства новых видов продукции (67%) и использования современных технологий (83%), а также в таких компетенциях, как инициативность (64%), самостоятельность в работе, информационные технологии и творческий подход к деятельности (16%).
В 2014 году российские эксперты говорили, что через десять лет с рынка труда исчезнут профессии швеи, шахтера, прораба, журналиста, инспектора ДПС, лифтера, почтальона и многие другие. Зато в списке востребованных профессий заявляли сити-фермера, специалиста по киберпротезированию и стартап-маму. «Атлас 100 новых профессий и 30 профессий отмирающих» подготовили в Московской школе управления «Сколково».
ГМО-агрономы, метеоэнергетики, дизайнеры умных пространств, кибердворники, эксперты по образу будущего ребенка и разработчики семейной траектории развития — такие вакансии должны были потеснить привычных бухгалтеров и менеджеров. Авторы призывали абитуриентов не ломиться на экономические и юридические специальности.
Уже до 2020 года, говорили эксперты, с рынка труда исчезнут турагент, копирайтер, лектор, архивариус, швея, лифтер, машинист и почтальон. А после 2020-го в число ненужных попадут вахтеры, прорабы, шахтеры, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты и даже инспекторы ДПС. Одна из главных причин отмирания профессии — автоматизация и механизация процессов.
В этом году Минобразования в очередной раз проверило общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации» от 2009 года. Что изменилось?
Например, из перечня убрали следующие специальности: библиотечно-информационная деятельность (методическое обеспечение), радиоэлектронное оборудование воздушных судов и обеспечения полетов, инженерное обеспечение строительства зданий и сооружений. Изменения заключаются в основном в добавлении к обычным специальностям слов «цифровизация», «информатизация» и так далее. Так, в специальность «Библиотечно-информационная деятельность» в скобках добавили «цифровизация». Из интересных новых специальностей этого года — режиссура цирковых представлений, урбанология и сити-менеджмент, ядерная и радиационная безопасность.
Самые высокие конкурсы в вузах Беларуси в 2020 году были на следующих специальностях: дизайн (12 человек на место в БГУ!), информационные системы и технологии в игровой индустрии (7), экономика и управление на предприятии (5).
Также в Минобразования рассказывали, что среди востребованных были области правоведения и международных отношений. Например, проходной балл на бюджет «Международного права» в БГУ в том году был 386 баллов. На стоматолога в БГМУ поступали абитуриенты, набравшие минимум 383 балла из 400 возможных. В топе также было лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций.
В ссузах самыми популярными оказались области живописи, дизайна, правоведения, IT, медицины и парикмахерского искусства. В ПТУ наибольший интерес вчерашних школьников в том году вызывали профессии повара, официанта, слесаря по ремонту автомобилей, парикмахера, а также ж/д специальности и сфера электрооборудования.
Наименее популярные сферы и в вузах, и в других учебных заведениях — сельское хозяйство, педагогика, легкая промышленность.
Что в сухом остатке? За десять лет топ популярных профессий в белорусских вузах практически не изменился. Абитуриенты по-прежнему стремятся поступить на юристов и экономистов (с приставкой «международный»), дизайнеров и стоматологов. Явно вырос спрос на специальности в IT и сфере обслуживания, добавились новые курсы для будущих работников БелАЭС — это самые очевидные изменения на белорусском рынке труда. А о ГМО-агрономах и кибердворниках речи пока не идет. И, кажется, до этого еще жить и жить.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by