«Дети хотят стать программистами, а гайку кто закрутит?» Настоящий трудовик остался почти без учеников

Автор: Артем Беговский. Фото: Максим Малиновский
28 марта 2021 в 8:00

Давным-давно, когда телевизоры были еще черно-белыми, колбаса доставалась только избранным, а пломбир был в десятки раз вкуснее, детей отдавали в кружки технического творчества. Там их учили паять, пилить, резать, чертить и прочим необходимым в хозяйстве навыкам. Такие кружки существуют и сегодня. Например, в Минске есть кружок судомоделирования (10—16 лет) и «Самоделкин» (9—10 лет) — у них даже названия из прошлого. Но поорудовать напильником практически никто не хочет.

Читать на Onlíner

Корабли остались без капитанов

Владимиру Гусакову 69 лет, 20 из которых он учит парней «сверлить отверстия» и «забивать гвозди». Одет в колючий свитер, поверх которого рыболовная жилетка, пальцы черные от работы, а голос громкий и четкий, чтобы была дисциплина. Для ручек и карандашей использует банку от горошка. Короче говоря, классический трудовик. В кружке работает по воле сердца, для героя это своего рода хобби.

— Это хобби, а не профессия. Сам я был и строителем, и радиоинженером, и токарем — по крайней мере это то, что записано в трудовой книжке. Весь интерес у меня идет с детства. Тогда я ходил на радиокружки. Все было точно так же, как и сейчас, только детей было больше. На это нынешнее поколение отвечает мне: «У вас просто интернета не было».

Получается, мы учились, так как у нас интернета не было, а они не учатся, так как у них он есть.

Кружки у меня пять дней в неделю, дети приходят с 18:00 до 20:00. Поначалу набор всегда полный — две группы по десять человек. Их же в основном мамы приводят, они хотят, чтобы дети ходили, а те — нет. Продержатся месяц-два, пока творческий порыв есть, и отсеиваются: то скажет, что двойку получил и не пустили на занятие или что заболел — прикрыться можно чем угодно. Остается два-три человека. Кружок бесплатный, но от них все равно нужны какие-то копейки, чтобы можно было купить материалы. Грубо говоря, у нас полный хозрасчет и самофинансирование.

На часах 18:00, уже должны прийти ребята, но никого нет. Владимир Иванович точно знает: придут. Ждем. А пока детей нет, герой показывает учебные материалы. И хотя страны, которая их придумала, не существует уже почти тридцать лет, основа здесь советская: схемы, бумажные трафареты, купленные и распечатанные за свои деньги, станки, тиски и инструменты. Из новинок — шкаф с напильниками. А то, к чему стремятся ученики, — модели кораблей на пульте управления — обрастают слоем пыли, стоя на полках без дела.

— Тут же нет такого, как в школе, что ты обязан ходить. Все на желании ребенка держится. Если хочешь чему-то научиться — приходишь. Но даже те, кто приходит, если их не контролировать, достают смартфон и начинают «работать». И что с этим сделаешь? Эти кружки, они «невкусные» для детей, тут надо пыхтеть, учить математику, геометрию, черчение, все непонятно и гадко. Это не развлечение, как Lego, где детали подходят друг к другу сразу, у нас эти детали сперва нужно самостоятельно сострогать.

На изготовление модели корабля ребенку нужно минимум два года

— Первый шаг — бумажные кораблики, которые нужно вырезать и склеить. На это уходит пять-шесть занятий (около месяца). Когда ребенок освоил бумагу, мы переходим к вот такой штуке, — Владимир Иванович достает деревянный корпус кораблика, без каких-либо деталей, краски, но зато с моторчиком. — А вы как думали? У ребят же нет никакого представления ни про напильник, ни про лобзик, ни про нож, хотя про нож, может, и знают: им хлеб режут. Все начинается потихоньку, с простого, ну или почти простого, ведь, когда речь заходит про «сделать аккуратно», многие не справляются.

Самостоятельно они начинают работать спустя год, когда научились держать в руках инструмент и немножко думать. Системности не терпят, начинается «Я буду делать это, это и это», а позориться на выставочном стенде, а потом еще и на воде никто не хочет. В прошлом году на соревнования мы не поехали из-за пандемии, в этом не успели сделать модель. Да и соревнования не нравятся детям, у нас же как: участвуют сплошь мастера и кандидаты в мастера спорта, а я привожу новичков. Это как против хоккеистов «Юности» выставить дворовую команду — классно, да? И, конечно, дети расстраиваются.

Владимир Иванович уходит вглубь мастерской и возвращается с чемоданом.

— Это еще почти со времен гражданской войны. Чемодан, чтобы можно было носить кораблики, так как, если вы попытаетесь провезти модель в троллейбусе, из нее сделают дрова. Такой кораблик за год успеет сделать только опытный человек, который уже работал два-три года, если с нуля — минимум два года.

Все советское, даже учитель

В этом диалоге невозможно было не затронуть темы «прошлое — настоящее» и не обсудить общего врага детских кружков — интернет.

— По-моему, интернет победить сегодня уже невозможно. Мне мамы детей говорят: «Я вынуждена купить ребенку телефон, чтобы с ним не париться». О каких корабликах может идти речь? Сейчас в школе повелось: у кого дороже мобильник, тот самый крутой. Раньше человек стремился к чему-то, приобретал какие-то навыки — сейчас же у Google все можно спросить. Было другое отношение ко всему. Тогда человек понимал, что будет работать на заводе, сантехником или электриком, а сейчас дети кем хотят стать: певцом, художником, программистом, — а гайку закрутить некому. Перевернули с ног на голову: те, кто что-то производит, — изгои, а те, кто ничего не делает, — крутые. Работать на заводе — значит быть нищим. Вот такие стереотипы у людей формируются.

Мои кружки знакомят детей с инструментом и учат думать. Мама одного из учеников приходила и говорила спасибо. Тот ей на даче дыру заделал: нашел палку, где-то достал клей, прибил, подровнял, зачистил все. Кто учится три-четыре года, уже будет понимать, что такое электричество, ведь, чтобы правильно подключить моторчик, нужна электрическая схема. Он сообразит, как поменять замок, картину повесить и так далее. Вспомните советские уроки труда, когда детей просили принести на урок дырявые носки и учили их штопать. А где у кого сейчас есть дырявые носки? А в школе если и есть труды, то там хоть один станок работает? Если и работает, то и не включается никогда.

Немного опоздав на занятие, к мастеру пришел Вадим. Парень учится в седьмом классе. Он делает уже вторую модель корабля — на этот раз из пластика.

— Сейчас у меня готовы четыре детали, — мальчик начинает работать напильником. — Я сам захотел сюда прийти. Часто ходил рядом с этим зданием и видел через окно кораблики. Первый урок был теоретический, мне рассказали основные принципы, как тут работать вообще, и потом я начал строить свой первый военный корабль. А теперь занимаюсь пожарным.

— Сразу к кораблю перешел?

— Ему бумажные неинтересно делать, сразу на сложные накинулся. А получится у тебя его сделать? Доведешь ты его до конца? — включается в разговор Владимир Иванович.

Вопрос остался без ответа.

— Поймите, я не такой уж и советский человек. Но извините за шпионский вопрос: кто повесит картину дома? кто поменяет прокладку в кране? — продолжает Владимир Иванович.

— Мастер или сантехник.

— А сантехника кто научит? Знаете, как говорится, если я не научу, то никто не научит. К нам же приходят выпускники институтов, будущие педагоги. Но они долго не задерживаются, бегут туда, где больше платят и нужно меньше работать.

Кофе с доставкой на дом — пополняйте свои запасы через Каталог

Onlíner рекомендует
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка, интенсивность 5/10
Onlíner рекомендует
капсулы Nespresso Original, бленд (арабика 95%), светло-средняя обжарка, интенсивность 5/13

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by