Чуть больше года назад наша планета приболела. Коронавирус стал большой общей проблемой, но все относятся к этой проблеме по-разному. Причем диссиденты есть как среди людей, так и среди стран. Вот в Беларуси вируса почти не видно. Убери с лиц людей маски — и не поймешь, что в воздухе летает опасная зараза. Торговые центры работают, в кафешках толпы, приезжающих в страну никто жестко не проверяет. А вот соседнюю Польшу из-за «ковида» не узнать. Сегодня в рамках «Дневника переехавшего» я расскажу, как проходит карантин по ту сторону западной границы, что там происходит с гастрономией и торговлей.
Читать на OnlínerТо, что в Польше власти относятся к коронавирусу серьезно, понимаешь сразу по прибытии в аэропорт. В варшавском «Шопене» все заведения работают исключительно навынос. Даже в McDonald’s столики опечатаны, а сотрудники регулируют дистанцию в очереди. В залах ожидания запрещено сидеть рядом с другими людьми. Это сильно контрастирует с минским аэропортом, где перед самой посадкой, когда к гейту прибыли почти все пассажиры, расстояние между людьми было как в очереди в «Гиппо» 31 декабря.
В Польше как минимум до середины февраля действует ограничение на заполняемость общественного транспорта. В частности, нельзя, чтобы в салоне находилось людей в количестве более 50% от числа сидячих мест. Похоже, это суровое правило распространяется и на воздушный транспорт: в винтовом DHC-8, который доставил нас из Варшавы в Гданьск, половина салона действительно была пустая. Нужно ли говорить, что у «Белавиа» самолет был забит битком?
В городах заполняемость автобусов и трамваев регулируется формально: на половине кресел размещены таблички с просьбой не садиться, и еще нельзя приближаться к водительскому месту ближе чем на полтора метра (в Польше водители трамваев и автобусов сейчас не продают талончики). Но стоячих пассажиров никто не считает. В часы пик кажется, что общественный транспорт забит на 60—70%.
Еще недавно все люди, прибывающие в Польшу из-за внешних границ ЕС, обязаны были проходить 10-дневный карантин. С 23 января вместо карантина можно показать отрицательный результат теста на SARS-CoV-2, который вы получили не более чем за 48 часов до пересечения границы. У нас такой возможности не было (мы прилетели 15 января), поэтому пришлось 10 дней торчать дома. Еще в самолете Минск — Варшава стюардессы раздали по две большие анкеты, в которых нужно было указать место, где ты будешь проходить карантин, и ответить на длинный ряд вопросов. С заполнением лучше поспешить: лететь всего час, а собирают анкеты до посадки.
На паспортном контроле у прибывающих спрашивают адрес, где они намерены отбывать карантин, и номер телефона, который должен быть всегда доступен и подключен к интернету. Если вы вдруг планируете покупать местную SIM-карту после прохождения паспортного контроля, ничего страшного: можно указать свой белорусский номер, а потом поменять его в базе данных. Карантин начинается на следующий день после прибытия, поэтому сразу после заселения в квартиру мы отправились в магазин, чтобы подключиться к местному оператору и закупиться едой. Затариваться на 10 дней смысла нет: в Польше отлично работает доставка продуктов (и даже вина!).
А на следующий день началось наше полуторанедельное приключение «Придумай, чем заняться в квартире». Вообще, 10 дней не выходить на улицу не так уж страшно. Первые дни тянутся долго, а потом и не замечаешь, как дни сменяют ночи. В конце концов, ты сидишь в комфортной квартире, готовишь еду и имеешь доступ в интернет. Я все эти дни работал. У меня такой «карантин» тянется еще с марта прошлого года, когда мы ушли на удаленку. Сам факт того, что тебе нельзя выходить на улицу, немного напрягает, но сейчас не те времена, когда на такое можно пожаловаться. Бывают у нас ограничения свободы и похуже.
Контролируется твое пребывание дома через приложение Kwarantanna domowa. В нем нужно зарегистрироваться и подтвердить свой номер телефона. По геолокации программа следит, чтобы телефон находился в одном месте — по указанному при прохождении таможенного контроля адресу. Подтверждать, что ты находишься рядом с телефоном, нужно, выполняя задания, которые периодически приходят в эту программу. В принципе, задания бывают только одного типа — сделать селфи. На выполнение задания дается 28 минут. В некоторые дни мы делали по шесть селфи, в другие заданий не приходило вообще.
Вы спросите, что мешает пойти погулять на полчасика, оставив телефон дома? Можно ведь вернуться и выполнить задание, раз на это дается 28 минут. Это весьма рискованно. В любой момент вам может позвонить полиция и спросить, находитесь ли вы дома. Не поднимешь трубку или телефон не будет доступен — это могут принять за уклонение от карантина. Штраф — до 30 тыс. злотых ($8 тыс.!). Нам звонили раза четыре. Однажды полиция приехала к дому и по телефону попросила выглянуть в окно и меня, и супругу. Как видите, все серьезно. Говорят, полицию можно попросить привезти предметы первой необходимости или еду. Мы этой опцией не пользовались, хотя сотрудники полиции общались очень любезно.
Из-за того, что вам нельзя выходить на улицу, вы не можете вынести мусор. Мы складировали пакеты на балконе. Знаю случаи, когда люди, находящиеся на карантине, замораживали органический мусор (в Польше раздельный сбор мусора), чтобы тот не вонял. Отдельно отмечу, что приложение Kwarantanna domowa ужасно глючное: уведомления не всегда срабатывают, и ты как псих открываешь программу каждые пять минут, чтобы посмотреть, нет ли нового задания. Даже спустя несколько дней после окончания карантина я по привычке лез в телефон, чтобы узнать, не требуют ли от меня селфи. Еще, если вы проводите карантин со своей семьей, вас могут зарегистрировать на один мобильный номер. Так было у нас. В итоге задания нам приходили одновременно на два телефона, и если кто-то из нас делал селфи, то у второго программа выбивала ошибку, а задание пропадало. На всякий случай мы решили просто отправлять совместное селфи по очереди с разных телефонов (так у нас хотя бы будет подтверждение, что мы оба были дома).
25 января, когда наш карантин вроде как закончился, приложение все еще просило нас оставаться дома с включенным телефоном. Но, позвонив в службу поддержки (есть русские операторы), мы узнали, что «свободны». Никогда не думал, что так обрадуюсь обычной прогулке на свежем воздухе. Впрочем, в Гданьске сейчас заниматься нечем, кроме как гулять (в маске и держась от других прохожих на расстоянии не менее полутора метров). Рестораны и кафе в городе закрыты или работают только навынос либо в формате доставки.
Торговые центры практически пустые. До сегодняшнего дня (1 февраля) в Польше действовал запрет на работу большинства торговых точек. Открыты лишь продуктовые магазины, аптеки, строительные супермаркеты, зоомагазины, точки с косметикой. Одежду можно купить только онлайн, как и электронику. В крупных ТЦ делать нечего: все закрыто. Уютные улочки, на которых до коронавируса гудели заведения, замерли, в ресторанах убрали стулья из залов. Весь Гданьск сейчас напоминает заброшенный парк аттракционов. Ты понимаешь, что когда-то здесь бурлила жизнь, играла музыка и веселились дети, а сейчас люди словно зомби снуют туда-сюда, поглядывая, не достал ли какой-нибудь прохожий из-под маски свой заразный нос. Даже на светофорах люди соблюдают большую дистанцию.
Все люди, находясь на улице, обязаны носить маску. Исключения делаются лишь для совершающих пробежки по паркам или пляжу. Встречаться с людьми, с которыми вы не живете, запрещено. До конца января в Польше действовало правило, согласно которому с понедельника по пятницу с 10:00 до 12:00 в продуктовых магазинах, магазинах бытовых товаров, аптеках и почтовых отделениях могут находиться только лица старше 60 лет.
В Польше коронавирус есть. Он летает в воздухе и отравляет жизнь как местным жителям, так и приезжим. Если честно, не знаю, стоит ли нам завидовать западным соседям, что их власти так жестко взялись за борьбу с «ковидом». Наверняка польские владельцы ресторанов и магазинов с радостью поменялись бы местами с белорусскими коллегами, которые продолжают спокойно работать. С другой стороны, в Польше у меня впервые в жизни появилось ощущение, что за мое здоровье может беспокоиться кто-то кроме меня самого.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by