Роль для ДиКаприо: приехал из России, нараздавал интервью и стал звездой. А на самом деле?

Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич, vk.com
28 262
24 июля 2020 в 7:44

Если противники Яна Драновского правы, перед вами сценарий для фильма. В теннисе сильны джентльменские традиции Великобритании, родины этого вида спорта. Это единственное объяснение тому, как один человек может в течение нескольких лет взволновать очень узкий круг людей. А ведь Ян даже имеет актерское образование, хотя и не является человеком, который может своей речью поднять массы на свершение подвига (это легко понять, послушав любое интервью). Это просто хорошо выглядящий и прилично одетый мужчина.

Читать на Onlíner

Ян Драновский приехал в Минск из Краснодарского края около пяти лет назад. Может, даже чуть раньше, неважно. Женился на белоруске Елене. И с места в карьер принялся за теннис. Сначала взял уроки у одного-второго тренера, а совсем скоро открыл свою школу как мастер спорта по этому виду спорта. Школа тенниса Royal Cup появилась в октябре 2016-го.

Дальше — только выше. Драновский становится теннисной звездой белорусских СМИ. Если не считать упоминаний в новостях действующих игроков, Ян оказался самым популярным их героем. Он приходил в качестве эксперта и дал столько интервью, сколько всем белорусским журналистам не удалось получить от Виктории Азаренко. И это не единственное, что роднит две семьи: жена Елена является кузиной Виктории. По крайней мере так говорит Ян.

Причины популярности просты: Ян легко откликался на предложения. Он не был образцом ораторского мастерства, но: иностранец, королевский спорт, крутая легенда, придумал реально существующий турнир. Он рассказывал о детстве в Пермском крае, своих тренерах («лучшие»), ракетке, профессиональном теннисе до 17 лет и неизменно заключал: «Но как тренер я еще лучше, поэтому всегда мечтал».

Давайте разберемся, как такая пиар-история дошла до кучи судов и десятков тысяч рублей долга. И это только по юрлицу!

kartoteka.by

Андрей: «Я отдал Драновским $2,5 тыс. на учебу дочери, и все»

— Моя дочка занимается бадминтоном, захотела попробовать себя в теннисе. Мы погуглили корты на улице Даумана (спорткомплекс «Динамо») — показывает школу Royal Cup, в прошлом году они там были на аренде. Почитал в интернете: директор медийный, чемпионаты проводит известные. Бесплатное пробное занятие прошло в августе прошлого года, тренерами были нанятые девочки. Стоила школа 200 рублей в месяц при двух занятиях в неделю.

Спустя три недели Ян сообщил: у девочки есть потенциал. Можно перейти в спортивную группу — будет стоить в два-три раза дороже. А можно сотрудничать по более выгодной форме: с вас $2500 — и вместо процентов получите бесплатные занятия для дочки.

— Когда захочу забрать, заберу. В среднем наша оплата тогда доходила до 450 рублей в месяц, поэтому звучало выгодно.

— Зачем эти деньги школе?

— Ян и Елена (через нее велась вся координация по времени уроков) сказали, что нужно вкладываться в рекламу и раскрутку. Им нужно было больше клиентов, потому что детей не хватало.


В общем, мы заключили допсоглашение, они дали расписку. И начались сбои…

То дети не собирались, то еще что-то. Переехали на закрытые корты на Кольцова. Пропуски участились. К середине ноября все остановилось. Ребенку надо заниматься, а она сидит дома. «Кортов свободных нет», «тренер заболел»… Один раз ответили ерунду, второй, а когда это произошло в пятый раз, стало понятно. Предложил разорвать договоренности, а они опять обещаниями засыпали.

— Когда и с кем вы говорили последний раз?

— С Еленой, это было около месяца назад. У Яна юридически ничего нет, все долги ее. Я сказал, что мне нужны только деньги, никаких процентов — и без обид. Она сказала: «Буду отдавать». Когда? Через три месяца. Елена и Ян убеждали, что все вернут и что они не мошенники. В конце ноября 2019 года офис школы тенниса Royal Cup уже не работал. Как я узнал, их договор аренды был расторгнут арендодателем за неуплату, а все работники уволились.

На этой неделе я был в Центральном РУВД, куда ранее относил заявление. Увидел, что мое обращение там не одно. Окей, будем ждать. У меня мало иллюзий по поводу возврата денег, но это не должно пройти для организаторов школы безнаказанно. Потому что школа продолжает существовать в соцсетях. Сайт то открывается, то закрывается. То есть они даже дверь для себя не закрыли.

Я даже говорил с родителями Елены (она намного младше Яна). Они сказали, что денег нет, потому что была какая-то неудачная инвестиция. Из роликов на YouTube-канале Яна Драновского следует, что в настоящее время он занимается интернет-бизнесом, судя по его аккаунтам в социальных сетях, это реклама ставок на спорт и так далее.

В поисках информации Андрей познакомился с Денисом Коренцом, тренером школы Fox Tennis. Денис — в прошлом игрок сборной Беларуси и мастер спорта. Он очень эмоционально рассказывает про Драновских, поэтому берем только то, что можно по закону.

Профессиональный теннисист Денис: «Он убивает спорт»

— Как появился чудо-тренер? Года четыре назад к нам приехала маленькая машинка, откуда вышли Ян и его жена. Они ходили, смотрели. Потом спрашивают: «Тренеры есть? Можно пару тренировок взять?» Я начал тренировать его. Он перебивал сетку, конечно, — любитель среднего уровня, не выше. Попросился в группу к 12-летним детям, чтобы было дешевле. Начал тренироваться с ними. Дети «мастера спорта» обыгрывали. Потом он попросился помогать мне с одной девочкой. А еще спустя время приводит кого-то и начинает тренировать.

Я подхожу к нему: «Ян, что за дела?» Примерно в то же время поймал его на том, что он по второму кругу прогонял скидочные купоны, которые я сделал на Slivki.by. После этого я его прогнал.

А через несколько месяцев всплывает: Royal Cup, мастер спорта из России, ТВ, радио, собирается турниры организовывать. Чудеса!

Я ему звонил не раз: «Ян, не лезь тренировать детей, ты не специалист, не калечь». Потом стало известно, что он оставил с долгами Дворец тенниса, потом центр Максима Мирного, потом корты на Даумана. И с тренерами, детьми то же самое: набирает и не расплачивается или не учит.

Почему я его дергаю постоянно? Потому что после таких «тренеров» люди думают, что мы тут все такие. Он убивает спорт!

В школе, где Денис работает главным тренером, обычным тренером работает Мария. Она посотрудничала с Драновскими и осталась без зарплаты.

— Я устроилась к ним в октябре прошлого года. Людей было прилично. Каждый день у меня было по 3—4 часа, 5—6 человек в группе. Они что-то тянули с оформлением. Жена обещала, что приедет с договором. За полтора месяца накапало где-то $1,5 тыс. за тренировки. Она продолжала тянуть: то поезжай карточку сделай, то в больнице, то еще что-то. После этого месяца четыре я еще писала им, а потом случилась пандемия, и они оказались официально «в подвешенной ситуации». Какие тут претензии? Просто не повезло. Я уже успокоилась: ничего я от них не дождусь.

Эдуард Смолярчук, замдиректора центра Максима Мирного: «Драновский? Мастер впечатлений»

— Что я знаю? Драновский появился из ниоткуда. Ходил по теннисным кортам и брал уроки как обычное физлицо. Через какое-то время он появился как мастер спорта и организатор школы. Мы приветствуем все новое — появился и ради бога.

Рано или поздно мы должны были получить предложение от них. И к нам пришли. Но не Ян. Он стал играть в руководителя большой и серьезной компании — такие сами по встречам не ходят, за них это делают менеджеры и пресс-служба. Пришел к нам его представитель Денис Садовский, хороший парень: «Мы крутая организация со спонсорами. Хотим зимой провести у вас турнир». Ну окей, проводите. Договорились. Схема простая: никаких договоров, арендуют корты как физлица, рассчитываются после проведения турнира, когда соберут деньги с участников.

— Это было полтора года назад. Вы не слышали о проблемах с Яном от коллег?

— Слышали. Но все равно решили попробовать. В выходные провели первый турнир, в понедельник с нами рассчитались. Потом приехал деловой Ян с женой. Что-то долго пытался говорить о развитии. Мы не поняли, зачем он пришел. Показать себя, наверное.

А, еще забыл. Одновременно мы и другие теннисные организации получили письмо из Минспорта: окажите товарищу содействие. Мы вообще не поняли: кто за ним стоит? Легко же представить, какой это козырь перед любой госорганизацией с кортами. Позвонили в министерство, нам объяснили просто: пришел, красиво рассказал, министерство поддержало инициативу. Ян, конечно, старается. Старается производить впечатление.

В конце прошлого года центр Мирного тоже написал в Минспорта письмо:


Но полтора года назад все шло нормально. Денис Садовский подтянул несколько спонсоров, привез телевидение. Турниры стартовали.

— Потом они захотели арендовать корты в свободное время и рассчитываться за них через две недели. К нам приходили люди и сам Ян, записывались, никто не платил. Окей. Потом наши тренеры начали жаловаться: детей переманивают и приглашают в школу Яна. Мы стали звонить — он уже перестал поднимать трубку. Что обещал? Например, что у нас нет летних кортов на воздухе. Это уже весна прошлого года. Он переехал на Даумана.

До того оплаты происходили все хуже и хуже, пока не прекратились совсем. Руководила процессом Елена Драновская. Она если и поднимала трубку, то каждый раз с удивлением спрашивала: «Сколько должны?» — и обещала обязательно вернуть. Дурака включали. Тогда мы отрубили им вход, и все.

— Сколько они вам должны?

— Несколько тысяч белорусских рублей. В суд мы обращаться не стали, потому что жалко времени. И договоров у нас нет: он же как физлицо платил, точнее не платил. Бывший сотрудник Драновских Денис, например, выиграл суд, но судебные исполнители его быстро остудили: он восьмой в очереди.

Денис Садовский, бывший менеджер школы Royal Cup: «Ян, конечно, харизматичный»

Это тот самый парень, который занимался организацией турнира, поиском спонсоров, связями со СМИ.

— Как вы разошлись?

— Плохо. Мне должны по суду зарплату — вроде около €1500.

— А когда приходили к ним на работу, чем привлекли?

— Ха-ха, я даже не знаю. Ян мастер произвести впечатление. Харизматичная личность. Хотя на самом деле это не так. Теннисом он едва занимался. Там до мастера далеко. Он полгода учился играть, потом решил, что большой специалист. Елена до этого работала продавщицей в магазине. Вот они и открыли школу.

Набирали в институте физкультуры молодых тренеров, которым нужна была практика. И образ ему шел — «подниматель белорусского тенниса». Брал некоторых детей «на спортивный результат». В основном все все быстро просекали, но были и те, кто задерживался.

Что такое школа? Это одно название. Арендовали корты и приводили тренеров. Брали детей, рубили деньги — вот и школа. Приехал большой специалист из России, поднимает теннис без поддержки государства — легкий инфоповод. Поэтому у меня неплохо получилось с пиаром.

По оценке Дениса, всего состоялось около 30 турниров (если считать мужские и женские отдельно): какие-то — на базе центра Мирного, когда те начинали требовать деньги, переезжали в другое место.

— Коммерчески это было не особо выгодно. Участвовать мог любой взрослый. Сбор, если не ошибаюсь, составлял 30—40 рублей. Призы — от партнеров. Мы покупали кубок за 100 рублей.

Через год с небольшим начались задержки в зарплате. Сливали меня по поводу «плохих результатов переговоров со спонсорами». Я и сам уже был не против уйти. В апреле 2019-го был таков. Думал, что перспектива суда их испугает, но не помогло. Я выиграл дело, но, когда отдавал документы судебным приставам, мне сказали, что я восьмой в очереди. Передо мной вроде банки.

Я уже работаю в другом месте, и мне всего хватает. Что я могу еще сделать? Когда суд закончился, я написал Драновским еще раз. Мне ответили: «Да, Денис, конечно, отдадим, как передать?» Я предложил варианты. Ну и все.

Вооружившись всеми этими сомнениями, переходим к главному герою — встречайте.

Ян Драновский: «Это конкуренты вставляют палки в колеса»

— Ян, сразу простите за вопросы, которые могут показаться неприятными. Но и обвинения нешуточные. Для начала: вы мастер спорта?

— Я профессионально занимался (вот здесь в интервью Ян говорит, что не занимался профессионально. — Прим. Onliner), да, у меня есть звание мастера спорта. А что? Никому не доказываю ничего, это мои звания. Как у игрока. Но к тренерской деятельности это отношения не имеет, это совсем другая стезя. Я играл до 17 лет на профессиональном уровне. Что я себе буду врать? С 18 лет я тренирую.

— То есть те, кто сомневается в вашем спортивном звании, не правы?

— Это похоже на амбиции непонятных людей. Как вы думаете, президент федерации тенниса хорошо играет?

— Это менеджерская функция. Он же не заявляет, что является мастером спорта.

— Да, может, моя форма сейчас не так идеальна, как раньше. К тренерству это отношения не имеет. Я чемпион Пермского края. У меня много титулов. Я мастер спорта.

— Еще вы неоднократно заявляли о родственных связях с Викторией Азаренко. Это правда?

— Наша директор школы, моя жена, является двоюродной сестрой Виктории. Это легко доказать (оппоненты Яна говорят, что это полная чушь, но у нас пока не вышло взять комментарий у семьи Азаренко. — Прим. Onliner).

— Ян, что случилось? Как из героя вы превратились в человека, о котором ходят такие сплетни?

— Посмотрите, как мы развернулись, какие турниры! У нас много завистников, которые палки вставляют в колеса. У нас тоже есть претензии, я просто не тот человек, который будет бегать… Согласитесь, самозванцы не делают такие брендовые турниры. Это сейчас пандемия немножко приостановила, карты спутала. Но наши дела говорят о нашем вкладе в развитие тенниса.

— Какие дела?

— Мы проводим турнир. Я хочу сделать акцент на уровне этого турнира.

— А проблема с долгами?

— У нас есть проблема. Мы тоже сотрудничаем с людьми. И тоже зависим от них. Есть определенные обстоятельства, та же пандемия.

— Давайте тогда поговорим о долгах до пандемии.

— Да, проблемы были и до нее. Просто пандемия помешала все решать. Мы приостановили деятельность, растеряли тренерский штаб. Но долги — это финансовый вопрос, будем регулировать. Мы вернемся к деятельности, но об этом лучше переговорить с нашим директором.

— Долги перед банками?

— Деньги частично были взяты на личные нужды и на деятельность школы.

— Общую сумму этих долгов вы представляете?

— Нет, не могу сказать цифру.

— Насколько прозрачна история вашего отъезда из Краснодарского края?

— Не понимаю вопроса.

— Есть мнение о розыске и долгах.

— Теперь понял. Лет семь назад у меня был не вовремя выплаченный кредит на потребительские нужды. Я его давно выплатил. Но инфа осталась в базе.

— Вы сейчас переключились на сетевой маркетинг?

— Я занимаюсь предпринимательством. Работаю в международной интернет-компании. Я, как бизнесмен со знаниями, не только ракеткой махал всю жизнь.

— А правда, что вы актер по образованию?

— Я проходил курсы актерского мастерства, я не профессионал.

— Если вы решите осенью вернуться в теннис, уверены, что тренеры к вам пойдут? После того как были проблемы с выплатой зарплат.

— Мы не будем умолять. Да, были конфликты с одним тренером, но достаточно личного характера. Человек не прошел стажировку, не сработались.

— Во «ВКонтакте» вы подписаны как «христианский блогер». Это имеет отношение к вашей работе?

— Это мое личное дело. Кто-то утаивает, а кто-то открыто говорит.

— Вы правы, я сейчас не о личной жизни. Дело в том, что в Анапе вы возглавляли школу «Новая звезда». Потом она перешла под управление другого человека. В комментариях используют слово «секта».

— Я основатель «Новой звезды». Оставил бизнес своему товарищу. Да, он человек верующий, слушатель церкви. Я к этому отношения на том уровне не имею.

Может, вы свяжетесь с директором школы, если есть еще вопросы?

— А что она может пояснить? Это же ваша жена. Надеюсь, вы в курсе состояния всех дел.

— Ситуация у нас, конечно, по факту… Есть проблемы. Ну как проблемы — мы должны людям. Можно обозвать это как угодно, но все надо обосновывать. Есть статья за клевету. Мы просто не имели возможности вовремя отдать деньги. Это не значит, что надо вешать ярлык мошенничества.

— Мошенничество нелегко повесить, вы правы.

— Они хотят напакостить.

— У вас же нет ничего. Что у вас отбирать?

— Вы сами пришли к этому. У меня большой опыт в организации, тренерских методиках. Идет борьба за клиентов и рынок. Не корты сейчас главное, а организаторские умения.

— Кто-нибудь из мира профессионального тенниса может выступить на вашей стороне и подтвердить ваши способности?

— Человек по факту несет вклад в отрасль и идет в СМИ. Как вы думаете, они (СМИ) же не идиоты, не будут приглашать непонятно кого.

— Простите, но бывает всякое. Иногда журналистам нужны легкие спикеры, времени проверять нет. И все-таки кто-то может вписаться за вас сейчас?

— У меня есть несколько приятелей, которые могут сказать что-то хорошее. Это участники наших турниров. Ни один не скажет ничего плохого об организации. Я не хочу никаких ходатайств. Таких турниров до сих пор нет, и я не знаю, сможет ли кто-то сделать такое же. Я даже так скажу: посмотрите итоги наших турниров в социальных сетях — как много отзывов и комментариев.

— Вам будет нелегко вернуться, если собираетесь.

— Я не претендую на какие-то… Я учредитель организации, не один вел тренировочный процесс, давал частные уроки, помогал. Основная деятельность — руководство в обучении тренеров. А так, чтобы набирал группы и тренировал, — нет. А мой опыт бизнеса также пересекается с теннисом, но я и в других компаниях работал.

Что вы только что прочитали?

Беларусь — очень впечатлительная страна. Если составить списки приезжих мошенников, выдающих себя за гуру, итальянских кондитеров, французских булочников, то они не будут короткими. Мы не вносим Яна Драновского в эти списки, потому что не суд и даже ракетку в руках не держали. Но россиянин попал в неприятную ситуацию — это факт. Хотя до того сам поставил в такую многих партнеров по теннису.

Бывшие друзья и партнеры Драновских до сих пор не могут понять, что это было: глупость (чья?), азартная афера, Остап Бендер, мошенничество или что-то еще.

— Он хороший организатор и построитель схемы. Возможно, он хотел продать эту обертку. Приезжали какие-то россияне к нему, интересовались. Он куда ни придет, везде фото, интервью, видео. Общее впечатление — все круто. Думаю, он хотел продать что-то в Россию: клуб, или франшизу, или турнир. Иначе непонятно, что это за хождение по граблям, — недоумевает Эдуард из центра Мирного.

Денис тоже вспоминает, что приезжали какие-то россияне, интересовались школой и турниром. Но это не точно.

Единственное, чего мы не нашли в этой истории, так это большой суммы денег.

— Денис, Драновские — богатые люди?

— Нет. У них нет ничего. Была недорогая маленькая машинка, и то вроде не на них оформлена. Квартира в аренду. Каршеринг. Может, это в России так бизнес ведут. Не знаю.

любительский, для закрытых помещений, складной, материал покрытия: ламинированное, толщина: 16 мм
Нет в наличии

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by