Это очень специфический бизнес, услуги в котором пока оказывает ограниченное количество профессионалов. Настя — среди них. Когда-то девушка работала в продакшене в Минске, а после махнула в Москву, где и узнала о тритментах. Это презентации режиссеров для участия в тендерах крупных заказчиков на рекламу и прочее видео. Российский рынок казался бо́льшим по сравнению с белорусским, но было понятно, что надо брать еще шире. Два года девушка нарабатывала базу и теперь может чувствовать себя относительно свободно, работая с ребятами вроде Apple и Google. Мы порадовались за человека и поговорили об амбициях, творчестве, деньгах и мечтах.
Читать на OnlínerСразу после универа Настя была ассистентом проджект-менеджера. Потом устроилась в другое креативное агентство. А потом ей позвонил московский продакшен и прямо-таки переманил из Минска: «Слушай, ты была у нас полгода назад на собеседовании. Хотим пригласить».
— В России я продолжила заниматься видеопродакшеном. Потом узнала о режиссерских тритментах — это тендерные презентации в сфере видеороликов. Все просто. Условная Apple хочет рекламу. Им нужно выбрать из нескольких режиссеров. Каждый из этих режиссеров должен продать себя, свою идею и выкатить кучу референсов. Ребята не очень хотят этим заниматься, потому этим занимаются люди вроде меня. На выходе получается прокачанная презентация.
Все получилось просто. Как-то Настя сидела в офисе и увидела, что ее коллега потихоньку занимается халтурой. Поинтересовалась. Девочка объяснила, что это за презентации, и провела вводный курс.
— Пару месяцев я искала слайдики и собирала референсы, пока она не отдала мне свой большой проект. До того я работала только с русскими режиссерами и компаниями вроде «МегаФона» и «Яндекса». Коллега, которая ввела меня в курс дел, тоже не выходила за пределы РФ. И я такая подумала: «Блин, а чего только российский рынок? Надо лезть на Запад».
Настя стала упорно торпедировать ящики европейских и американских режиссеров и больших продакшенов своими письмами и предложениями. Приоритет отдавался ребятам, которые работали с брендами, суперинтересными девушке — вроде Converse и Nike.
— Вот снял реж ролик для Nike. Я пишу ему: «У меня есть пару работ, стоимость такая-то». Ценник занижала дико. Если смотреть пропорцию, я получала ответ на одно письмо из ста: «О, привет, давай поработаем». Первым был швед, который очень много снимает на российском рынке. Мы до сих пор работаем. Но я точно знаю, что он выбрал меня из-за цены. Когда мои услуги стали дорожать, парень сразу написал: «Ой, а можно обратно откатить?»
Два года назад тритмент в среднем стоил $350 на российском рынке. На американском — $700. Настя работала за $170 и для российского, и для американского рынков.
В какой-то момент стало ясно, что американский рынок должен стать приоритетом. Нашелся молодой амбициозный режиссер из США. Парню тогда было 25 лет. «Прикольно, ты так мало стоишь по сравнению с Нью-Йорком, давай поработаем!» — предложил он. И все завертелось.
— Есть такой музыкант Khalid. Мы склеили презентацию для его клипа, выиграли тендер, мой реж делал видео.
Потом мы участвовали еще в одном проекте — готовили презу для Apple.
Если говорить о форме, это нетипичная презентация. Только не подумай, что как у Барни Стинсона в «Как я встретил вашу маму». У Барни было too much. Это статичная история с элементами анимации, смысл которой — подать режиссера настолько мощно, чтобы все его поняли и захотели.
В презентации используется режиссерский текст, объясняющий идею проекта и чуть ли не каждый кадр. Настя должна художественно все оформить и найти картинки. В приоритете киношные кадры. Работа скрупулезная. Фотки со стоков — это нельзя. Иллюстрации разыскиваются в сериалах, короткометражках, рекламе и прочих видео.
Одновременно с офисной работой Настя занималась презентациями, но в итоге полностью перешла на работу с тритментами. В России это тоже называется ИП.
— Я, конечно, агентство хочу открыть. Да, у меня есть ребята, которые помогают. Но я бы не сказала, что мы прямо сидим в офисе на сто человек, кулер себе купили, переговорки сделали. Такого нет. Я просто сделала онлайн-курс по презентациям. И потихонечку из каждого потока обращаю внимание на студентов, которые шарят больше остальных и обладают вкусом. А потом пишу: «Слушай, может, поработаем?»
— Что можно зарабатывать тритментами?
— Фрилансер моего уровня может зарабатывать от $5000 в месяц. Но тебе нужны опыт и клиенты. Я пока таких денег не имею. Клиенты — основное. Это очень сложный поиск. И чем больше список твоих клиентов, тем лучше. Вся эта кутерьма с совмещением заняла два года, прежде чем я начала чувствовать себя уверенно. Я все еще делаю рассылки, но чаще уже ко мне приходят незнакомые люди: «О, а нам про тебя рассказали, ты клевая».
Я ушла из продакшена, когда поняла, что там за два года ни разу не заработала столько, сколько на тритментах. Чтобы ты понимал, теперь живу нормальной жизнью, а не только тружусь. Особенно когда отдаю какие-то задачи ребятам. Понятно, с новичками я на нервяке, потому что контролю качество. Но я не жила, когда у меня еще был продакшен параллельно с презентациями.
Понятно, я стала стоить больше. Борзею только по поводу иностранного рынка. Потому как понимаю, что ребята из Америки, которые выставляют те же ценники, потом отдают 60% своему государству. А у меня налоги совершенно иные. Это выгоднее. Сейчас я могу поставить $400 за презентацию, но клиент должен быть очень хороший.
— Что за объем работы?
— Это много действий за короткий промежуток времени. Я работаю два года. У меня на готовый проект уходит два дня. Делаю быстро. Начинающие ребята, которых я подтягиваю в команду, могли сидеть над проектом четыре дня, а может, и больше.
К разговору, почему так дорого.
— Во-первых, это очень узкая сфера, о которой мало кто знает. Во-вторых следует из во-первых: в мире ограниченное профессионалов, которые этим занимаются. В-третьих, нужно иметь очень хорошую насмотренность. Такого, что «во ща я гуглану вам счастливую семью для сока „Добрый“», не получится. Ну и это элементарное хамство, когда ты предлагаешь клиенту видеоряд из доставших всех кадров. В-четвертых, мы занимаемся серьезной версткой, приближенной к журнальной.
— Чтобы правильно понимать: ты не работаешь с условной New Balance, а работаешь с людьми, которые хотят работать с New Balance?
— Смотри, есть клиент — пусть Apple. Там есть своя креативная команда, которая совместно с креативным агентством разрабатывает идею. Но они не могут сами снять ролик. Нужен продакшен. А продакшен начинается с меня. И если мы выигрываем тендер, то я имею право писать в своем портфолио, что работаю с Apple. И ролики, которые в итоге вышли после моей презентации, я помещаю в свое досье.
По сути, на каждом проекте делается одно и то же, только сценарии разные. Но особой разницы в специфике работы с Google или с Apple нет. Между Настей и заказчиком множество звеньев.
— Единственное, могу сказать, что большие бренды предоставляют режиссеру и мне полную свободу. За креативную команду говорить не стану. Принцип очень простой. Ты делаешь, как тебе нравится, а они оценивают. Бренды поменьше будут заострять внимание на своей внутренней политике и настаивать на ней. Большие уверенные в себе компании более открыты к новым идеям и режиссерским ходам.
— Мы делали презентацию для новой коллекции кед Converse. Ребята выпустили специальную серию Love к 14 Февраля. Подготовили презу с большим количеством анимационных элементов. Потратили ночь и день. Режиссер написал текст, я нашла все референсы и гифки. Отправили агентству. Уже через две недели они выпустили ролик. Самый быстрый кейс в моей жизни.
Для New Balance делали проект про очередную модель кроссовок. Основная мысль: бренд очень сильно поддерживает всех желающих заниматься бегом. Это был сценарий для Лондона и аудитории Великобритании. Мы делали этот проект с американским режиссером. Та презентация, кажется, была пиком моей карьеры. Я вообще кайфанула.
При этом тендер выигран не был. Но работа таких объемов все равно оплачивается.
— Очень важный момент: не все проекты, с которыми я работаю, побеждают. Потому что есть такая вещь, как смета, и прочие моменты. Я сделала свою лучшую работу, когда готовилась к презентации New Balance, но выбрали не нас. А еще, как в случае с Apple, ты можешь не увидеть итогового ролика. Он снимался для корпоративных нужд. Мы тогда победили, но итогового продукта я не знаю. Google — та же история: победили, но видео на выходе я не видела.
Теперь белоруска хочет податься на американскую визу талантов.
— По ней ты имеешь право находиться в США три года. Если растешь, можешь подаваться на «гринку». Там самый крутой рынок, к этому надо стремиться.
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by