Время турбулентное. Не сказать чтобы уверенность всякого рода (в своем будущем вообще и здоровье в частности) крепнет каждый день, оттого любые попытки хоть как-то себя обезопасить воспринимаются нормально. Большое число белорусов (не путать с большинством белорусов) прямо сейчас работают на удаленке — это позволяет минимизировать количество потенциально опасных контактов. Но что делать тем сотрудникам, у которых подобная опция пока не активизирована? Спросили у юриста Татьяны Ревинской, как оно все должно происходить по белорусским законам.
Читать на OnlínerУдаленкой является работа, которую нанятый сотрудник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий: такое определение дано в ч. 1 ст. 307-1 Трудового кодекса.
Не все. Такой режим работы допустим в отношении работников, которым для исполнения своих трудовых обязанностей не обязательно находиться на работе в офисе (например, юрисконсульту, программисту). Есть и второе условие: у работника должно быть необходимое техническое обеспечение для того, чтобы выполнять свою работу дистанционно, либо таковым его может обеспечить наниматель.
Переход на дистанционную работу может быть осуществлен как по инициативе работника, так и по инициативе нанимателя.
Если наниматель инициирует установление удаленного режима работнику, это будет расцениваться как изменение существенных условий труда, что должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами.
Очевидно, предотвращение распространения вирусных заболеваний (коронавируса) можно считать обоснованной причиной для введения удаленной работы. При переходе на удаленку по инициативе нанимателя потребуется применение условий и порядка, предусмотренных ст. 32 ТК.
Наниматель должен сообщить сотруднику о его переводе на удаленку не позднее чем за один календарный день до начала работы в новых условиях. Такое условие предусмотрено сейчас указом президента от 24 апреля 2020 г. №143 «О поддержке экономики» в части вопросов регулирования трудовых отношений.
Сотрудник может написать на имя руководителя заявление, в котором попросить перевести его работать удаленно, с указанием причины (в данном случае: в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19).
При переводе работника на удаленную работу в трудовой договор вносятся соответствующие изменения и дополнения путем заключения между работником и нанимателем дополнительного соглашения.
Процесс может быть крайне быстрым. Для юридического оформления требуется заявление сотрудника и резолюция нанимателя.
В дополнительном соглашении при переходе на дистанционный труд нужно обязательно отразить:
Изменение условий трудового договора наниматель оформляет соответствующим приказом, который объявляет работнику под подпись.
Если же перевод работника на дистанционный формат работы по каким-то причинам невозможен, то наниматель обязан обеспечить работнику безопасные условия труда с учетом мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В соответствии с Трудовым кодексом, чтобы работать удаленно, наниматель и работник должны договориться об этом. Поэтому установление такого режима работы зависит от решения нанимателя. Проще говоря, если у вас нет согласия нанимателя, то нет и удаленки.
Суши и роллы, чтобы негрустно и вкусно проводить май на удаленке. Есть в наличии
Важно знать:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!