На границе между Ветковским и Красногорским районом, с российской стороны, стоит небольшой жестяной терминал. Если постучать в новую железную дверь, выйдет человек с шевроном таможенника и вопросительно посмотрит в душу. «Про заявление Мишустина о закрытии границы — да, слышал, — подтверждает человек. — Но пока никаких распоряжений на этот счет мне от премьера не поступало. Не снимайте». И уходит в теплое нутро терминала.
Читать на OnlínerПосле того как премьер-министр России сообщил о закрытии границы с Беларусью, прошел уж целый день. Для нас, нашей экономики это чрезвычайно важное решение. Правительство держит интригующую паузу. С тех пор никому так и не удалось получить внятные ответы на главные вопросы:
Посольства молчат, возможно, сами пытаются что-то понять.
Белорусский МИД тоже хочет конкретики: «Сожалеем об озвученном на указанном фоне российской стороной решении о закрытии границы с Беларусью. Находимся в ожидании конкретной официальной информации от российской стороны о вариантах и модальностях имплементации указанной меры».
Над терминалом безмятежно развевается триколор.
К двум палкам, взятым в лесополосе, прибит щит про карантинную зону. Он защищает соседку от вируса. Мимо едут нечастые, но вполне регулярные машины с белорусскими номерами — кто-то должен торговать нашим молоком и колбасой в российском приграничье.
Возможно, железный занавес просто не успел еще опуститься? Продолжаем наблюдение.
Как сообщили Onliner в ФСБ России, вопрос о сроках закрытия границы еще обсуждается.
— Пока границы у нас не закрыты. Пока вопрос решается, все зависит от санитарно-эпидемической обстановки. Но граждане Беларуси могут вернуться на родину, так же как и граждане Украины, — в ФСБ России уточнили, что официальные сроки пока еще не объявлены, вопрос рассматривается.
Российский пункт пропуска «Красный Камень» — штука более основательная, чем тот терминал, что мы посетили утром. На подъезде с белорусской стороны загорают несколько грузовиков разной «национальности».
— Ну нас, дальнобойщиков, это не коснется же, — Виталий из Калининграда что-то знает и спокоен.
Он везет (стыдно сказать!) через Беларусь какую-то семенную VIP-картошку брянским аграриям. Говорит, у нас такой нет. Потом планирует тем же путем, через все границы обратно в Калининград.
— Нет, застрять не боюсь. Вот, например, Литва еще раньше карантин ввела, но я вчера нормально пересек границу. Транзитный грузовой транспорт пропускают без проблем, для него ничего особо не поменялось.
Андрей — белорус из Брестской области. Едет порожнем за российским зерном для «Белсолода», тоже не верит, что может оказаться запертым с любой стороны шлагбаума.
— Пока не очень-то понимаю, что происходит, но возить в любом случае как-то надо. Есть все хотят.
При этом все дальнобойщики в один голос утверждают, что «закрытие» границы намечено на 18 марта. По их словам, после этого перестанут пускать легковые машины и автобусы, грузовое сообщение продолжит работать. Откуда эта информация, толком непонятно, официально ее никто не произносил, а ФСБ, напомним, твердит, что все еще решается. Но у каждого водителя есть собственные инсайды в ФСБ.
На дороге, ведущей к «Красному Камню», аншлаг в обоих направлениях — будто Мишустин ничего и не произносил утром. Фуры, рейсовые автобусы, легковушки. Белорусские номера чередуются с российскими и евросоюзовскими.
В пункте контроля очереди нет, но и стоять без дела людям в форме не приходится ни секунды. Документы — осмотр — «счастливого пути» — «не задерживайте других».
— Пока никаких новых распоряжений не поступало, работаем, как и раньше, — говорит офицер в пограничной форме и маске. — Паспорт покажите.
Теперь ждем 18 марта. Не могут же осведомители дальнобойщиков врать.
Мэр Москвы Собянин сегодня опубликовал обновленный указ «О введении режима повышенной готовности». Там, в частности, перечислены 27 стран (а также весь ЕС вообще), граждане которых обязаны теперь обеспечить самоизоляцию на 14 дней. К их домашним это тоже относится.
Тем временем белорусские «пассажирские» транспортники, которые крепко завязаны на России, не на шутку встревожены и решают, что делать: многое пока непонятно. По нашей информации, они готовятся к тому, что придется отправить в вынужденные отпуска много персонала, задействованного на восточном направлении.
При этом БЖД, например, продолжает продавать билеты в Россию.
К вечеру 16 марта четких разъяснений о сроках и режиме возможного закрытия границы так и не удалось услышать.
Три года назад границу уже «закрывали».
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!