Сегодня Белстат огласил первые данные по переписи населения. Пока мы имеем данные только о численности населения, количестве мужчин и женщин, городских и сельских жителей, а также распределении людей по регионам. Кроме того, глава Белстата Инна Медведева ответила на острые вопросы.
Читать на OnlínerНачнем с данных. Всего в Беларуси на момент переписи проживало 9 413 446 человек. Для сравнения, перепись 2009 года зафиксировала 9 503 807 белорусов. Между тем, если сравнивать с текущими данными на 1 октября 2019 года, то разница составит 41 тыс. человек.
— Основная причина — внешняя миграция. В принципе, это касается тех людей, которые работают более года за границей. Соответственно, они уезжают с семьями, мужьями, женами и детьми, которые остаются в текущем учете, — отметила Медведева. — Кроме того, на момент проведения переписи переписалось 20,5 тыс. иностранных граждан. Если посмотреть на распределение численности населения по регионам, то мы видим, что Минск уверенно преодолел порог в 2 млн. Минская область также приросла по численности населения.
При этом, по словам Медведевой, пять регионов уменьшились по численности населения, а Минск и Минская область выросли.
Городское население составляет 7 299 989 человек. Это 77,5%. Сельское население — 2 113 457, или 22,5% всех белорусов.
— У нас по сравнению с текущим учетом получилась своеобразная ситуация. Выросло количество населения в сельской местности, — отметила Инна Викторовна. — Мы тоже удивились, а когда посмотрели результаты: полюбили Минский район и те районы, которые прилегают к крупным городам. У нас очень существенный рост получен по Минскому району, Смолевичский, Дзержинский район — они показали рост. Фактически сегодня идет движение в сторону районов, прилегающих к областным городам и к крупным районным городам. К примеру, к Бобруйску. Реально люди переезжают жить в сельскую местность.
При этом сотрудники Белстата добавили, что в Беларуси наблюдается «естественная убыль населения, и оно стареет».
— В каких регионах чаще всего люди не работают по месту жительства? — задали вопрос журналисты.
— Данные будут на 1 сентября, — отметила Инна Викторовна. — Но, видя сегодня распределение численности, вы сами можете ответить на вопрос, как идет перераспределение ресурсов. Мы видим, что Минск и Минская область втягивают в себя людей. Мы прекрасно понимаем, что в радиусе 100 километров от Минска люди едут на работу в столицу.
Что касается статистики по мужчинам и женщинам, то в нашей стране 4 351 473 — это мужчины (46,2% от общей численности населения) и 5 061 973 — женщины (53,8% от общей численности).
За 10 лет число мужчин сократилось на 68 556 человек, а женщин — на 21 795.
Остальные данные Белстат обещал представить в сентябре. Напомним, всего в переписных листах белорусам предлагалось ответить на 49 вопросов, они касались не только пола, возраста, языка, образования и национальности, но и смены работы, семейного статуса, планирования детей и так далее. Дополнительно был опросник по сельхоздеятельности, если ведется (это для подсчета валового производства сельского хозяйства: сколько у вас яблонь, груш на участке и так далее).
— Перепись прошли 95% населения республики, из которых 22% переписалось по интернету, 28% поучаствовало в переписи на мобильном или стационарном участке, 48% были опрошены на дому и 2% отказались от участия в переписи, — отметила Медведева. — По международным стандартам допускается до 10% отказов.
— По поводу тех лиц, которых мы не застали дома. По нашему требованию переписчики по таким людям и таким помещениям делали отметки. Это были вопросы попадания, то есть невозможности попасть в жилое помещение: отсутствие звонков, нереагирование на стук в дверь и так далее, — говорит Инна Медведева. — Кроме того, наши переписчики несколько раз посещали те помещения и оставляли уведомления. По международным стандартам данные об отказниках и тех, кого мы не застали дома, берутся из административных источников.
Нужно сказать, что методы, которые мы использовали во время переписи, показали себя очень хорошо. Вы видите это по процентам, которые я назвала. И те подходы, которые использовал Белстат, пользуются спросом у других стран. С четырьмя странами (Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) мы делились уже опытом. Плюс управление национальной статистики Великобритании запросило у нас интерфейс интернет-переписи.
По данным Белстата, это технически невозможно, так как все дубли чистились, а информация, которая вызывала подозрение в реальности, проверялась вручную.
— У нас было четыре Аллы Борисовны Пугачевых, естественно, мы вычищали эти данные. Кто-то плохо и неправильно называл себя, мы это просто удаляли. Даже по звучанию фамилии, имени и отчества мы понимали, что такого быть не может, — отметила Инна Медведева. — Также у нас было около 100 человек с возрастом 121 год. Мы этому не верим. Естественно, мы поднимали по регистру населения каждого человека, который таким образом переписался. После того, как мы перепроверили, оказалось, что люди допускали ошибки в дате рождения. Выяснилось, что ни одного долгожителя с таким возрастом в стране нет. Вообще, начиная со 100 лет мы перепроверили каждого человека вручную.
Все, что касается дублей, поверьте, нет ни одного дубля. Мы проверяли даже каждую деревню. У нас были случаи, когда при переписи по интернету деревня в Брестской области открывалась первой. А в этой деревне живет менее 10 человек. По результатам переписи в ней переписалось 150 человек. Люди просто ставили себя в эту деревню. Представьте, какую нужно было провести работу, чтобы исправить эти ошибки.
— Переписчиками у нас работали молодые люди. Это студенты. В большей своей массе — замечательные дети, которые выкладывались, — объясняет Инна Медведева. — Но были случаи, когда они отработали плохо. Такие обращения у нас были. Но были нюансы такого рода, что либо не открывали дверь вообще. Им звонили, но люди не открывали двери. А потом люди жаловались нам, звонили в Белстат. У нас масса таких обращений была, мол, ко мне не пришли. Есть человеческий фактор, который никто не отменяет. Мы за это наказывали студентов, писали письма в вузы за некачественную работу и невыход на работу переписчиком. Мы приносили извинения людям, сами приходили и переписывали.
Когда мы обрабатывали эти данные, то обязательно просматривали каждый дом. Где-то могли даже наши студенты оставить пустующее помещение. Мы плотно работали с ЕРИП, чтобы выяснить, есть там люди или нет. Бабушек и дедушек уже не дергали, не ходили по домам, но плотно работали с ЕРИП, чтобы не потерять этих людей.
Тех людей, данные которых мы имеем право взять по административным реестрам и регистрам, мы отработали практически за три месяца.
По данным Белстата, 200 тыс. человек отказались переписываться, также были люди, к которым не попали. Как проверили, живут эти люди в стране или нет?
— Наш переписчик приходил к человеку в квартиру, и человек говорил: «Нет». По религиозным, по социально-бытовым причинам. То есть этот человек был на месте. Как его еще проверять? — говорит Инна Медведева.
— Если вы не могли попасть, как вы докажете, что эти люди там живут? Опять же, вы приходите, там по документам прописана семья из четырех человек, человек отказался. Но вы же не знаете, что это он. Там могут быть квартиранты, а хозяева не живут в стране. Как доказать, что люди там живут? — задали вопрос журналисты.
— Первое. Все, что касается квартир, которые помечали наши переписчики, то мы отдавали адреса в ЕРИП для того, чтобы они проставили потребление электроэнергии и воды по этой квартире, — ответила руководитель Белстата. — Второе. Что касается отказника. Да, они живут семьями, но мы проверяли их через регистр населения. В регистре населения отметки есть о том, когда человек уезжает на срок больше года.
— А что если у человека есть белорусский паспорт с пропиской, а он не живет в стране десятилетиями? — уточнили журналисты.
— Если человек не живет в стране десятилетиями, то он не попадает в перепись. Это однозначно, — отметила Инна Медведева. — И даже если люди платят коммунальные, то они не потребляют ни воду, ни электроэнергию. Мы этот момент проверили с ЕРИП.
По предварительным данным (с учетом трат на обработку данных, которую статком продолжит до июля 2021 года), на одного человека в переписи населения 2019 года потрачено 57 центов в эквиваленте. Судя по итогам переписи, в стране проживали 9 413 446 человек. Итого она обошлась в $5,366 млн.
Для сравнения, во время переписи 2009 года на одного человека было потрачено $1,53 в эквиваленте, или $14,54 млн.
— Такую экономию мы осуществили за счет того, что привлекали спонсорскую помощь и работа переписчиков велась безвозмездно, — заявила Инна Медведева. — Спонсорами переписи в 2019 году были Парк высоких технологий, Белорусская калийная компания, Минский тракторный завод, «Евроопт», «Белфармация», Всемирный банк, который выделил нам грант в $1,9 млн, фонд ООН в области народонаселения (UNFPA) оплатил нам информационные ролики по переписи, также нам помогал владелец футбольного клуба «Брестское „Динамо“».
По данным Белстата, доля республиканского бюджета в расходах на перепись 2019 года составила 28,6% против 93,5% на перепись 2009 года. Если смотреть в абсолютных цифрах, то в 2009 году из бюджета на перепись выделили $13,596 млн, а в прошлом году — $1,534 млн.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by