Несыгранная роль. Татьяна Орлова об артисте Викторе Манаеве

Источник: Татьяна Орлова. Фото: baskino.me, kino-teatr.ru, БЕЛТА
3730
01 декабря 2019 в 12:00

Шекспировский «Король Лир» — знаковое произведение. Пьесу берут в работу, если в театре есть немолодой и очень хороший артист, который может сыграть абсолютно все. Для него это, как правило, событие вроде награды за выслугу лет. В театре им. Янки Купалы многие ведущие актеры мечтали и мечтают о роли Лира.

Читать на Onlíner

Ставить такой спектакль очень ответственно: будут непременно сравнивать с мировыми исполнителями главной роли. В Беларуси «Королей Лиров» было совсем немного. В последние годы в РТБД, Свободном театре и СХТ, в Брестском театре кукол. Нельзя сказать, что это были события. И вот весь месяц в СМИ размышляют о новом замахе купаловского худрука Николая Пинигина на Шекспира. В Лире режиссер увидел своего любимого артиста Виктора Манаева.

Путь к королю Лиру

По странной закономерности к трагической судьбе короля Лира иногда привлекали ярких комиков. Дескать, умеешь хорошо смешить публику, а теперь покажи, справишься ли с очень серьезной и глубокой ролью. Энтони Хопкинс, Константин Райкин, Евгений Леонов (проба в кино), наши Геннадий Гарбук, Владимир Ушаков и, наконец, сейчас Виктор Манаев. Пробы и результаты далеко не однозначные. У Виктора Манаева путь к королю Лиру был предопределен.

Давно телережиссер Надежда Горкунова сняла об этом скромном артисте документальный фильм «Несыгранная роль». В нем Манаев продемонстрировал свой огромный творческий потенциал. Уже известный к тому времени как комедийный артист, он вместе с режиссером размышлял о будущем, мечтая о трагедийных персонажах классического репертуара. В числе пока «несыгранных ролей» предполагался и король Лир

О Викторе Сергеевиче снято множество сюжетов на телевидении, написаны десятки статей, и всюду пытаются разгадать, как он добивается своего удивительного влияния на зрителя. Напрасно. Актер очень коммуникабелен, отвечает охотно на все вопросы. Однако, как истинный белорус, свято хранит свои глубоко запрятанные тайны. И никакими усилиями не выманить их у «хитрого», на вид простоватого артиста. Можно только догадываться о них по его творчеству.

Кое-что приоткрыла его роль в «Костюмере». Режиссер Николай Пинигин ставил спектакль дважды: один раз с купаловцами, второй раз — со знаменитыми артистами Санкт-Петербургского Большого драматического театра. И позже признался: там, в России, не было такого исполнителя, как Виктор Манаев.

Его герой Норман — костюмер в шекспировской театральной труппе, слуга великого трагического сэра Джона (дело происходит в Англии времен последней мировой войны). Классическое сочетание Дон Кихота и Санчо Пансы. Манаев подчеркивает в слуге народную основу характера, умение светить, оставаясь в тени. Без Нормана сэр Джон и шага сделать не может. Норман одевает, гримирует, подсказывает текст роли, лечит, потакает слабостям, вытаскивает на своих плечах умирающего артиста. При этом всегда остается виноватым и не слышит слов благодарности. Играют «Короля Лира» Шекспира, противопоставляя его гуманные идеи фашистскому варварству. У Манаева Норман — классический Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели», но это чисто внешне. Внутренне он и есть король Лир, все отдавший и получивший в награду от хозяина черную неблагодарность.

В более позднем признании Виктора Манаева открылась личная мечта: он действительно мечтал играть Лира, если бы Купаловский театр взял эту пьесу. Все переплелось: театр — игра, игра — закулисная жизнь. Пока в чем-то другом играет актер свою несыгранную роль... И сейчас, накануне 2020 года мечта реально начинает осуществляться. Невероятно интересно, что это будет: проблема отцов и детей, обострившаяся политическая ситуация, личная трагедия через силу, уверенность, эгоизм, слепоту к печальному финалу с философскими размышлениями? Подождать осталось совсем немного.

Попробовал заниматься политикой

Актерам часто приходится играть политических деятелей, людей бизнеса, искренних патриотов. Были такие роли и у Виктора Манаева. В советские времена даже «отметиться» в подобном материале было выгодно. Ждут награды. Но все непредсказуемо, и хочется не насиловать себя. Жить в искусстве честно.

Один из его ярких и удачных героев носил прозвище Одуванчик. Легкий, воздушный, всегда готовый сорваться с места. Так звали героя в знаменитом спектакле «Рядовые», поставленном в театре имени Янки Купалы по пьесе Алексея Дударева. За эту роль Манаев получил Государственную премию СССР, премию Ленинского комсомола Беларуси и высшую награду очень престижного в 80-е годы фестиваля «Прибалтийская театральная весна».

Еще он был делегатом ХХ съезда ВЛКСМ. Впрочем, я хотела рассказать о том, что он совершенно сторонится политики и равнодушен к карьере, власти. Никаких амбиций на этот счет. Однако, как тогда забыть его нашумевшую в прессе статью «Давайте заниматься политикой»?

Было все это. Было. Он попробовал, если можно так сказать, играть роль общественного деятеля. Не получилось. Несыгранная роль. Единственная, может быть, в его творчестве неудача. Вся творческая жизнь подтвердила: крепкие, положительные, волевые личности — не его герои. В профессии он мастер и умеет изобретательно оживлять неживую природу.

Игра в куклы

Виктор Манаев давно стал любимцем публики. Как за каждым комедийным артистом, за ним закрепилась слава талантливого шута. Стоит ему выйти на сцену, улыбнуться, изогнуть торс или пройтись на цыпочках так, как это умеет делать только он, — шквал аплодисментов обеспечен. Практически сегодня в любом спектакле он, что называется, срывает аплодисменты. И публика ждет его возвращения, потому что это будут мгновения веселья и радости.

Вдвойне труднее сбросить маску и заставить зрителя следить за трагической судьбой, сопереживать. Манаев и это умеет делать замечательно. Маленький робкий мальчик, внук старосты Минского кафедрального собора, генетически пропитанный уроками Библии, захотел стать артистом. Но в приемной комиссии театрального института его стихи о войне восприняли со смехом.

Посоветовали к актерской профессии не приближаться. Будущий Одуванчик оказался стойким, не сбросил пушинки, а пошел осваивать актерское мастерство у талантливого режиссера и педагога Андрея Андросика на кукольном отделении. По окончании Андросик привел его в свой Купаловский театр. С тех пор, когда у Манаева что-нибудь не получается или возникают трения с режиссерами, он любит шутливо напомнить, что работает в драматическом театре не по специальности. Хотя сегодня кукольники отлично подготовлены, потому что играют вживую, не прячась за ширму. К тому же им без гибкости, ловкости, фантазии, музыкальности никак нельзя. Парадокс: режиссер первого театра страны, Купаловского, подготовил первоклассную звезду этой сцены, играя с ним в куклы.

Растем, совершенствуемся

Жизнь еще раз испытывала Одуванчика, когда ставилась шекспировская «Буря». Манаев — Ариэль, Дух, элемент мироздания, неуловимый, ломкий. Что-то небытовое, воздушное, от космических стихий пристало к нему и повело по новому пути. Он играл в дуэте с великой Стефанией Станютой в спектакле «Гарольд и Мод». По жизни и по пьесе их разделяла огромная возрастная пропасть. Но возникли странная любовь и привязанность, над которыми кощунственно подшучивали. В театральной среде этот спектакль много лет считался эталоном художественности. Для самого же артиста Манаева стал началом плодотворной работы с режиссером Николаем Пинигиным. С этого момента Пинигин неизменно, даже в антрепризе рассчитывал на неповторимую индивидуальность Манаева. Можно утверждать, что актер и режиссер нашли друг друга.

За годы работы в Купаловском театре Манаев незаметно перешел с юношеских ролей на дедов и пенсионеров, практически минуя зрелый человеческий возраст. Думаю, что это можно объяснить особым и редким сочетанием в его творчестве детскости и бескорыстной мудрости. Мягкий, веселый, незлобный, даже когда ворчит, Виктор Сергеевич легко сочетает комическое и трагическое. Иногда кажется, что он валяет дурака, не прикладывает никаких усилий. Это обманчиво. Прекрасно, что не видна внутренняя работа и игра мускулов. Он одержим жаждой познания, впитыванием всего любопытного и переплавкой этого в характеры персонажей.


Обладая редкой работоспособностью, Манаев успевает сниматься в кино, на телевидении, в рекламе, вести циклы передач на радио, экспериментировать в антрепризах и много читать.

Показательно его участие в пластическом спектакле «С. В.», сделанном по чеховскому «Вишневому саду». У него роль ленивого старого говоруна Гаева. Как и весь спектакль, ее надо сыграть без единого слова. Только пластикой, движением лица, коктейлем смешного и грустного. Физические задачи рассчитаны на молодых артистов. Но передать мысли и чувства чеховских героев по силам только опытным Зое Белохвостик, Николаю Кириченко и Виктору Манаеву. Виктор вообще, кажется, не чувствует своего истинного возраста. Действительно, для такого мастера пятьдесят — пустяки. Он легко и естественно сочетает ощущение лет и состояние души.

Можно писать исследование о том, как играет Манаев белорусские характеры: Микола Зносак в «Тутэйшых», Ян Губач в «Ідыліі», нищий в «Сымоне-музыку», еще десятки ролей, сделанных артистом на бедном драматургическом материале. Выдумывает и додумывает, убеждает, что должно быть только так. Про актеров с такими редкими способностями говорят: штучный товар. Сочетать драматургический талант с потрясающей пластикой — редкий дар. Он был бы выдающимся клоуном, но тогда вряд ли смог проявиться его трагедийный дар, предназначенный для ролей в произведениях Шекспира, Чехова, Гоголя. К сожалению, это были «несыгранные роли» вплоть до нынешнего звездного Городничего в «Ревизоре». Пришло время, и он сыграл Гоголя, Чехова, Шекспира, так как их понимал, работая все с тем же Николаем Пинигиным.


Есть у Виктора Манаева свой фирменный спектакль, который он играет почти два десятилетия. Этот хит называется «Арт». Пьеса написана француженкой восточного происхождения Ясмин Реза. Всемирный театральный бестселлер. Находка для антрепризы.

Двадцать лет назад «Арт» считался лучшим спектаклем на белорусской сцене. Билеты достать было невозможно. Сегодня в «Арт» остался один Манаев. Он играет с двумя купаловцами историю о том, как три друга чуть не стали врагами из-за абсолютно белой картины, купленной одним из них за бешеные деньги. Сегодня это уже другой спектакль, чем был в зрелые годы. Но Манаев играет его с удовольствием.

О кино

Прежде он снимался в кино часто. Сейчас весь поглощен работой в театре. Кинобиография у Манаева солидная, чего стоят только имена режиссеров: Элем Климов, Виктор Туров, Валерий Рыбарев, Михаил Пташук, Юрий Цветков. Честно и с благородным достоинством играл маленькие роли, соответствуя творческой идее. Однако кинематограф актера не баловал.


Он «прорвался» в роли мужа в картине Александра Ефремова «Поводырь». Обаятельный алкоголик с проблесками совести и любовью к бывшей жене. Странно, он вызывал у кинозрителей сочувствие и труднообъяснимую симпатию. Непонятно, за счет узнаваемости ситуации или просто потому, что редкий актерский талант. По-детски радовался, когда получил роль побольше в фильме «Белые Росы. Возвращение». Его герой пенсионер эксцентричный, хитрый, падкий на дармовщину. И как всегда у Манаева — трогательный, одинокий, безобидный. Кино пока еще не открыло этого актера с неповторимой индивидуальностью.

В одном интервью артист с грустью признался:

― Наверное, амплуа комика мешало карьере. Мне на киностудии ассистенты режиссера сказали: «Вы замечательный актер, но какой-то добрый, комедийный. Поэтому вам не предлагают много ролей». Сегодня ведь нужны жесткие типажи, а меня с детства воспитывали так: улыбайся людям, искренне люби и благодари за все.

Что в итоге?

В прошлом году Манаев отметил свое шестидесятилетие. Он Народный артист Беларуси. Лауреат Госпремии СССР и двух Госпремий Беларуси. Шекспир ― по-прежнему его любимый автор, хотя признается:

― Бывает, что читаешь дома Пушкина, Чехова, Шекспира, а на сцене надо рассказывать анекдот или три раза ножкой провести по полу. Выходишь за кулисы и смешишь коллег песенкой Аллы Пугачевой: «Я Гамлета в безумии страстей который год играю для себя».

Актер мудро улыбается. Больше эту песенку не споет. У него сегодня «Король Лир».

«Черная пятница» в Каталоге Onliner. Не пропустите!

саундбар 8, 90 Вт, частота 76-20000 Гц, Bluetooth, Wi-Fi, USB, HDMI ARC, HDMIx1, цвет черный
Нет в наличии
саундбар 2.1, 200 Вт, частота 150-22000 Гц, Bluetooth, цвет черный
Снят с продажи
колонки объемного звука 2.0, 54 Вт, цвет черный
Нет в наличии

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!