Федеральные земли Бавария и Баден-Вюртемберг в Германии — настоящие соседи со своими заморочками. У баварцев есть BMW, у швабов — Mercedes, баварцы пьют пиво на Oktoberfest, швабы — на Cannstatter Volksfest. В Мюнхене гордятся тем, что их фестиваль признается самым масштабным в мире народным празднеством, а в Штутгарте отвечают, что не занимаются попсой и их осенняя ярмарка самая правильная, немецкая, самая пивная и удалая.
Читать на OnlínerВообще, народные гуляния по осени — давняя традиция многих народов. Урожай собран, впереди долгая зима с бесконечно скучными заботами — вот люди и отрываются. У нас это называется дожинками, легко представить, о чем идет речь. Но так, как гуляют немцы, не гуляет больше никто. И если Oktoberfest с его пивными реками стал уже мировым достоянием, то о фестивале в Штутгарте знают немногие.
Штутгартский Cannstatter Volksfest длится две с половиной недели — с конца сентября до середины октября — и оканчивается позже мюнхенского Oktoberfest, так что у любителей пива есть возможность поспеть и там и там. Швабы, разумеется, уверены, что именно они варят настоящее немецкое пиво, поэтому громко об этом заявляют на каждом углу. Когда это слышат соседи из Баварии — случается спор. Не ведитесь: в конце концов они устроят импровизированную дегустацию и останутся при своем мнении — в этом принципиальном для немцев вопросе никто никого не в состоянии переспорить уже не одну сотню лет. Германия может быть единой, когда дело касается общих тем, но в вопросах обустройства быта, вкуса пива и автомобильных предпочтений немцы превращаются в непримиримых соперников, разговаривающих почти на разных языках.
Примерно на такие темы размышляет всякий турист, добираясь до Cannstatter Wasen — района в Штутгарте, который скорее напоминает парк развлечений и где дважды в год проходит пивной фестиваль, хотя подобные мероприятия в Германии все же принято называть ярмарками. Одна такая ярмарка проводится весной, другая, более масштабная — осенью.
Спросите у любого прохожего, как попасть на Cannstatter Wasen, и он укажет на путеводную звезду с тремя лучами.
— Вы на ярмарку? Просто идите по этой улице в направлении Mercédes. Уверен, что не пройдете мимо.
Кажется, все в Штутгарте находится неподалеку от завода Mercedes-Benz. Либо от музея Mercedes-Benz. Либо от футбольной Mercedes-Benz Arena.
Но пройти мимо ярмарки действительно невозможно. Во-первых, туда направляется по крайней мере половина города. Во-вторых, эта половина уж очень приметна. Следуйте за веселой компанией, где на мужчинах кожаные шорты, а на женщинах старомодные платья с глубоким декольте — и попадете куда нужно.
С этими шортами и платьями своя история. Многие думают, что это исключительно мюнхенская тема, хотя как минимум вся южная Германия обожает такие наряды. Любой пивной фестиваль здесь — вечеринка в немецком стиле, и дресс-код принято соблюдать.
У немцев национальные наряды на полке не залеживаются, поэтому люди здесь предпочитают дорогую одежду из качественных материалов. Шорты — это произведение искусства из дубленой кожи, они прочные и легкие. Для комплекта полагаются шерстяные гетры, угловатые ботинки, шляпа и рубашка в клетку. В Мюнхене клетка красно-белая. Явитесь в такой на Cannstatter Volksfest, вас мгновенно раскусят — турист. В Баден-Вюртемберге принято носить рубашки в сине-белую клетку. Не пытайтесь искать в этом логику, просто швабы не хотят одеваться так, как баварцы. Другой цвет рубашки — и все, совсем другой наряд, что вы, не видите?
К слову, стоит такой комплект очень немало, в среднем от 150 до 300 евро. Зато Made in Germany. Туристы предпочитают что-нибудь побюджетнее, благо масс-маркет предлагает предостаточно вариантов. Любая крупная сеть одежды осенью привозит в Германию те самые шорты и те самые рубашки. Материалы попроще, да и на цвет клеток никто уже внимания не обращает, зато и цена за комплект рубашка-шорты — где-то 50 евро.
Но это для мужчин. С женскими платьями ребус куда сложнее, чем выбор цвета между красным и синим, и, работая над образом благочестивой фройляйн, лучше заручиться поддержкой местного населения. Все дело в банте на поясе, точнее, с какой стороны тот расположен. Повязали с одной стороны — и дали всем понять, что девушка свободна, повязали с другой — девушка несвободна. В центре повязали — и заставили мужчин увлеченно разглядывать свой бокал пива. Впрочем, трудно сказать, насколько нынешнее поколение немцев помнит и соблюдает эту традицию, иностранцы и вовсе, скорее всего, будут не в курсе.
Cannstatter Wasen, где проходит ярмарка, — это огороженная территория. Это не значит, что при входе вас заставят вывернуть карманы. Полицейские рассматривают проходящих людей, в случае возникновения каких-либо подозрений выдергивая кого-либо из толпы. Наверняка попросят открыть сумки и рюкзаки, если они есть, но этим и ограничатся. Вообще полиции на празднике немного, либо она просто не бросается в глаза. Периодически появляется курсирующий отряд полицейских, человек пять-шесть, ведут они себя дружелюбно, много улыбаются и иной раз не против даже сфотографироваться на память.
Осенью в Германии бывает дождливо, поэтому столиков под открытым небом нет. И в целом структура ярмарочного пространства достаточно четко определена. На улице зона активных развлечений: лавки с угощениями и сувенирами, аттракционы любого масштаба, можно встретить фокусников либо сфотографироваться, к примеру, с Элвисом Пресли или английской королевой.
Но центральное место занимают огромные палатки или даже дома, где за столиками могут расположиться и по несколько тысяч человек. В каждом таком помещении есть главная сцена, музыканты весь день развлекают народ. Как правило, каждая палатка закреплена за одной из местных пивоварен. То есть посетитель решает, какое пиво он предпочитает, и в зависимости от того выбирает то или иное помещение.
В целом это напоминает Oktoberfest. За каждым столом помещается 10—12 человек. Они приходят, усаживаются, тот, у кого меньше опыта, растерянно глядит по сторонам, робко вскидывая руку, надеясь привлечь внимание официанток. Он напрасно тревожится. За каждой официанткой закреплено определенное количество столов, и она всегда замечает, когда на ее территории появляются гости. Здесь принято так: девушка в первый же раз появляется с наполненными пивными бокалами: вы получаете один уже вместе с меню, не успев сказать ни слова. Общепринятый объем на немецких ярмарках — литр. Когда вы готовы сделать заказ — снова подзываете официантку. Если к тому моменту ваш бокал уже пуст, можете быть уверенным, что она появится с еще одним, заполненным до краев.
Наверное, эти девушки тренируются весь год, чтобы затем с эдакой легкостью летать между столиков, держа в руках по 8—12 литровых бокалов пенного напитка. Мужчины не могут этим не восхищаться, и, когда она ставит бокалы на стол, каждый тайком пробует свои силы: пока никто не видит, цепляет ладонью столько, сколько может, и пробует приподнять. Разумеется, проливает пиво на брюки, чертыхается и, привлекая к себе внимание, со стуком ставит все обратно. Понятно же, почему это делается тайком? Заявить, мол, я тоже так могу — крайне опасно. Этим вы вызовете живой интерес и своего стола, и нескольких соседних. Все замолчат, предоставив вам пространство для собственного триумфа, будут смотреть, кто-то обязательно достанет телефон. И ведь едва ли получится поднять хотя бы столько же, сколько вам только что принесла эта хрупкая девушка с выдающимся декольте, кто бывалый — это хорошо знает.
О хрупкой девушке. Не всегда это немка, можно даже неожиданно встретить кого-то, говорящего на твоем языке. Девушка Оксана явно с южным выговором, например, рассказывала, что она живет в Вене, а в Штутгарт приехала повеселиться и немного заработать. Чего только не услышишь от официантов этой новой, объединенной Европы.
Вдобавок к пиву принято заказывать еду. Чаще всего это что-то традиционное, например, запеченный цыпленок, фирменные колбаски с тушеной капустой и картошкой, брецели. С самого начала гости стараются поесть поплотнее, потому что потом это будет сделать куда сложнее.
Кстати, важно, чтобы хоть кто-то в компании держал руку на пульсе. Дело в том, что никто здесь не собирается ждать, пока гости за столом утолят голод и жажду, повеселятся и разойдутся под заводные немецкие песни. Оплата только наличными, каждый раз по факту очередного заказа. Если нет наличных, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы приобрести специальные чеки — их можно оплатить карточкой. Литровый бокал пива на празднике стоит 11 евро — это не будет дешевым застольем.
Здесь не принято смотреть на часы, все и так знают, что очередной фестивальный день закончится к полуночи. А до тех пор сплошное веселье, основанное на прочном фундаменте из хмеля, заводной музыки и громового смеха отовсюду. Кстати, где-то поодаль могут располагаться уединенные столики, где люди утонченно пьют дорогое шампанское и не скачут по столам под неожиданно грянувшего Dschinghis Khan. Не вполне ясно, что вообще они делают на этом празднике.
О том, как и почему скачут на столах. С самого начала никто, разумеется, этим не занимается. Компании приходят за свои столики, едят, выпивают, вяло развлекают себя анекдотами. Понемногу градус вечеринки повышается. Исполнители со сцены выдают что-нибудь всем знакомое, устраивают, к примеру, «Финальный отсчет» от шведской Europe. Кому уже весело, вскакивают со своих мест, становятся на лавку и присоединяются к хору поющих. Можно наблюдать, как хорошее настроение вышагивает по шатру, поднимая на ноги то один стол, то другой.
Есть, разумеется, в таком состоянии уже затруднительно. Вот почему местные торопились пообедать с самого начала.
В скором времени не остается ни одного человека, который бы сидел на своем месте. Немцы поют песни хором, те, кто не знают слов, просто подпевают как-то абстрактно, стараясь попадать в такт. С этого момента праздником руководят музыканты. Их ритм задает, когда нужно чокаться, когда выпивать, когда вскидывать бокалы в торжествующем жесте.
Туристов и здесь много, но все же подавляющее большинство гостей этой ярмарки — немцы. Это их традиции и их праздник. Тут не принято крутить носом — отдыхай сам и дай повеселиться другим. Либо найди себе другое занятие.
— А где все-таки круче: здесь, в Штутгарте, или в Мюнхене, на Oktoberfest?
— Понимаешь, Мюнхен — это Германия на экспорт. Oktoberfest — это теперь, по сути, одни туристы, если ты не знаешь, куда нужно идти и в какое время, — отвечает молодой немец, уверенно обхватив огромный пивной бокал. — А фестиваль в Штутгарте — это аутентичная Германия, настоящая. Здесь ты не увидишь непонятных людей, которые не знают своей меры и которыми поэтому занимаются медицинские службы. Можно не беспокоиться о сохранности своих вещей. Отдыхай, получай удовольствие. Так мы это делаем здесь, в Германии.
Благодарим ООО «ОБКстандарт», эксклюзивного поставщика продукции LIQUI MOLY в Беларусь, за помощь в организации репортажа.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by