Министр здравоохранения объяснил, будут ли лекарства и дальше пропадать из аптек и почему они дешевле за границей

Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова
UPD
24 460
02 октября 2019 в 11:27

Мы не раз писали о перебоях с некоторыми лекарствами в аптеках. К примеру, сейчас есть вопросы с йодсодержащими препаратами в Минске. Также читатели неоднократно спрашивали, почему за границей многие лекарства дешевле, чем в Беларуси. Министр здравоохранения Владимир Караник рассказал об этом журналистам в Палате представителей.

Читать на Onlíner

Сегодня Владимир Караник представлял в Палате представителей законопроект по изменениям в закон «О лекарственных средствах», который депутаты приняли в первом чтении. В нем предлагается упростить процесс регистрации лекарственных препаратов. После выступления министр ответил на вопросы журналистов.

— Если поднять вопрос о том, почему пропадают лекарства в аптеках, то здесь нет никакого чьего-то злого умысла, — отметил министр здравоохранения Владимир Караник. — Многие производители не проводят перерегистрацию своих препаратов, которые давно выведены на рынок и в которых фирмы уже иногда не очень заинтересованы. На сегодняшний момент, согласно законопроекту, если препарат зарегистрирован, пять лет применяется у нас и других странах мира, проходит процедуру перерегистрации, то уже следующее регистрационное удостоверение выдается бессрочно. Он может использоваться столько, сколько в нем есть потребность и пока нет никаких данных о его неблагоприятных последствиях.

— Мы проанализировали все препараты, у которых в следующем году истекает регистрация, — добавил министр. — Таких препаратов у нас более 900. Мы практически по всем этим позициям проработали. Кто-то подтвердил повторно свою регистрацию, где-то решаем вопрос о том, чтобы менять поставщика, чтобы препараты остались у нас на рынке.

— Какой процент поставщиков замените? — задали вопрос министру журналисты.

— Сегодня  абсолютное большинство препаратов имеют аналоги, и их уход население не заметит, или же они ушли на повторную регистрацию. Таких более 90%.

— В России часто препараты наши дешевле, чем у нас. У нас даже есть фирмы, которые привозят лекарства из России под заказ. С чем это может быть связано? — уточнили у министра журналисты.

— Это, наверное, связано с порядочностью тех дистрибьюторов, которым отгружаются наши лекарства, — отметил Караник. — Этот вопрос тоже ставится. Мы заинтересованы в долгосрочных контрактах, где мы четко видим ценообразование у данных препаратов и наценку, чтобы они у нас были все-таки более дешевыми. По ряду производителей мы видим практику, когда рентабельность на экспорт ниже, чем на внутреннем рынке. Мы активно над этим работаем, так как считаем, что это недопустимо.

Министр прокомментировал итоги опроса белорусов по поводу покупки лекарств за границей. Напомним, этот опрос министерство здравоохранения проводило на своей странице в Facebook.

— На сегодняшний момент мы выслушали много по этому поводу. Основная претензия была: «А вы сами не можете проанализировать?» Можем, но те цены на лекарства в соседних странах, которые размещены в интернете, не означают, что вы по этой цене препарат там купите, многие с этим сталкивались, — сказал министр. — Если идет продажа лекарств через интернет-магазины, то есть большая вероятность получить контрафактную продукцию. Мы уточняли цены по препаратам, которые покупались именно в аптеках. Это был финальный этап нашего анализа, мы в любом случае проводили и по своей линии анализ. Часть из тех препаратов, на которые население обратило внимание, вошли в список препаратов, на которые будут установлены предельно допустимые отпускные цены.

Владимир Караник объясняет: такой перечень Минздрав пересматривает каждый год. Обновленный перечень будут применять с 1 января 2020 года.

— В него войдут препараты из нашего анализа, по которым мы видели завышенные цены, а также то, что нам сообщило население, — все эти препараты вошли в перечень. К этим препаратам были требования зарегистрировать предельно допустимую цену. Причем экономически обоснованную, — добавил Караник. — Расширены списки препаратов для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний пищеварительного тракта. Вошли наиболее востребованные позиции.

— А это не отпугнет поставщиков? — задали вопрос журналисты.

— В настоящий момент большинство поставщиков это не отпугнуло, — заверил министр. — Только четыре препарата ушло с нашего рынка. На  сегодняшний момент три из них мы заместили другими препаратами, а по четвертому мы запустили процедуру принудительной регистрации. Такая  процедура есть для препаратов, занимающих доминирующее положение на рынке. Мы работали над этим с МАРТ.

То есть у нас есть очаги конкурентные, потому что, если цена на препарат экономически обоснована, мы не устанавливаем цены директивно. Есть специальная формула расчета цены, исходя из цены в соседних странах. Она экономически обоснована. И по этой цене можно поставлять этот препарат с рентабельностью. Если конкретный поставщик не желает поставлять препарат по этой цене, то, как гласит известная пословица, свято место пусто не бывает.

Какие изменения произошли в системе закупок после масштабного коррупционного скандала по делу медиков? Владимир Караник объяснил, как сейчас будут происходить госзакупки в медицинской сфере.

— Вводится платформа БелГИСС — это информационная система госзакупок, — отметил министр. — Мы проводим переговоры с разработчиками платформы, с МАРТ и ведем сейчас подготовительную работу, чтобы все эти закупки могли выгружаться на отдельностоящий сервер, где будет развернута система контроля обоснованности цены. Она будет сравнивать цены, по которым закупают одни и те же позиции разные лечебные учреждения, с архивными ценами «Белмедтехники» и ценами интернета. Нам ставили в упрек, что мы сравниваем с ценами «Белмедтехники», мол, они были завышены. Поэтому мы сейчас готовим техническое задание на разработку системы, которая в автоматическом режиме будет искать соответствие не только в архивных ценах «Белмедтехники», но и в интернете для того, чтобы сопоставить, насколько эти цены адекватные. Мы уже сейчас видим снижение цен по медицинскому оборудованию и запасным частям.

Параллельно с двумя мировыми производителями медицинского оборудования мы достигли договоренности о том, что будет подписан меморандум о сотрудничестве и они предоставят нам референтные цены производителя для нашего рынка по всей линейке своего оборудования и запасных частей. То есть мы будем видеть цены завода-производителя. В этой ситуации завысить цены уже не получится, потому что мы будем знать их реальный уровень.

Владимир Караник отметил, что пока многие переговоры конфиденциальны и назвать производителей он не может.

— Поверьте мне, это ведущие производители медоборудования, которые занимают ведущее положение на нашем рынке: абсолютное большинство медтехники тут произведено именно этими компаниями, — добавил Караник.

— Кроме того, ставится вопрос о том, что в представлении коммерческих предложений и регистрации компании должны будут в том числе предоставлять каталожные номера производителей. В том числе и для того, чтобы мы могли в автоматическом режиме сравнивать уровень цен в наших и сопредельных странах, — заявил министр.

Владимир Караник добавил, что система может заработать уже в следующем году. Сейчас министерство разрабатывает техническое задание и готовит конкурс на разработчика этой системы.

— Система БелГИСС уже запущена, и медицинские учреждения размещают там информацию о своих закупках, — отметил он. — Я думаю, что технически организовать выгрузку данных на отдельный сервер реально до конца года. Вы же знаете, призрачная угроза самая страшная. Многие понимают, что система контроля будет, поэтому мы по многим позициям видим снижение цен.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!