Собственно, сам скандал на уроке в 15-й гомельской школе не вызвал такой бури, как попытка местных властей на него отреагировать. Домино посыпалось после мощного толчка сверху. На этот момент шесть человек в Гомеле лишились должностей, у кого-то в облисполкоме и в Минске «пуля просвистела возле уха». Зато один педагог восстановлен в должности. Но, похоже, не слишком этому рад. Мы попытались узнать, что сейчас происходит в намертво закрывшейся школе и вокруг нее.
Читать на OnlínerМарину Черненко, которая возглавляла 15-ю школу два года, вчера велел освободить от должности президент. (Не ее одну, конечно, полный список здесь.)
— Сами уже не знаем, что происходит, — сквозь слезы говорят работники школы. — Мы в шоке от того, что убрали нашего директора.
Этим явно выраженная позиция педагогического коллектива исчерпывается. Кто-то в шоке, а кто-то, может, и не в шоке... Отправляют к начальству.
После отставки директора его обязанности исполняет завуч Людмила Евсеенко. Она специально вышла на проходную (дальше посторонним нельзя, теперь — особенно), чтобы дать комментарий: комментировать нечего.
Считают ли в школе, что директор уволен правильно? Нет ответа. Будет ли школа что-то предпринимать, бороться за директора? Не будет с формулировкой «а что мы можем сделать».
— Если бы это решение хотя бы на уровне города принималось, а так... — говорят педагоги.
Вообще-то, начальство, то, что прямо над школой, нынче тоже сильно поредело. А то, что не поредело, сейчас по уши в каких-то сложных и нервных заботах. Стараются соответствовать «линии партии» (угадать ее не так-то просто, как показывает практика).
Начальник городского управления образования Людмила Крилистенко на момент этого скандала находилась в отпуске. Там ее и настигло сообщение об освобождении от должности «в связи с переводом на другую работу». Формально пока документы не подписаны, она остается в должности. Но на месте ее нет, отпуск еще продолжается.
В городском управлении образования настаивают на том, что надо дать школе жить спокойной жизнью:
— Будем просить учителей отнестись с пониманием к поручению главы государства, это не обсуждать. Мы — работники государственных органов и выполняем политику государства...
В общем, скорее всего, со стороны так называемой учительской общественности действий не последует. (Как несколькими днями ранее не последовало в отношении уволенной учительницы.)
А, собственно, почему ее надо защищать? Может, тоже правильно уволили. Не в первый раз же кого-то тут увольняют…
Если учителя способны понять что угодно, то родителям это дается хуже. Говорят, директор сама попросила их не поднимать волну. Но волной сложно управлять. Мы уже рассказывали, что активисты готовились к очередному сбору подписей — теперь за возвращение директора. (Это уже другие активисты, не те, которые выступали за уволенную учительницу.) Теперь притормозили: «Она сама слезно попросила нас: пусть будет как будет».
Бабушки, папы и мамы, пришедшие забирать свою малышню из школы, друг за другом повторяют заклинание: «Директора жалко». Впрочем, не все. (Некоторые вообще ничего не повторяют, просто убегают.)
Парень, идущий с маленькой дочкой, как раз не исключает, что в увольнении директора есть логика:
— Ну она же до этого подписала документ на увольнение учительницы... Да, возможно, надавили — но она непосредственный руководитель, последнее решение за ней. Иначе для чего она нужна? А с другой стороны, может, и не виновата она... Ай, не разберешься в этой каше.
Еще один молодой отец первоклассника явно не из когорты родителей-активистов:
— Не скажу, что я близко знал директора или вникал в эти процессы, но вроде бы наказывать надо было не ее. Школа переполнена, вы бы видели, что тут по утрам творится. Знаете, в каком классе мой учится? «И»! И там 30 таких же, как он. Не она же сюда столько детей собрала — но как-то справлялась...
Как справлялась?
В этом месте родители принимаются вспоминать, как было до прихода Черненко. Говорят, было плохо. Поют дифирамбы. Похоже, искренне.
— Она тут, считай, ночевала, все время свет в окне горел, — у Татьяны в 15-й школе учится дочка. — Колотилась она над всем. Только благодаря ей школа преобразилась. Посмотрите на площадку перед школой, тут были раньше руины. И поступаемость у нас хорошая — при норме 800 тут учатся 1800 человек…
Станет ли лучше жить без Черненко?
— Не знаю, — на секунду задумывается Татьяна. — Хотим, чтоб ее восстановили.
Учительница с пресловутого видео — Людмила Четверткова. Она уже ведет уроки у малышей. Свою страницу в соцсетях закрыла, хотя до того была довольно активна в интернете. Даже вела блог для детей и родителей своего класса. Теперь устала от общения, жаловалась: что бы ни сказала, все становится только хуже.
Ее увольнение продлилось четверо суток, пока не вмешался президент. Кстати, в этот период все убивалась, что подвела директора, которая молодец. Еще твердила, что не так переживает за себя, как за учителей. Мол, им дали понять, что маленький хам главнее и сделать ему ничего нельзя.
Вообще, это вечная и неоднозначная тема — кто кого довел и кто главнее? Но угрозы ученику в словах Четвертковой, возможно, и не было. Из ее объяснений получается, что эмоциональная фраза, произнесенная с занесенной партой про «тресну, пойдешь на кладбище», переводится как «если уроню…».
Милиция сейчас выясняет, что предшествовало этому конфликту. Опрашивают и того пацана с видео, и его одноклассников, и учителей, и школьный персонал. Среди родителей тем временем гуляет версия про выставленную учеником ногу на пути учительницы. Сама она, напомним, говорит, что не споткнулась, успела переступить.
Министерство образования отреагировало на происшествие в гомельской школе инструкцией. Там, в частности, сказано: «Независимо от совокупности обстоятельств, реакция педагога на поведение учащегося была недопустимой. Чтобы впредь исключить повторение подобных негативных случаев, педагогам следует соблюдать четкий алгоритм действий.
В ситуации, когда ученик ведет себя на уроке вызывающе, провоцирует других учащихся и (или) учителя на открытый конфликт, учитель должен вызвать дежурного администратора либо любого члена администрации и сообщить о создавшейся ситуации. После этого дежурный администратор (член администрации) обязан проинформировать о случившемся законных представителей учащихся, пригласить их в учреждение образования для беседы и выработки рекомендаций по выходу из конфликтной ситуации.
В случае неоднократных нарушений поведение учащихся рассматривается на заседании совета по профилактике, безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних учреждения образования, принимаются соответствующие меры, вплоть до постановки на учет».
Особо напоминают: любое насилие (физическое в виде, например, подзатыльника или психологическое в форме нецензурных высказываний) недопустимо.
Создается впечатление, что пока происходит что-то странное и основанное в большей степени на эмоциях. Сначала психанула учительница. Потом психанули те, кто ее уволил (некоторые анонимные педагоги, впрочем, уверены, что ее уволили абсолютно правильно и это совсем не эмоции). Потом очень эмоционально отреагировало начальство повыше...
В итоге попытка защитить учителей дала необычный эффект: школьные педагоги, которые учат детей добру и справедливости, теперь до смерти боятся сболтнуть что-то лишнее и высказать свое мнение. Впрочем, не так ли было всегда? Разве что-то изменилось?
Как развивались события:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!