Сегодня «Гиппо» откроет первые кассы самообслуживания: они не улыбаются, но и не обвешивают

Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка
19 сентября 2019 в 8:00

Белорусской сетевой торговле немногим более 15 лет, если считать за старт «новой эры» открытие «Рублевского» в 2003-м. С тех пор жаловалась она много на что, но постоянно — на дефицит кассиров. Кассиры, впрочем, тоже все время обижались на работодателей, жесткий ритм работы и недооценку на рынке труда. И вот мы наблюдаем начало нового этапа взаимоотношений. Сегодня начинают работать первые в Минске кассы самообслуживания.

Читать на Onlíner

К происходящей автоматизации/роботизации торговли нельзя не относиться с долей скепсиса. В этом отношении на карте Европы Беларусь оставалась чуть ли не единственным белым пятном. Кассы самообслуживания давно работают в магазинах Литвы, Латвии, Польши, Украины и России. Поэтому наш прогресс — для других это давно норма.

Если бы не кризис 2014 года, то кассы самообслуживания в минских магазинах появились бы еще несколько лет назад. Установить их планировали литовцы, на тот момент участвовавшие в реализации проекта Green City. Главным продуктовым арендатором (которым сейчас является Green) должна была стать некая компания Premia Market c то ли литовскими, то ли белорусско-литовскими корнями. Даже привезли оборудование.

Но реальность разрушила планы инвесторов, и они скукожились. «Железо» осталось — именно оно чуть позже всплыло в «Виталюре», который согласился на непродолжительный эксперимент в 2015-м. Эксперимент был изначально обречен, потому что в масштабах одной кассы нигде в мире такие проекты не работают и высчитать экономический эффект можно только с большой погрешностью.

Нового шанса технологии ждали почти четыре года.

Хотели запустить в День космонавтики

Александр Иванов, начальник управления информационных технологий «Гиппо» (юридически компания называется «Белвиллесден»), все эти годы был рядом с призраком касс самообслуживания, потому что работал над проектом Green City и все помнит.

— Эта идея витала в воздухе все последние годы, разбиваясь об экономику. И когда она стала более-менее осязаемой (Иванов общо говорит о сроках окупаемости установленных в «Гиппо» четырех касс: от 2 до 5 лет. — Прим. Onliner), а на рынке труда наметился очередной дефицит кассиров, руководство приняло принципиальное решение: ставить кассы самообслуживания.

Это решение было принято в прошлом году. Потом был проведен тендер, выбран победитель, у которого не получилось уложиться в сроки и адаптировать все под белорусские деньги, чтобы не было никаких пересечений ни с евроцентами, ни с купюрами других экзотических стран.

— Нам нужны были кассы с «кешем и ресайклингом» (прием наличных с возможностью выдачи сдачи. — Прим. Onliner) и чтобы все это работало с нашими рублями. Плюс софт, которого у подрядчика не оказалось.

Если бы все пошло хорошо с первого раза, то кассы самообслуживания появились бы к 12 апреля этого года — как символ того, что для нас это космос.

Вместо этого «Гиппо» вынужденно меняет подрядчика.

— Новым подрядчиком стал «Белкристаллсервис», чьи партнеры в России реализовали 14 из 15 действующих проектов с кассами самообслуживания.

Остров независимости

Пока компании хвастаются друг другом и своими достижениями, давайте посмотрим на проект глазами обычного человека, который буднично заходит в гипермаркет.

На месте первых четырех касс (в последние годы здесь сделали экспресс-кассы) — огороженный квадрат площадью около 30 кв. м. Есть вход, напротив — выход. Между ними — четыре ящика с мониторами и уголок сотрудника магазина.

В ящике — деньги (как в банкомате), он закрыт. Слева от него — полка, на которую можно поставить корзинку с покупками. Справа — контрольные весы с пакетами, в которые вы будете складывать товары после считывания штрихкода или взвешивания.

В центре — штука, как у кассира (можно играть в магазин для взрослых!): весы и сканер штрихкода, только с большим экраном с картинками.

Суть — просто переложить товар с левой полки в пакет на контрольных весах справа, проводя через центральный сканер.

Стоит одна такая штука (со всеми полочками) около $30 тыс. Это почти самая дорогая из большого выбора предложений. Не только потому, что «Гиппо» для вас ничего не жалко, но и потому, что немного страшно на старте. Если все пойдет хорошо и покупатели переболеют желанием всячески — законно и незаконно — экспериментировать с оборудованием, в следующих магазинах можно будет ставить что-нибудь подешевле. И живых кассиров на планете станет еще меньше.

Самообслуживаемся

Итак, вы прошлись по торговому залу, сложили в корзину обычный набор продуктов, среди которых бутылка алкоголя и пара бананов. Подходим к кассе. На экране сияет кнопка «Начать». Почему бы и нет.

Самое простое — когда есть штрихкод. Сканер ищет его в двух плоскостях, поэтому у меня работало как часы. Помните, как яростно иногда кассиры проводят туда-сюда в поисках заветного «пик»? Наверное, у них не такие хорошие и правильные сканеры.

Берете ряженку, сканируете, на мониторе видите название продукта с ценой, кладете ряженку в пакет справа. Пока не положите, дальше cделать ничего не получится, потому что система умнее некоторых и знает, что простокваша эта весит столько-то граммов, а на весах (которые уловят даже 2-граммовый фасовочный пакет) ничего нет. То же самое будет, если вы решите в какой-то момент достать что-то из пакета до оплаты — система остановится и попросит вас вернуть все на место.

Если упаковка с мягкой защитной меткой (как на рыбе), то та деактивируется при сканировании (не сканером, а усиленным контуром — не нужно будет водить по поверхности). Жесткие метки (как на горлышках бутылок), сейферы (прозрачные коробочки, в которые прячут банки с икрой и лезвия для бритвенных станков) будут сниматься сотрудником магазина.

Нюансы с алкоголем. Вы можете его сканировать, но над кассой тут же загорится мягкий красный свет, призывающий сотрудника магазина. Ведь такими кассами детям пользоваться не запрещено, в отличие от покупки алкоголя.

Вариативнее — с весовым товаром. Чтобы взвесить бананы, идите по «дереву»: фрукты — бананы. Если не знаете, где найти «Яблоки моченые», то набирайте на экране буквами: «я, б, л, о, к…» (дальше на экране всплывет подходящий шорт-лист вариантов).

Еще можно набивать товар цифрами из штрихкода, но я не представляю, кто из обычных людей будет таким страдать. Только кассиры из «Гиппо» знают, что «Бананы свежие (Эквадор)» — это «2902839».

Здесь же, на весах, белорусов будет ожидать коварный змей соблазна поэкспериментировать. Чтобы вы не пробивали фисташки по цене арахиса, за вами будут следить камера (которая прежде контролировала работу кассиров, сидящих на этом же месте) и сотрудник на «острове».

Когда все пропущено через сканер и весы, положено в пакет справа, вы нажимаете «Оплатить». Сканируете местную карту лояльности (если есть — в любом виде) и выбираете форму оплаты.

С картой все просто, а вот с наличными впервые за последние годы весело.

Купюроприемник здесь такой же, как в любом кофе-вендинге (принимает все купюры вплоть до 500 рублей).

А вот страдать с монетками больше не нужно, выискивая подходящую, чтобы кассиру было удобнее дать сдачу. Берете горсть из кармана и, не считая, кидаете в пасть машины. Она их примет, посчитает и заберет только то, что нужно. Если монеток много и они мелкие, то считать машина будет секунд 20 — достаточно, чтобы запаниковать и начать кричать «Украла монеты!» — вот тут-то правильно подсчитанная сдача и высыплется. В общем, удобно и хоть как-то оправдывает любителей носить наличную мелочь с собой.

Над кассой — «светофор». Когда горит зеленый, касса свободна. Желтый говорит о небольшой проблеме, которую покупатель может решить сам: например, достать несканированный товар из пакета. Красный означает, что требуется участие сотрудника магазина с ключом. Если ничего не горит, значит, все нормально, продолжайте сканировать, платите деньги — и счастливого пути.

Организаторы всего этого перформанса ожидают открытия с некоторым волнением, прекрасно понимая, что им предстоит пережить, пока люди сами привыкнут и поймут, что и как работает, что можно делать, а чего делать не стоит.

— Пока мы только пользуемся чужой статистикой, — рассуждает Александр Иванов. — Но она удивительная. Во-первых, соотношение наличных и безналичных оплат составляет 60/40. Именно поэтому мы пошли на обязательный прием наличных. Во-вторых, европейский опыт говорит, что на кассы самообслуживания идут пенсионеры. Допускаю, это связано с тем, что здесь можно спокойно встать и, не торопясь, расплатиться в своем темпе.

Также Иванов отвечает на вопрос, кому это выгодно (если речь не идет о любопытстве).

— Время на обслуживание одного человека — примерно на 50% дольше, чем с кассиром. Но касса хороша для небольших покупок. Мы не ограничиваем, можно будет приходить и с полной тележкой товаров, однако с кассиром таким покупателям будет быстрее. Кроме того, у самообслуживания есть лимит контрольной весовой платформы — 15 килограммов. Если тяжелее, нужно будет пробивать вторым, третьим, четвертым чеком.

Представитель «Гиппо» уточняет: кассы самообслуживания во всем повторяют функционал обычных касс, кроме одной функции.

— Пока что мы не готовы списывать накопленные на карте лояльности бонусы на кассах самообслуживания. То есть карты лояльности работают, бонусы начисляются, скидки получаются. Но списать эти бонусы (на день рождения или пенсионеру) можно только при оплате через обычную кассу. Это вопрос времени.

Александр Иванов просит относиться к новинке с пониманием.

— Мы, кажется, протестировали уже все, что только можно. Но жизнь подкинет новые проблемы. Проиграть все события и сценарии заранее просто невозможно. Важно другое: весь мир уже переступил эту ступеньку — чем мы хуже? Потом накопится и наш опыт, и покупательский. Все будет работать хорошо.

Хотите самообслужиться немедленно?

Если все будет по плану (как и обещают), то сегодня в 12 часов в «Гиппо» на проспекте Рокоссовского кассы самообслуживания откроются в тестовом режиме. Это значит, что пускать в них будут в первую очередь своих сотрудников.

— Но если покупатель очень сильно захочет, мы пустим и его. Мы пока не готовы к потоку и очереди, но в темпе, пригодном для сбора информации, — пожалуйста.

На полную катушку и не страшась очередей, кассы откроются 27 сентября (это планируемся дата на сегодня). На следующей неделе монтаж касс самообслуживания начнется в гипермаркете «Гиппо» на улице Горецкого — там тоже появится «остров» из четырех штук.

После этого компания берет паузу для сбора данных, статистики и поиска ответа на вопрос, как жить дальше. Но во время этой паузы кассы самообслуживания откроют другие торговые сети. Мы же говорим: наступает новая эра.

Дальше — только self-scanning прямо в торговом зале.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by