Если вы чувствуете угрызения совести, покупая стакан кофе с собой или выбрасывая пакеты старых вещей на свалку, значит, этот тренд коснулся и вас. Тренд на sustainability. Разные источники буквально «впаривают» информацию: пластик и масс-маркет — зло, природу надо беречь. И похоже, в ближайшее время придется с этим всем смириться: тенденция проникла во все сферы. Особенно в моду. Разбираемся в теме.
Читать на OnlínerВозможно, вы не в курсе, но сегодня весь мир говорит о том, как устала наша Земля от небрежного использования, как мода стала ужасающе вредной и как люди стараются исправить ситуацию. Короче говоря, в тренде sustainable fashion.
Это словосочетание переводится как «устойчивая мода». Также ее называют осознанной, ответственной, медленной, экологичной, этичной. В основе понятия — экологичная стабильность, повторное использование и переработка вещей, разумное использование природных ресурсов, которое не приведет к катастрофе.
Бомба замедленного действия запустилась с появлением такого понятия, как фаст фешен. Мода стала быстрой, потому что коллекции компаний начали сменяться до 50 раз в год вместо четырех. А это горы одежды, которая к тому же не может долго храниться в шкафу из-за так себе качества. Масс-маркет начал развиваться во второй половине прошлого столетия, но в Россию проник после 2000-х, а в Беларусь — совсем недавно.
Появление фаст фешен сразу вызвало восторг у публики. Это было очень круто — покупать вещи, похожие на подиумные, но в десятки раз дешевле. Это и сейчас круто, но проблемы экологии для осознанных людей все же важнее.
Одежда из разряда фаст фешен дешевая. А это значит, что бренд не может платить за ее производство большие деньги. Но объемы заказов огромны, фабрик, желающих их исполнить, полно, и, чтобы получить заказ, они вынуждены снижать ставки. Ценность людского труда в странах третьего мира, где вся эта красота шьется, дико нивелировалась.
В 2013 году произошла трагедия, которая многих заставила задуматься: при обрушении фабрики Rana Plaza в Бангладеш погибли 1134 человека. Эти люди шили масс-маркет.
Общественность узнала, в каких условиях делает их дешевую майку условно Zara: детский труд, потогонное производство, один-два доллара в день в качестве зарплаты швеям.
В том же году было создано движение Fashion Revolution с масштабной акцией #WhoMadeMyClothes. Люди заинтересовались тем, кто и как делает их дешевые майки. Ну и как-то все закрутилось.
На самом деле о захламлении мира одеждой задумались еще в конце 1980-х годов. Тогда компания Patagonia начала использовать в производстве переработанный ПЭТ. Сегодня вещи делают из чего угодно: пластиковых бутылок, шин, океанического мусора, суперэкоматериалов. С чего вдруг такое беспокойство?
Каждый год в мире производится 150 млрд единиц одежды. Модная индустрия — одна из самых загрязняющих видов промышленности. 90 млн тонн текстиля в год тупо выбрасывается: тут и нераспроданные коллекции, и вещи, которые приходят в негодность.
Сжигаемые отличного качества вещи — отдельная боль активистов. Этим грешат люксовые бренды: оставшиеся без спроса коллекции сжигаются, чтобы не достаться бедным слоям населения. Louis Vuitton без сожаления сжигает сумки ручной работы, Burberry — вещи прошлых сезонов. Печально, но факт.
Так поддерживается элитарность люкса. Появление товара в стоках бьет по репутации и не нравится тем, кто отдает за кофточку тысячи долларов.
Кстати, в этой некрасивой деятельности был замечен даже H&M: оказалось, что даже этот масс-маркет сжигает нераспроданную одежду. Когда информация всплыла, маркетологи оправдывались: в огонь ушли только бракованные и содержащие вредные вещества вещи.
По слухам, иначе, но почти так же действует Nike: выбрасывает товар, нанося повреждения, чтобы никто не смог подобрать и носить.
Жалко? Конечно. Особенно с учетом того, сколько ресурсов тратится на производство одежды: уходят миллионы литров воды и прочих благ, топлива для транспортировки вещей и так далее. А еще ведь окружающая среда загрязняется: химикаты для удобрения, например, хлопка идут в землю, токсичные сливы — в воду. Страдает живность и растения.
Ну и о людях не стоит забывать: себестоимость дешевой одежды не может быть высокой. Отсюда и нищенские зарплаты работников фабрик в Бангладеш, Пакистане, Малайзии. За пару долларов люди вынуждены пахать целый день. В то же время владельцы масс-маркет-корпораций — в числе богатейших людей планеты.
В век интернета все эти ужасы просто не могли не дойти до масс. Тем более сейчас мода на все экологическое, огромное количество людей прониклось любовью к природе, веганству. Их интересы обязаны учитывать производители-гиганты. Что они и делают, собственно.
Забавная ситуация: появившись, масс-маркет нанес огромный урон природе, но именно он и заставил людей задуматься об этом и теперь старается исправиться. Маркетологи смекнули, что ситуация может сыграть на руку, и принялись выдумывать кучу активностей с заботой об окружающей среде.
Начнем с любимчика белорусов — Inditex. Компания придумала инициативу Join Life. Она включает в себя экологически эффективные магазины, упаковку из переработанных материалов, сбор использованной одежды. А недавно на сайте Stradivarius некоторые вещи начали помечать как sustainable.
Боги маркетинга в этом плане работают в H&M. Сегодня марка уже ассоциируется с различными экорешениями. К 2020 году корпорация полностью перейдет на использование органического хлопка, а к 2030-му — переработанных материалов. Магазины принимают вещи на переработку. Бренд постоянно объявляет о создании эколинеек.
В 2019 году марка выпустила одежду из ананасовой кожи, шелка с использованием сока цитрусовых, обувь из пены, сделанной с помощью водорослевой биомассы.
Бренд Uniqlo, которого в Минске еще нет, принимает от всех желающих одежду, которую потом передает нуждающимся. Mango также начал использовать органический хлопок. Ну и вообще всячески показывает свою причастность к тренду.
Моде следует и Nike. В этом году компания сделала кроссовки из переработанной кожи с использованием экокрасителей. Также есть модели из переработанного пластика.
Это все, конечно, прекрасно, но не надо забывать, что бренды все равно в первую очередь думают о прибыли. Sustainable — это модно. А кто, как не масс-маркет, пристально следит за модой, воспроизводит ее и продает? Куда более осознанно ведут себя маленькие бренды, выпускающие небольшие партии из хлопка или льна, тем самым никак не влияя на природу. А также люди, которые объявляют бойкот гиперпотреблению.
В нынешнем году тенденция дошла до Минска. В июне в галерее «Ў» прошел Fashion Idea Festival, на котором свои вещи продавали экомарки. В июле на мусороперерабатывающем заводе прошел модный показ, призывающий задуматься о количестве хлама, который «производит» человек. В августе прошел показ в кукурузном поле с тем же посылом. Основной темой очередной BFW, которая пройдет осенью, станет осознанная мода.
В последние годы сформировался новый тип потребителя: осознанного, предпочитающего смузи пивку, экоодежду — масс-маркету, раздельный сбор мусора — необдуманному загрязнению. Их пока немного, но войти в их ряды не так уж и сложно. Модные порталы давно сформировали список действий для модников.
Первый шаг — детокс шкафа. Ненужные вещи ни в коем случае нельзя выбрасывать. Лучше продать, обменять, перешить.
Покупки в секонд-хендах и винтажных магазинах. Там можно не только отрыть классную шмотку, но и дать вторую жизнь тому, что могло оказаться на свалке и принести вред природе.
Отказ от масс-маркета. Экоактивисты советуют избегать масс-маркета, такая одежда иногда не переживает даже один сезон. Вместо десяти дешевых шмоток лучше купить одну, но такую, чтобы она жила годами.
Выбор эковещей и вещей локальных экологических марок. Тот же лен сегодня очень даже в моде. Многие небольшие бренды делают одежду из переработанных материалов. Но даже покупка одежды у стандартного, но локального бренда — это уже благо.
Одна из самых известных — Historia Naturalis. Бренд использует только лен, шерсть, хлопок, дерево, шелк. Сырье выбирается только местного производства.
Продажей вещей экомарок занимается магазин Pereodevalka. Также владельцы организовывают маркеты, на которых можно купить винтажную и б/у одежду, проводят лекции.
Lokonkokon шьет исключительно из белорусского льна и придерживается принципов ответственной моды.
О человеке и природе заботится также Pavietra.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Здесь мы пишем о красоте, моде и fashion-событиях — OnlinerBeauty в Instagram!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by