Соцсети делают звезд из простых парней и девчонок, работать теперь не обязательно в офисе, мода забивает на эстетику и углубляется в треш. В этой «своей атмосфере» отлично чувствуют себя молодые люди, которые появились на свет и сразу получили в руки смартфон. Они живут, действуют и одеваются так, как хотят, а не как принято. Их стиль — самый трендовый, удобный, бросающий вызов. Рассказываем о том, как выглядит и где одевается поколение Z.
Читать на OnlínerТеория поколений используется повсеместно, так что уже успела надоесть. Это не научное доказательство, а лишь наблюдение: каждое поколение отличается от предыдущего и может быть выделено в отдельную категорию. Особенно нравятся маркетологам люди Z — самые молодые и желающие тратить деньги, чтобы выделяться. Когда они родились? Предлагаются разные даты начала отсчета: 1995, 1998, 2000, 2003 год. Возьмем среднее арифметическое. По закономерным причинам эти люди задают свою моду, имеют новое представление о потреблении, о том, что круто, а что — нет.
Ответ краток: уникально. Молодые люди не хотят быть серой массой, так как слишком амбициозны для этого. Посмотрите на многих подростков и людей около 20 лет на улицах Минска: своим внешним видом они будто бросают обществу вызов. С доступностью масс-маркета, шоу-румов, интернет-магазинов в последнее время у них развязались руки.
Но будем честны: зачастую уникальность, за которой гонится «молодняк», — это то, что транслируется в социальных сетях, тренды в разных интерпретациях. Слишком уж навязчиво они выглядят: глаза запоминают картинку, идея заедает в мозгу, и вот уже минчанка Катя бежит за велосипедками как у Ким Кардашьян. Согласно исследованиям, поколение Z копирует кумиров. Это и неудивительно: вспомните себя в 12—18 лет. Но сегодня селебрити как никогда близки — они прямо в телефоне. А телефон — всегда в руке. Поэтому фешен-бренды выбрасывают миллионы долларов, по очереди скупая посты у Билли Айлиш или Джиджи Хадид.
На самом деле, чтобы разобраться, что вообще нравится поколению Z, надо и вправду посмотреть на их кумиров. А это вот кто: то ли мальчик, то ли девочка Билли Айлиш, любительница неоновых аутфитов Кендалл Дженнер, слащавая Селена Гомес, ее бывший бойфренд Джастин Бибер, звезда Instagram Ариана Гранде, Милли Бобби Браун (Одиннадцать из «Очень странных дел»), сестры Хадид. Также в почете топовые YouTube-видеоблогеры, которые не поют и не танцуют, но делают годный контент. Они — прямой транслятор моды последних двух-трех лет. Треники с каблуками? Окей. Ветровка с ботфортами? Конечно. Огромный пиджак, прикрывающий трусы? Легко. В погоне за уникальностью можно надеть все что угодно. Вокруг слишком много амбициозных конкурентов, которые могут спихнуть с пьедестала.
Все внимание производителей одежды сегодня направлено на новых покупателей, а они, в свою очередь, все чаще выбирают свежие бренды и не любят классические марки, застрявшие в прошлом. Попасть в интересы молодых пытаются все: и именитый дом Balenciaga, и минская фирма Mark Formelle. Последняя устраивает показы с подростками, облаченными в стритвир по-мински. Одежда открыто отсылает к девяностым, которая у «зетов» вызывает острую псевдоностальгию. Именно псевдо-, потому что в девяностых им было максимум пару лет, и вряд ли они успели проникнуться атмосферой, которую помнят их мамы и бабушки.
Говорят, у современных молодых людей есть культ — кроссовки. Желательно брендовые — от люксовых Versace и Balenciaga до простых Nike, Fila, Vans и Converse. В особом почете коллабы: Adidas by Raf Simons, Nike × Supreme. Самый топ — Yeezy от Канье Уэста.
Поколение Z своей одеждой говорит: я слушаю такую музыку, я люблю такой спорт. Цитата бизнесмена, найденная в Vogue: «Все подчинено моменту и свободе быть тем, кем ты хочешь быть». Точнее и не скажешь.
Качество одежды — превыше всего. Зачем покупать вещи-однодневки? Планета и так страдает от мусора. Также важны комфорт и функциональность. Именно поэтому в моду вошли уютная одежда оверсайз, большие кроссовки и обувь без каблуков, поясные сумки, спортивная форма, вещи без четкой гендерной принадлежности. В прошлом году магазин в Хельсинки даже открыл отдел с гендерно нейтральными моделями.
Вопрос, на самом деле, сложный. Как поколение Z, так и поколение Y, и предшествующие им имеют в доступе одни и те же каналы: заказ через интернет, поход в торговый центр, создание одежды по своему представлению…
В США пришли к неутешительному выводу: активные блогеры (неважно, насколько они популярны) часто продают вещи, надетые пару раз и уже запечатленные в соцсетях. Актуально ли это для Беларуси? Вряд ли.
Популярная площадка для покупки одежды сегодня — Instagram. Молодежь сидит в нем постоянно, и бренды давно решили воспользоваться этим. Тем более что в прошлом году появилась функция, позволяющая отмечать товары и указывать их цену. В любом случае шансы выжить выше у тех производителей одежды, которые побеспокоились об интернет-магазинах.
Карина занимается моделингом, танцами и ведет аккаунт в модном фешен-стиле:
— Мой стиль — больше стритвир, кэжуал. Вдохновляюсь картинками в Instagram: сохраняешь, потом смотришь и ищешь похожую одежду, подходящую тебе. Иногда даже не знаю, кто эти люди. Еще подписана на всякие дома моды, например Louis Vuitton, они часто делают эпатажные фотосессии. Мои луки на каждый день — джинсы, джинсовые юбки, футболки оверсайз, иногда женственные блузки и платья с кроссовками. Это удобно и выглядит эстетично.
Чтобы следить за трендами, достаточно посмотреть вокруг себя. Или полистать Instagram. Смотришь на все это и решаешь, нравится тебе это или нет.
Через одежду можно понять какую-то часть характера человека. Можно узнать, какую музыку он слушает, творческий он или нет, в чем ему комфортно. Ты можешь говорить о себе людям через одежду, не разговаривая с ними. Специфический и привлекательный вкус в одежде очень подкупает.
Главный источник получения одежды у Карины — это секонды и стоки в Минске и за границей. И ничего зазорного в этом девушка не видит:
— Одежду покупаю 50 на 50 в секондах или масс-маркете. Хожу в секонды, потому что знаю, что это дешево и что такой одежды больше не будет ни у кого вокруг. В секонде, конечно, есть куча шмоток для бабушек, но ты перебираешь их, находишь две, из которых нормальной окажется одна — качественная и выделяющаяся. За границей люблю ходить по стокам, в которые свозят люксовые вещи из старых коллекций. Я заходила в такие магазины в Японии, Индонезии. Еще есть магазины, куда ребята привозят уже отобранные в секондах вещи.
Молодые люди в моем окружении тоже шарят за эту тему, ходят по секондам, находят классные вещи и выглядят очень круто. Считаю, что базовый гардероб можно полностью собрать в секонде.
Карина рассказывает о своем окружении:
— Молодые ребята сейчас понимают, что вокруг них происходит, могут внести в мир что-то свое и двигать это. По моим наблюдениям, поколение Z очень творческое, оно делает что-то интересное для масс, объединяется в тусовки, на вечеринках. Мы инициативные, амбициозные, драйвовые. У нас много жизненных сил.
Сергей говорит, что в его кругу общения никто не гонится за ультрамодными веяниями. Главная цель — оставаться собой.
— Так или иначе тренды, конечно, влияют на выбор одежды. Сначала ты смотришь на трендовые кроссовки и думаешь: да не, фигня какая-то. Проходит месяц, два, они начинают казаться не такими уж плохими. Через пять месяцев ты думаешь: может, купить эти кроссовки?
Вообще, неважно, какой лейбл на этикетке, главное, чтобы вещь мне нравилась. Я не ставлю цель одеваться только в андеграундные или модные вещи. Выбираю то, что со мной ассоциируется. Твоя одежда — это совокупность твоих интересов.
Я вырос в скейт-тусовке. Скейт-культура — одна из немногих, которые выбились в масс-маркет. Появились классные идеи, принты. Это тебе не просто майки с надписью Nike или New Balance. К тому же это одежда преимущественно оверсайз.
Один из каналов пополнения гардероба — небольшие скейтшопы Минска.
— По сравнению с тем, что было десять лет назад, в Минске произошел большой скачок: ребята возят Carhartt, The Hundreds. Но спрос на это все недостаточный. Кроссовки носят все, поэтому сникершопы выживают. Но большой скейтшоп, в котором будет много позиций, а не только всем надоевшие Thrasher и Vans, не окупался бы.
Второй способ — одежда маленьких концептуальных брендов.
— В Европе все чаще наблюдается тенденция: ребята с улиц сами делают свой лейбл одежды. И это круто: уникальность, свои принты, классное качество. В России это тоже популярно, появилось много таких контор. Например, Wolee. В Минске Clans и Adept возят новые русские шмотки.
Третий вариант — заказ из США.
— Бо́льшая часть одежды, которую я ношу, — это мерч каких-то банд, как правило, из Штатов.
Если ты хочешь майку своей банды, которую слушаешь и хочешь поддержать, ты в любом случае заказываешь ее оттуда. Ребята потом потратят эти деньги на запись альбома.
Cold Cuts Merch — сборник мерча разных групп, играющих панк, хардкор. Big Cartel — классный сайт, на основе которого каждый чувак или чувиха может создать маленький магазинчик.
Кеды, байки, майки и так далее удобнее заказывать из скейтшопов, стоков США. В Европе наценка в скейтшопах составляет 20—30%, и там нет такого большого ассортимента. Поэтому, даже если бы я жил в Европе, мне все равно пришлось бы заказывать в Америке. На сайте CCS есть все, что хочется. Вещи стоят дешевле, чем на других площадках. Самые последние «адики» — 76 баксов, «ньюбики» — 70 баксов. А на скидосе можно найти что-то совсем «чиповое» — за 60 баксов. «Тишка» Nike стоит 30 баксов — в Европе было бы дороже.
Chocolate — классная контора, вообще топчик. Они делают классные дизайны: вот, например, минималистичные, но по цветовой гамме очень классные. Шаришь? Стоят от 20 баксов. Эта контора делает коллабы с разными дизайнерами.
Сергей считает, что масс-маркет — это пустая трата денег.
— Приходишь в масс-маркет, щупаешь майку и понимаешь, что она сделана абы как. Через год ей придет конец. Смысл покупать вещи на год или даже на лето? У масс-маркета цель — продать как можно больше стаффа, который все хотят.
Олега мы нашли на маркете, посвященном осознанному потреблению: тут можно купить бэушные вещи, многоразовые авоськи и сделать посильный вклад в защиту экологии. Сам Олег шьет вещи — и себе, и другим.
— Мой стиль в одежде — стритовое направление с элементами гламура и авангарда. Я делаю носибельную одежду, но при этом с элементом уникальности, потому что считаю, что человек должен выделяться.
Важно, чтобы продукт был качественный. Сейчас у людей не лучшее финансовое положение, и я понимаю, что они хотят получить качественную вещь, чтобы через пару стирок она не убивалась.
Моя цель — делать коллекции в виде мини-гардероба: можно купить всю коллекцию и каждый день сочетать вещи по-новому. При этом они подойдут и под другую базовую одежду.
Олег тоже не любит масс-маркет, предпочитает шить себе все — от трусов до сумок — и захаживает в секонды.
— Покупаю одежду очень редко, так как шью ее сам для себя, даже нижнее белье. Захожу в масс-маркет, но редко, и секонды. Почему не люблю масс-маркет?
У меня бывают моменты агрессии, когда вижу человека в белых брюках с лампасами, а за ним сразу еще одного в таких же брюках. Они не понимают, что это зашквар?
В секондах покупаю обычно верхнюю одежду: пиджаки, плащи. Там можно найти вещь того столетия, в котором ты хотел бы побывать. Я никогда не жил в девяностых, но мне это десятилетие интересно, и я могу найти соответствующие вещи.
Свое поколение Олег описывает так:
— Сейчас молодежь быстрорастущая. Мы не хотим выглядеть на свой возраст и выглядим старше. Мы балованные, любим тусоваться и собираемся в группировки с учетом общих интересов.
Мое поколение — это люди, которые не знают, что значит жить по-настоящему. Мы пребываем в сказочном мире, в розовых очках.
P. S. Неважно, к какому поколению вы относитесь, все вышеперечисленное: быть амбициозным, одеваться ярко, уникально, ходить на рейвы, двигать идеи, менять мир, смотреть на все через розовые очки — можно в любом возрасте.
Здесь мы пишем о красоте, моде и фешен-событиях — onlinerBeauty в Instagram!
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by