Запрыгнуть в последний вагон. Что стало с ребятами, которые набрали минимальный балл на ЦТ десять лет назад

Автор: Дарья Спевак. Фото: предоставлены героями
31 июля 2019 в 8:00

Централизованное тестирование практически каждый год находится в зоне турбулентности. Меняются сроки действия сертификатов, недавно ввели новую методику подсчета результатов, пороговые баллы увеличивают, уменьшают, а то и вовсе отменяют. Абитуриентов, не очень уверенных в своих силах, постоянно потрясывает. Одним не хватает пары баллов для поступления, другие неожиданно выдают высокий результат, а кто-то набирает ровненько порог. Последние рассказали, как это было и что с ними стало сейчас. Так ли важны баллы ЦТ для успешной жизни?

Читать на Onlíner

Найти героев оказалось непросто: прошли годы, да и тех, кто попал точно в цель, не так уж и много. А те, кто нашелся, то ли утаивают свои тысячедолларовые зарплаты, то ли им нечем хвастаться. Поэтому парни молодцы: открыто рассказали, как вступали во взрослую жизнь десять лет назад и чем занимаются сейчас.

Жизни двух героев очень похожи. И Антон, и Александр когда-то набрали допустимый минимум на ЦТ — один по математике, другой по физике. Так получилось, что оба поступили в гомельский БелГУТ на одну специальность. Правда, одному из них стало неинтересно — забрал документы, а вот второй доучился. Но в итоге оба уехали в поисках лучшей жизни (читай: зарплаты) в Россию.

Антон: «Лет в пятьдесят проще ходить на работу в спортивном костюме и тренировать детей, чем вкалывать на каком-нибудь заводе»

29-летний Антон из Жлобина сдавал ЦТ в 2008 году. Пороговый балл по русскому языку тогда составлял 13 — он получил 15, по математике нужно было набрать минимум 15 баллов — столько парень и взял, по физике вышло 22 балла — на 4 пункта выше порога. Всего в сумме с аттестатом у него было 117 баллов.

— Не рассчитывал, что куда-то пройду, просто поехал на тестирование, — вспоминает герой. — Но поступил на платное в гомельский БелГУТ на строителя дорог и аэродромов (в прошлом году проходной балл туда был 162 на дневное (бюджет). — Прим. Onliner). После второго курса понял, что не мое, забрал документы. Сходил на полтора года в армию, потом гулял, ухаживал за девушками, а сейчас нашло вдохновение — снова пробую поступить, но уже в БГУФК на футбольного тренера. С 2008 года я не открывал учебник по биологии, но сдал неплохо. Просто набрался жизненного опыта: читаешь вопрос — и примерно уже знаешь правильный вариант.

В этом году Антон сдал биологию на 57 баллов и русский язык на 25. В физкультурный нужны только два ЦТ, потом нужно сдавать внутренний экзамен в университете.

— Ситуация с первыми ЦТ на мою жизнь никак не повлияла. Общаюсь с парнями, которые окончили этот БелГУТ, — все недовольны своей профессией. Зарплаты невысокие… Из тех, с кем я учился, процентов 20 сейчас работают по специальности. Остальные — кто стал дальнобойщиком, кто в милицию пошел работать, кто в России на заработках. А Жлобин — маленький город, здесь очень трудно найти нормально оплачиваемую работу. Здесь есть люди, которые хорошо зарабатывают, но все эти места уже заняты. Я вовремя понял, что это не мое, учиться вообще не нравилось… Информатика и высшая математика давались сложно. Если бы я доучился и пошел работать, пришлось бы нелегко. Не смог бы применить знания: я слабо понимал все эти формулы. Мне было 17 лет, как-то не обдумывал свое будущее, не понимал, чего хочу от жизни.

Парень считает, что к поступлению нужно подходить тщательно.

— В 17—18 лет это все происходит неосознанно. Люди просто думают, как бы только подать документы, куда-нибудь поступить. Хотя это образование не всегда и нужно. Мои друзья, которые сдавали в этом году ЦТ, поступают после колледжей, отучившись на газоэлектросварщиков. Я понимаю, что это просто потерянное время: никто из них не будет работать по специальности.

В свои 29 лет Антон вспомнил, что школьником очень любил физкультуру, ему хорошо давались биология и география. И сейчас он дружит со спортом — так и надумал подаваться в БГУФК.

— Мои друзья, которые окончили школу в этом году, попросили: отвези нас на ЦТ. Я зарегистрировался и поехал просто за компанию. Не готовился, отвечал наугад — все, что помнил со школьных времен. Не то чтобы я собираюсь постоянно работать тренером… Просто пусть будет высшее образование. Лет в пятьдесят проще ходить на работу в спортивном костюме и тренировать детей, чем вкалывать на каком-нибудь заводе.

Антон на практике по инженерной геодезии после первого курса

Сегодня Антон сравнивает себя с друзьями, которые поступили в 2008-м и отучились пять лет.

— По сути, мы с ними ничем не отличаемся. Они купили машину — и я купил, они насобирали на квартиру — и я насобирал.

Сейчас наш герой работает в России в строительной сфере, занимается подбором персонала. Получает в среднем $1000 в месяц. Начинал он в Беларуси со строительных работ в фирме у знакомого, хотя опыта не было никакого.

— Когда у человека есть желание заработать, он всему научится. Все когда-то начинали с нуля, — считает Антон.

Парень набрался опыта и стал работать в Москве, в хорошие месяцы получал до $3000. Говорит, тогда за пару месяцев собрал на первую машину, пусть и бюджетную. А потом с напарником решили не трудиться «на дядю» — открыли в Москве свою фирму, занимались тем же, но самостоятельно.

— В Минске, конечно, жить дороговато, но для Жлобина моей зарплаты хватает. Здесь мои знакомые получают примерно $150—200, $250 — это уже потолок. Однажды в России на нашу фирму работала бригада бывших белорусских милиционеров! — рассказывает Антон.

Сейчас у него есть жена и ребенок, каждый год он старается возить свою семью за границу в отпуск.

Александр: «Все знакомые, у которых нет высшего образования, зарабатывают значительно меньше, чем я»

Александр родом из Рогачева. Он сдавал тестирование в 2009 году. По физике набрал пороговый балл — 18, ЦТ по русскому языку и математике сдал получше — на 24 и 32 балла соответственно.

Он, как и Антон, решил податься в БелГУТ. Хотел поступить на факультет промышленного и гражданского строительства, но не позволили баллы (в сумме было 140). Пошел на строителя дорог и аэродромов на платное.

— Другие вузы не рассматривал, выбирал из ближайших к дому областных городов: Могилева и Гомеля. Учеба в БелГУТе давалась трудновато: не было хорошей школьной базы. В первую сессию с первого раза не сдал два экзамена: математику и физику. Месяц ходил на пересдачи. Дальше было куда проще: если что-то не успевал, ходил на дополнительные занятия — добивал преподов своим присутствием, — смеется герой. — На последних курсах оценки были выше средних.

Александр (первый справа) в студотряде

Александр отметил выпускной в 2013 году и сразу поехал в Москву. Он говорит, что треть одногруппников уехали туда же по распределению: бывший выпускник БелГУТа предлагал всем работу по строительству платной дороги Москва — Санкт-Петербург.

— Половина из них работают там и сейчас, кто-то устроился в милицию. Большого успеха не добился никто. Сам искал работу две недели. В Москву тогда приехала моя девушка. Когда гуляли недалеко от центра, я увидел объект — это была реконструкция путепровода, работы там только начинались. Решил зайти и спросить про вакансии. Взяли техником ПТО со стартовой зарплатой $500.

За девять месяцев в Москве Александр завел знакомства — ему предложили место в строительном контроле в российских регионах. Он отработал там два года и вернулся в Москву, устроился специалистом технадзора за благоустройством центральных улиц. Полтора года назад перешел на эту же должность в ту же фирму, которая строит дорогу Москва — Санкт-Петербург.

— Мои одногруппники строят, а мы контролируем. Моя зарплата сегодня — $1200. Живем с девушкой на съемной квартире практически в центре Москвы. В принципе, зарплаты хватает. Но мы вложились в строительство квартиры в Минске — все деньги уходят туда. При этом у меня есть дополнительный заработок. Сам я не транжира, но если что-то хочу себе купить и понимаю, что это нужно, обязательно куплю.


Несмотря на то что Александр еле прошел по баллам ЦТ в свой университет, он считает, что тестирование — это правильно.

— Вообще, к нему легко подготовиться, но я почему-то этого не делал, а зря, ведь рисковал вообще не поступить. Из моего класса в университет поступили два-три человека. Все знакомые, у которых нет высшего образования, зарабатывают значительно меньше, чем я, — в основном это рабочий класс. Я думаю, чем я рисковал, когда поступал. Мог вообще не пройти — забрали бы в армию. Да и пошел на платное, хотя мог усиленно готовиться к ЦТ от двух до пяти месяцев. Когда нет школьной базы знаний, трудно сдавать сессии. Но вообще, я радовался поступлению и диплому, каждой сессии… И удивлялся себе: как можно было поступить с такими знаниями? — рефлексирует герой.

А вы помните свои результаты ЦТ? Пишите в комментариях!

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by