Почти идеальная Беларусь: гродненские бизнесмены пытаются делать деньги на безвизовых туристах, городские власти им не мешают

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий
24 июля 2019 в 8:00

Гродно — это любовь. Тут проповедуют всевозможную красоту, историческую гордость и уважение к себе. Понятно, что таким городом надо хвастать и абсолютно не по секрету показывать всему свету. Тем более с 26 октября 2016 года Гродно входит в безвизовую зону. Здешние бизнесмены — позитивные ребята, которые умело регулируют свой оптимизм и не позволяют ему побеждать трезвый расчет. Все они дружно пытаются зарабатывать. Власть заинтересована в продвижении региона, так что чиновники готовы способствовать. Из Минска рисуется идеальная картина самой открытой части республики. Мы отправились в королевский город, чтобы познакомиться с его главой и увидеть потенциально самый чистый хостел Европы.

Читать на Onlíner

«В Гродно появилось понимание, что турист — это здорово. И чем больше туристов, тем лучше для города!» — говорят в местном горисполкоме. Его работники любезно выкатывают общую статистику по безвизовому въезду иностранцев.

Итого за неполных три года город посетили порядка 200 тыс. туристов из более чем 70 стран. По статистике на 1 июля, с января 2019-го в Гродно побывали 57 247 иностранцев. Чисто по цифрам — очень круто. На 23 600 человек больше, чем за аналогичный период 2018 года.

«Все звучит красиво: Гродно не вмещает туристов»

На парковке местной синагоги встречаемся с Павлом Шабейкиным. Он представляет компанию «СонНик-тур». Справа — очень живописный обрыв, слева — не менее инстаграмная пожарная каланча. Павел говорит, что когда-то с этой парковкой были проблемы: не могли разместиться туристические автобусы. Потом на ней изменили разметку, и проблема частично решилась.

Чиновники признают, что в центральной части города стоянки перегружены, на отдельных парковка автобусов просто невозможна.

— Этот вопрос находится на постоянном контроле Гродненского горисполкома, а также ГАИ УВД Гродненского облисполкома, — заверяют в городской управе. — В выходные и праздничные дни наиболее популярная у туристов парковка — около синагоги. Она не может вместить все туристические автобусы, прибывающие в Гродно. Там небольшая единовременная вместимость. Однако, пользуясь международным опытом, при отсутствии мест на стоянке около синагоги можно производить там высадку принимаемых туристических групп, а после отправлять автобусы на отстой на ближайших стоянках по улицам Буденного, Кохановского и Горького (около ЦСК «Неман»). Это расстояние всего в 2—3 километра (5—7 минут езды).

Бизнесмен отмечает, что на парковках раньше стояли автобусы с белорусскими номерами. Сейчас в субботу и воскресенье их заполоняют поляки и литовцы.

— Конкретно наша компания занимается литовцами и латышами. Туристическим бизнесом я занимался и до «безвиза». В Минске есть компания Interlux. Основной офис находится в Латвии. Мы ее представители. Так что в основном работаем с туристами Interlux.

Надо отметить, помимо классических туристов, есть организованные иностранцы, которые приезжают за покупками целыми автобусами. Раз, два раза в месяц такой автобус обязательно появляется в городе. Покупают в основном белорусские товары. Тур стоит €15—20.

— Откуда эти люди?

— Вильнюс, Паневежис, другие города Литвы. Что у них в пакетах, я не знаю. Но есть автобус, который постоянно останавливается у магазинчика с чугунными сковородками.

Снова обращаемся к официальной статистике: в первую очередь в Гродно приезжают туристы из соседних стран: Литвы, Польши и Латвии. В 2019-м было 36 445 литовцев, 14 807 поляков, 1789 латышей. На четвертом месте немцы — 363 человека. Россиян и украинцев в расчет не берут, их традиционно много.

— Поток иностранцев в целом увеличился?

— Прямо сейчас не могу так сказать. Мы, например, видим снижение. По статистке, поток, конечно, вырос. Самый пик был в начале, когда приезжали по четыре-пять больших автобусов за день. Возможно, клиенты перераспределились по операторам, возможно, сейчас лето и люди отдыхают.

Слова Павла подтверждают официальные цифры. Если в 2018 году в Гродно приехало 92 тыс. только безвизовых туристов, то в 2019-м городские власти рассчитывают на 120—130 тыс., надеясь, что цифра станет ежегодно расти.

— Что до «безвиза», понятно, — продолжает Павел. — Ничего плохого в нем нет. Посмотрите на город. Везде какое-то движение, что-то открывается, что-то делается. Почитайте, если будет время, за сколько арендуются места в центре Гродно. Цены значительно выросли за последнее время. Гостиницы заполнены на сто процентов. При этом абсолютно все гостиницы. Даже в отеле в Брузгах непосредственно возле границы нет мест.

Отсюда гродненский тренд: сейчас есть спрос на старые неиспользуемые здания, в которых бизнесмены намерены сделать небольшие отели вместимостью до 50 человек.

— У вас есть вопросы к «безвизу»?

— Есть вопросы к отелям. Группы желающих имеются, возможности заселить их — нет. Тупо некуда. Вот у меня условно есть группа на 7 сентября. Даже две. Кого-то распихали, а кого-то не знаем, куда всунуть. Одну большую гостиницу выкупили китайцы, проводят ремонт, другая на реконструкции. Возможно, когда откроются эти объекты, все вместятся. Но в той же степени возможно, что к тому моменту ввод их в эксплуатацию уже никому не понадобится.

Хотя прямо сейчас все звучит красиво: Гродно не вмещает туристов.

Павла полностью удовлетворяет срок нынешнего «безвиза». Представитель турбизнеса трезв в своих расчетах, говорит, иностранец не поедет в Гродно на 10 дней. Мол, тут нечего делать такое количество времени.

— Какие претензии от туристов вы слышите?

— Самые разные. Это часть моей работы, привык уже. Если выделять, были вопросы к пограничникам. Хотя в моем представлении все решаемо. Надо только знать как. Возникал вопрос по туалетам. Смотрите, недалеко от пожарной части стоит новая сувенирная лавка. Проект предполагает два туалета. Но все немножко маразматично. Потому что тебе нужно войти в лавку, заплатить денежку, взять ключик, открыть ключиком дверь, сделать свои дела и вернуть ключик. Представьте, что это группа на 40 человек. В общем, момент с турникетом не продумали.

При этом общепит перестроился. Сегодня в Гродно дорого сходить поесть. Но я бы не сказал, что это должно напрягать местных. Да, были жалобы, мол, центр теперь для туристов. Но с этим сталкиваются все более-менее привлекательные в плане путешествий европейские города. При большом желании гродненцы могут отдохнуть и при нынешнем положении дел.

«Сделать „безвиз“ и просто отчитаться — это то же самое, что ничего не сделать»

Про крупные гостиницы, которые упомянул Павел. Называются они «Гродно» и «Беларусь». Первая — самая крупная в городе. Сейчас реконструируется, введение в строй запланировано на 2020 год. В отеле с новым названием Echeng будет располагаться 110 одноместных и двухместных номеров с 8-го по 14-й этаж. Ей занимаются китайцы.

«Беларусь» продана с аукциона в январе 2017 года резиденту Республики Беларусь — ООО «ЛаранвиКапитал». Там сейчас меняют систему отопления. Полностью завершить ремонтные работы планируется в конце 2020-го или начале 2021-го.

Вообще, прямо сейчас в Гродно действует 13 гостиниц и 4 хостела общей вместимостью 476 номеров на 879 койко-мест плюс 2 санатория на 400 койко-мест. Также туристы могут воспользоваться арендными квартирами на сутки компании «Евроуют» — их в городе 32.

Юрий Гидранович улучшил исполкомовскую статистику. Его капсульный отель стал одним из семи новых объектов гостиничной инфраструктуры, открытых за время «безвиза».

Отправляемся на улицу Советскую. Заходим со двора. Здесь прямо не подъезд, а парадная. Очень богатая широкая лестница и много повидавший кирпич. Hostel Center, первый капсульный отель страны, находится на втором этаже. На пороге нас просят разуться и выдают тапочки. У Юрия тут свои понтовые «кроксы».

— Мы хотели дебютировать и с хостелом, и с капсулой. Правда, из-за долгой стройки стать первым хостелом Гродно мы не успели. В принципе, это реакция на «безвиз». Пошли туристы, а предложений по бюджетному проживанию не было.

В 2019 году в городе откроется пять объектов размещения (две гостиницы и три хостела) общей вместимостью 126 койко-мест. Hostel Center — один из самых заметных. Это центр города, бывший доминиканский монастырь.

— Очень большой кусок истории Гродно. После монастыря в этом здании была школа. Потом располагались белая гвардия, поляки, Советы. С 1953 по 1956 год здание даже принадлежало местному мясокомбинату. В итоге устроили коммунальные квартиры. Советы тут уничтожили почти все. Но мы стараемся показать историю. Стена на входе абсолютно аутентичная. Кирпичу 350—360 лет.

Правда, в нашем случае действия Советов оказались бонусом. Не пришлось делать перепланировку. Осталась от коммуналок. Ремонт потребовал больших вложений в коммуникации. По сути, все переделывалось.

— Гродненский бизнесмен ощущает, что «безвиз» активизирует процессы, на которых можно заработать?

— Сейчас расскажу. Я сам из Солигорска. Переехал по работе очень давно. Мы тогда строили гостиницу «Неман». То есть небольшое представление о гостиничном бизнесе у меня было. Потом появился основной бизнес (поставки систем безопасности и их монтаж), а потом и желание расширить его совсем другим направлением.

Стали изучать рынок и смотреть, что по месту будет максимально востребовано. В плане «безвиза» в Гродно хорошие показатели по гостиницам и арендному жилью. Вот мы и решили вклиниться. Но делать что-то заурядное не хотелось. Потому пошли дальше и стали думать в сторону капсульного отеля.

— Что это за вложения?

— Порядка $100 тыс. Помещение в аренде. Согласовывать ничего не потребовалось, мы ничего не меняли.

Сейчас хорошо пригружены на выходных. Контингент абсолютно разный. Не могу сказать, что у нас исключительно соседи. Мы открылись недавно, но я могу сказать, что, наверное, китайцев больше, чем поляков. Безвизовые туристы — это максимум две ночи, чаще одна. Радует, что хватает людей, которые возвращаются. Их устраивает наш сервис, устраивает очень жесткая политика по чистоте. Этой мой фетиш: всегда хочу, чтобы было идеально чисто. По-другому никак. В одной комнате находится много людей. Нужны чистота и постоянное проветривание.

Прикидки Юрия подтверждаются. Большинство туристов приезжают в Гродно на один день. Это 61% от общего количества гостей города.

— На майские праздники было очень много россиян. Кстати, показали себя с самой хорошей стороны. Гости были достаточно приятные.

— Каково ваше общее мнение по «безвизу»?

— Хорошо, что он есть. Но это очень ранняя стадия развития. Сделать «безвиз» и отчитаться — это то же самое, что ничего не сделать. Прямо сейчас у нас нет насыщенности по мероприятиям, чтобы подпитывать интерес. Те же поляки по «безвизу» приезжают в магазины, за сигаретами, за водкой дешевой. Люди появились, тусанули, грубо говоря, вечер, сели в машину и уехали. Нет опорных мероприятий, которые заставляют задержаться.

Ну вот SunDay на выходных. Как только мало-мальское движение, мы пригружены полностью. За месяц до начала продали все места. Люди звонили и бронировали через Booking.com. На майские праздники было то же самое. Но майские праздники не показатель. Это просто время, когда у россиян много свободного времени. Это не значит, что в Гродно сделали что-то такое, чтобы все съехались.

— Срока «безвиза» достаточно?

— Да. Главное — календарь мероприятий. Вот у нас на Советской по вторникам с балконов выступают артисты. Но у меня вопрос: кому они в будни нужны? Потому хотелось бы еще чего-то. Соседи хотят смены обстановки. От Белостока 60 километров, вообще не проблема сесть и приехать. Но пока Гродно очень сложно конкурировать с теми же польскими городами — Краковом, допустим. Гродно тоже исторически значим, но его привлекательность надо сформулировать. Потому что для ознакомления достаточно двух дней. После этого турист уедет и не вернется. А надо его удержать и привлечь повторно, создав движение.

— Насколько комфортно вам сейчас работать?

— Пока комфортно. Хостел работает четыре месяца, и пока все нормально. В Гродно у нас самый высокий ценник среди аналогичных гостиниц — 30 рублей в сутки. Ценой мы отсеиваем какую-то часть проблемной публики.

А в плане открытия, регистрации и прочих административных процедур все было гладко. Если знаешь, куда идти и в какой колокол звонить, проблем никаких не возникнет. У нас в городе вполне адекватные власти. Они разрешают вкладывать деньги, тратя свои менее охотно. Видели же подъезд — это мы сделали. Но крышу надо зашить. Вот принципиально не делаю, жду, — Юрий улыбается. — Жду взаимности.

«Городские власти становятся более подвижными»

Не уходим с Советской. Никита Полещук встречает нас возле Фарного костела. Вверху самой раскрученной улицы города стоит его гэдээровский Barkas-Werke 1978 года выпуска. Машину переоборудовали под кофе-поинт.

Вообще, начиная с 2017-го в Гродно открыли 61 объект общепита, 17 из которых — только в нынешнем году.

— Я, честное слово, как-то вообще не очень вижу в этом бизнес. Затратная часть на машину была большой, аукцион дорогущий. Благотворительностью, конечно, заниматься не очень прикольно. Но есть и есть. Я от этой машины даже возврата инвестиций не жду.

Вообще, я совладелец большой автомойки самообслуживания. Наша была третьей в городе на момент открытия, сейчас их уже 12. Раз такая растущая конкуренция, решили с ребятами, что надо как-то притягивать клиента. Придумали, пусть людям будет кофеек. Правда, когда я обратился к городским властям по поводу проектирования и строительства, мне пришел ответ: мол, ваше целевое назначение не соответствует заявленному виду деятельности. Ну, я решил сделать какой-то фуд-трак вместо стационарной точки. А если делать, то делать прикольно. Но потом планы снова поменялись — было решено работать в городе.

— Как «безвиз» влияет на бизнес?

— Городские власти становятся более подвижными, становятся ближе к нам. Два года веду диалоги с администрацией. И сейчас у нас хорошие условия, чтобы что-то начинать.

Касательно объектов общественного питания у нас раз в месяц стабильно что-то открывается. Все заведения по-своему интересные. Это здорово. Значит, есть какой-то спрос. И это последствия «безвиза». Первая серьезная кофейня города с зерном свежей обжарки, чтобы не три в одном разливать (не хочу никого обидеть), открылась два года назад. А сейчас в Гродно такого рода заведений, может, 12. Возвращаем статус кофейной столицы, чем славились во времена Речи Посполитой.

Свой Barkas-Werke Никита покупал в Светлогорске. Машина восстановлена. В ней сохранены все заводские узлы. В целом рабочая, только что зажигание пропало. Но это ретромашина. Каждый ее запуск — это какая-то неполадка.

— В итоге мы ее гоняем в основном на лафете. Потому что починишь зажигание, сломается карбюратор — нормальная история. Он оригинала ее отличают заниженность и бежевая крыша, чтобы бариста мог стоять в полный рост.

Что до «безвиза», который тебе так интересен, так благодаря ему мы тут и работаем. Изначальная позиция города не предполагала никаких точек нестационарной торговли в историческом центре. Вообще. Но потом пошли туристы, стало понятно, что инфраструктура в Гродно слабая и не особо готова к потоку приезжих. Власти не отрицали этого и в итоге пошли навстречу бизнесменам.

О, к слову об инфраструктуре. Нет заведения, способного быстро обслужить автобус с туристами. Точки нестационарный торговли как раз и решают эту проблему. В таком формате клиент обслуживается быстро, не отвлекаясь от экскурсии.

Никита рассказывает, что ходил в горисполком как на работу месяца два.

— В прошлом году нам дали поработать невдалеке отсюда просто на уровне изучения спроса. Такой испытательный срок. А в этом городские власти просто выставили площадки на аукцион. Их в Гродно четыре. Все раскупили. У некоторых ребят фуд-траков даже нет.

— Что бы ты докрутил в «безвизе»?

— В прошлом году были сожаления по поводу возрастной группы. Все-таки из ближнего зарубежья к нам едут люди постарше — что-то около 50 лет от роду. Иногда даже 50+. Они-то платежеспособны, но не очень хотят тратиться. В этом году туристы стали помоложе. Нужны развлечения. Нужно, чтобы было куда сходить и на что посмотреть.

Мне кажется, для привлечения большего числа платежеспособной группы туристов немного не хватает удобства обслуживания — например, удобного пункта-инфоцентра в центре, в котором можно было бы получить бесплатную карту исторического центра, бесплатный Wi-Fi, возможность подзарядить телефон. Такие мелочи очень удобны и нужны.

Пока же литовцы и поляки приезжают за сигаретами, алкоголем, сырами, колбасами. Духовной составляющей особо нет. Ну как, я не был в группах, но экскурсии краем уха слышу. Есть интересные экскурсоводы, есть не очень. Вон слева от нас была фара Витовта. Ну, место, на котором она располагалась. Огромный был храм. Его в советское время снесли. И экскурсоводы рассказывают о фаре по-разному. Кто-то интересно, кто-то ради галочки. Хотя еще раз: здание было обалденное. Самое большое в окрестностях.

Вывод: хорошо, что хоть начали. Может, даже раздышимся. Я настроен позитивно. Ну то есть позитив сдержанный. Но надежды никто не запрещал.

«В Гродно 373,5 тыс. жителей. Нужно столько же туристов»

Гуляя по Гродно, понимаешь, что смысла покидать страну летом нет вообще никакого. Тут очень кайфово. Проходим всю улицу Советскую, радуемся за молодоженов возле загса, расстраиваемся, что закрыли чебуречную, оказываемся возле облисполкома и все-таки попадаем в горисполком, который так щедро поделился статистикой по «безвизу».

Милиционеры на входе просят уважать святое и подождать четыре минуты, пока закончится обед. Приемная председателя находится на третьем этаже. Мечислав Гой был назначен главой Гродно президентским указом 11 августа 2014 года. До того десять лет возглавлял горисполком Сморгони. Уроженца деревни Шловенцы считают очень простым в общении и деятельным руководителем. Местные коллеги рассказывают, что Гой видит город не только из-за стекла служебного автомобиля, но и заходит в магазины и прочие места, чтобы во всем убедиться лично и пообщаться с жителями города. Идем знакомиться.

— Когда обсуждался вопрос «безвиза», появилось предложение по Гродно. Президент одобрил, сказав: «Будет плохо — ответите». Стали работать. Считаю, за два с лишним года получилось достаточно неплохо. Даже не потому, что цифра по туристам поменялась, а потому, что экономика города развивается. Открываются малые (я называю их семейными) предприятия: бары, рестораны, хостелы, мини-гостиницы, прочее. Нам нужно вовлекать в экономику молодых людей, которые зачастую уезжают за границу. Это и для Гродно большая проблема.

Смотрите, в город приходят глобальные бренды. KFC, McDonald’s, Burger King. Они нужны, чтобы турист видел в том числе знакомые бренды. К слову, последнее предприятие, которое мы зарегистрировали в своей экономической зоне, как раз выпускает замороженные продукты для ресторанов быстрого питания. Там 500 рабочих мест и поставки не только на белорусский рынок, но и на российский. Они выбрали Гродно, потому что мы предложили хорошие условия.

Так что «безвиз» надо развивать. Во-первых, улучшать связь Бреста и Гродно. Нужен коридор, чтобы турист мог приехать через Беловежскую пущу и уехать через Августовский канал. Прорабатывается сверхважный для города и региона вопрос дешевых авиалиний. Недавно приезжал замминистра иностранных дел Польши. Соседи очень заинтересованы в рейсе Варшава — Гродно. Литовцы рядом, для них это тоже важно. Но решение вопроса зависит не только от нас.

Еще момент по развитию «безвиза». В идеале должно быть так: паспорт в карман — поехал на границу. Но там мы по старой советской привычке навязали обязаловки для туриста. Что через турфирму, что еще как-то… Зачем? Паспорт взял — и поехал. Когда турист пересекает нашу границу, то уже оставляет здесь деньги. Ему всего-то нужно дать полную информацию о городе и стране. Дальше человек сам выберет, куда пойти.

Так что прохождение границы надо упрощать до предела, чтобы никаких вопросов не было.

— Вы можете влиять на этот процесс?

— Пока нет. Пока мы имеем возможность только озвучивать предложения и выносить их на республиканский уровень. Потом, если все это одобряется, готовится указ президента, где подробно прописываются нюансы.

Есть процедура, я ее уважаю, но стою на своем: максимальное упрощение, никаких плат — ни рубля, ни цента. Поляки недавно приезжали, говорят: «Мы же европейцы, мы ленивыми стали. В любое время суток берешь паспорт — и поехал. Зачем нам терять время?» Я согласен. В качестве примера беру Национальный аэропорт: все процедуры проходят быстро. У нас же земной, скажем так, «безвиз» все равно предполагает какие-то ограничения.

— Плюс граница тяжелая.

— Плюс граница тяжелая. Мы вообще предлагаем, чтобы безвизовый турист всегда шел по зеленому коридору и без очереди. И работаем в этом направлении. За два с половиной года в Гродно не было никаких проблем или правонарушений с туристами. Один, говорят, потерялся, но люди в городе добрые — помогли. Ничего страшного.

Председатель перечисляет частности.

— Поставили на обзорной площадке специальную оптику, чтобы смотреть на город. За три месяца туристы накидали порядка $2500. Уже неплохо, но можно больше.

Знаете, некоторые проблемы не могли решить годами. Все собирались запустить речное такси по Неману. Пришел частный бизнес — сделали. Город создал причал и стоянку для лодок. Предприниматель пришел со своими судами и готовностью работать. Речное такси теперь есть. Мы хотим продлить маршрут до Августовского канала. Такие маленькие лодочки, на шесть мест, обязательно воспользуйтесь.

Есть у нас такой Игорь Лапеха. Человек изготовил макет исторической части города — 310 строений. Восстановил XVIII—XIX век. Город в масштабе 1:200. И это не только для туристов, это и для школьников. Люди в городе должны знать его историю. Это часть процесса регенерации старой части Гродно. Смотри, как все работает. На аукционах продаются участки, где раньше находились утраченные здания. Условие для победителя — постройка делается согласно старым чертежам, XVIII—XIX века. Облик — обязательно исторический. Внутри делай что хочешь. Так после войны восстанавливали Варшаву.

Я много езжу. Есть источники вдохновения. Но есть и препятствия. Многие вещи надо согласовывать с Минкультом. Есть достаточно строгий совет архитекторов. Иногда выходят сложные переговоры.

А Варшава… Хороший пример, когда из современных строительных материалов восстанавливается облик Старого города. Принцип очень интересный. В Старом городе 90% площадок имеют хозяев, идут работы. Один раз в квартал докладываю губернатору в присутствии всех служб и собственников зданий о ходе работ и проблемах. Думаю, за полтора-два года мы приведем центр в порядок.

— Рисуется слишком идеальная картина.

— Неплохая. Но надо понимать, что бюджет города не будет направлен на эти вещи. Наша задача, задача городской власти — больницы, поликлиники, школы, детские сады, дороги. Вот пять позиций, на которые должны идти бюджетные деньги. Все остальное — деньги бизнеса. Бизнесмены качественно оказывают услуги или продают продукцию, платят налоги, а мы используем их на пять главных целей. Это подход Гродно для счастливого сосуществования здесь государства и частников.

— А что не так?

— Много вопросов с нехваткой рабочей силы. Много молодых, мыслящих и трудолюбивых молодых людей уезжают за пределы города и страны. Первая причина — зарплата. В этом вопросе все зависит не только от города, конечно. Нового мы ничего не придумаем. Об этом и президент говорил. Нужна хорошая зарплата. Если люди получат возможность достойно зарабатывать, то никуда не уедут.

Для меня это вызов. Родители так воспитали. Отец с матерью говорили: если взялся за работу, не позорь нас, делай все честно. Вот смотри: бюджет города. Представь, что это кошелек. Он наполняется из разных источников: налоги на землю, на недвижимость, на прибыль, на добавленную стоимость. Но 47,6% этого кошелька наполняется за счет подоходного налога с граждан. То есть чем больше рабочих мест, чем выше зарплата, тем полнее этот кошелек, тем лучше будут дороги, больницы, поликлиники, детские сады и школы.

— Что по «безвизу» не так?

— Особых проблем нет. Единственное — очереди на границах. Хорошо, что идет постепенная модернизация пропускных пунктов. И все равно нам очень нужен самолет. Люди живут быстро. Хватает всего, кроме времени.

— Допустим, лоукост, который придет сюда, станет рекламировать направление и, соответственно, город. А как городская власть вкладывается в продвижение Гродно за границей?

— Это надо. Потому что о стране не знают. Пока что мы продвигаем себя в основном за счет продукции. Недавно были в Габале и Баку. В столице Азербайджана есть порядка восьми белорусских магазинов. Приятно было видеть, что 70% продукции там гродненского производства.

Пусть иностранцы приезжают сюда за нашими товарами. Я думаю, и в Минске известно, что литовцы и поляки любят здесь закупаться — часто дешевыми сигаретами и алкоголем. И не надо этого стесняться, абсолютно. Надо брать опыт поляков. Допустим, у нас в городе 66 магазинов, в которых возвращают «ваты», но пока не во всех. А система должна быть проще.

В продолжение темы шопинга, годного как для своих, так и для приезжих. В городе завершается строительство самого крупного в стране торгово-развлекательного комплекса. Им занимается ООО «Тринити Инвест». Под торговлю будет отведено 64,2 тыс. «квадратов», под объекты общественного питания — 6,2 тыс. Обещают восьмизальный кинотеатр, ледовый каток, бизнес-центр, крупные торговые центры, бутиковую зону магазинов современного формата, объекты бытового обслуживания и общественного питания, автовокзал. План простой: открыть самое посещаемое место в городе — как туристами, так и местными.

При Гое в Гродно появилась первая платная парковка (за 50 копеек возле горисполкома), которой, правда, пользуются не очень активно. Председатель не отчаивается и вообще фантазирует о пусть и маленьком, но все же налоге на туристов.

— Для этого надо раскрутить регион, чтобы турист здесь действительно был.

Задача амбициозная. В Гродно 373,5 тыс. жителей. Хочется, чтобы за год в городе побывало столько же безвизовых туристов. Однако к этому надо быть готовыми. На мой уровень глобальных недовольств не выходит. Но понятно, что нужно больше развлечений — тех же клубов для публики помоложе.

С другой стороны, уже есть проблемы. Поток туристов в Фарном костеле настолько большой, что службу проводить невозможно. А это важно. Это жители города, и забыть о них в пользу гостей неправильно.

Дальше. С нашей пешеходной улицы Советской надо убирать жилье и административные службы. Надеюсь, в следующем году к маю переселим оттуда администрацию Ленинского района.

Много говорится о создании точек притяжения. То есть город можно посмотреть разово и больше не найти поводов вернуться сюда. А если будут, к примеру, какие-то большие фестивали, они появляются. Но задача городской власти — создание условий. Мы зовем частников: приходите и делайте здесь все что угодно в рамках законодательства. Тем более в администрации двух районов города работает всего по 29 человек. Это абсолютно не много. Они сверху не смогут потянуть еще и вопросы культуры.

Плюс у нас все-таки есть крупные фестивали: автомобильный SunDay и фестиваль национальных культур. В предыдущий раз его посетили 200 тыс. человек.

Гоя много критикуют, что неудивительно для белорусского чиновника, но при этом хватает и позитивных мнений. Одно из основных — что председатель чуть ли не руками разгоняет бюрократию.

— Поменял третьего архитектора города… Ну невозможно. Сегодня нельзя создавать препятствия для бизнеса, который платит тебе зарплату. Мы же все получаем зарплаты из бюджета — и я, и архитектор города, и идеолог горисполкома. И что, мы рубим сук, на котором сидим? Ну нельзя этого делать. Все вопросы должны разгуливаться моментально.

— А уволенный архитектор не давал хода процессам?

— Под сукно — и все. А потом находил разного рода причины, чтобы ничего не делать. Второй архитектор на себя никакой ответственности не брал. Понятно, работа тяжелая, законы можно трактовать, но не только я, как председатель горисполкома, должен принимать решения. У нас есть большой стол, за которым мы коллективно можем обсуждать все процессы и разрешать любые проблемы. Можно так, а можно по-другому, но всегда на пользу просящему.


В принципе, мы были не против в очередной раз очароваться Гродно и добились своей цели. Да, надо помнить, что мы живем в Беларуси и тут возможно всякое, но очень хочется, чтобы план по «безвизу» сработал. Нет смысла стесняться и закрываться. Страна достойна внимания. Если не верите, посмотрите наш проект «Тайная Беларусь» в «Недвиге». Там все очень круто.

чемодан-спиннер, пластик, для ручной клади, 40×20×55 см, 36 л
Снят с продажи
чемодан-спиннер, пластик, для ручной клади, 40×20×55 см, 39 л
Снят с продажи
чемодан-спиннер, поликарбонат, для ручной клади, 37.5×22.5×55 см, 38 л
Снят с продажи

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by