«Дьявол надругался над этими людьми». Большой рассказ про «сатанинский» Мозырь, в котором убивали людей, жгли церкви и истязали животных

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий
16 ноября 2018 в 8:00

Такого не было ни в одном белорусском райцентре. Все истории, которые мы расскажем в этом материале, больше похожи на страшную сказку для лиц, достигших совершеннолетия и имеющих устойчивую психику. Юг Беларуси. Мозырь. Два убийства, тайное общество, сожженная дотла церковь, замученные котята. События, растянутые во времени на 15 лет, складываются в один большой рассказ. Его не следует читать особо впечатлительным. История «сатанинского» Мозыря — в материале Onliner.

Читать на Onlíner

Содержание

Пролог. Как спортсмены задержали «сатаниста»

Римско-католический костел Святого Михаила стоит на узенькой извилистой улочке. Типичный мозырский ландшафт: холмы, крутые повороты, почерневшие от осени деревья. Слева — Припять, справа — лесополоса, чуть дальше — спортивная школа, в которой плечистые гребцы упрямо форсируют реку. Один из спортсменов и оказался в центре истории.

Станислав приехал в школу после работы: заводчанин тренировался здесь после смены вместе с напарником.

— Вышел после тренировки на улицу. Слышу: какой-то шум в костеле. Я присмотрелся, но никого не увидел. Следом вышел напарник. Я ему все рассказал, а он вспомнил: в новостях накануне рассказывали про команду сатанистов. Подробностей никто не помнил, но слышали что-то такое. Пока говорили, кто-то выбежал из двора костела — вроде как парень в черном. Ну, мы двинули в сторону костела на остановку и снова услышали какой-то шум. А пока ждали автобус, увидели разбитую статую во дворе костела. Подбежали и увидели парня, который что-то рисовал на стенах. Он нас тоже заметил и как дал деру! Вернулись мы на остановку, сели в автобус. Едем и видим в окно: он идет вдоль дороги! Вышли на остановке, друг спрятался, а я так и остался на дороге стоять. Тот парень на меня внимания не обратил и прошел мимо. Так я его и задержал — он даже не сопротивлялся.

Оказалось, что парня ищут давно. Накануне неизвестные дотла сожгли деревянный храм Георгия Победоносца — восстановлению здание не подлежало. К этой истории был причастен 18-летний Саша — выпускник мозырской гимназии, который так и не успел сдать экзамены. По городу поползли самые несусветные слухи, люди передавали друг другу смешные и жуткие истории. А еще вспомнились вещи, которые город давно предпочел забыть, так это было странно и дико.

Вся история, которую мы расскажем, растянулась на 15 лет. Она включает в себя два тайных общества якобы сатанистов, два якобы ритуальных убийства, осквернения храмов и издевательства над животными. Дюжина осужденных, куча слухов и подпольные игры, о которых местные предпочитают не говорить и шипят: «Не лезьте не в свое дело».

Часть 1. Гриша и его жертвы

Мозырь — нетипичный райцентр с удивительными для Беларуси ландшафтами, но вполне привычной для страны «рабочей» атмосферой. Сейчас, правда, это ощущается не так остро, как, например, в девяностые. Тогда горстка неформалов собиралась на тусовки и оглядывалась по сторонам. Любая неосторожность или беспечность была чревата ножевым — так случалось не один раз, потому что местные парни пролетарского склада ума и характера страшно не хотели пускать на свою территорию инаковых. В общем, стандартная история, которую мы пересказывали не один раз. Наш собеседник, который предпочитает оставаться неназванным, начинал тусоваться вот здесь — в центре города, у «повешенных». Так называли загогулистую статую, изображающую девушек, каким-то странным образом висящих в воздухе без видимой опоры.

— Я начинал тусоваться, когда оканчивал школу, — говорит наш собеседник. — Отрастил себе хаер и стал общаться с такими же «ненормальными». Убалтывать я умел, поэтому уходил от серьезных проблем. Мы собирались, пили пиво, общались насчет музыки, потому что с этим было все сложно: если у тебя появилась копия копии копии кассеты с тяжелой музыкой, то это уже было круто.

В Мозыре и Калинковичах даже рисковали делать концерты, которые потом регулярно «накрывали» гопники.

— Люди были простые: у вас до 21:00 концерт, а с 21:00 у нас дискотека. К этому времени к клубу подгребали ребята, по дороге разбирали соседний забор на штакетины… А дальше вы сами понимаете. Обстановка была достаточно агрессивная, потому что нужно было куда-то девать пьяную удаль.

По словам местных, тусовка неформалов в те времена было достаточно безобидной. Со временем кто-то из этой компании уходил, кто-то появлялся. Вся субкультурная молодежь держалась вместе: панки, металлисты, скинхеды. Единственной их проблемой была та самая пролетарская масса.

Позже, как оказалось, от стайки неформалов отделилась стайка еще поменьше. С нее и принято вести отсчет странных дел в Мозыре.


В 2004 году случилось происшествие, которое шокировало всех. В овраге нашли труп девушки с признаками насильственной смерти. В небольшом Мозыре заговорили про маньяка.

«…20-летняя мозырянка Юля пропала 1 марта. Ушла на занятия в ПТУ №68 и не вернулась. 22 марта, когда сошел грязный мартовский снег, изуродованное тело девушки нашли в городском овраге. Да простят меня родные погибшей, но, думаю, Мозырь относительно легко бы пережил правду (к сожалению, сегодня обывателя шокировать трудно), будь это — да, ужасающая, но вполне привычная „бытовуха“: несчастный случай, пьяные сволочи или уличная потасовка. Ужаснулись бы и забыли, оставив родителей страдать. Но смерть Юли приоткрыла иную правду, которая по-настоящему напугала всех. Среди основных версий крайней жестокости убийц — поклонение одному из ответвлений сатанизма, которым были увлечены (одержимы?) подозреваемые».

— «СБ. Беларусь сегодня». 28.05.2004.

Мы едем на автомобильный мост через Припять — именно здесь две девушки, учащиеся местного колледжа попытались убить свою однокурсницу. Назвать настоящий мотив сложно до сих пор: у Юли плохо складывались отношения со сверстниками, у нее были особенности психического развития. Две девушки, наоборот, считались самыми крутыми в группе и всячески это подчеркивали. В материалах по мотивам этой истории можно найти еще один случай: девушка долго не возвращала своим однокашницам кассету, они жестоко избили ее на глазах у других учащихся колледжа.

— Они — «альфачки», Юля — «омежка», этого было достаточно, — по-простому объясняет наш собеседник, когда показывает место событий.

Девушки предложили Юле погулять и отвели на «новый» (его называют так до сих пор) мост. Там стали душить ремнем от сумки, но он порвался. Тогда девушки решили столкнуть Юлю с моста, однако та упала с 16-метровой высоты — в это сложно поверить, когда смотришь вниз, — и выжила. Девушкам пришлось спуститься и убедить пострадавшую в том, что это была проверка на дружбу, которую она прошла.

— Из этого места они двинули в центр города — в молодежный центр (Мозырский городской центр социального обслуживания семьи и детей. — Прим. Onliner). Я не знаю, как они туда добирались, потому что это полтора часа ходьбы по не самой хорошей дороге, но в итоге оказались на месте. Уложили девочку в тихом месте, а сами пошли на репетиционную точку. К Грише.

Так в нашей истории появляется главное действующее лицо — начитанный худощавый парень, лидер группы «Омела» (или «Проклятая философия») и тайного общества «Вальфири» (или «Вампфири») Гриша.

— Адекватный, начитанный парень, очень хорошо разбирался в религии — с ним всегда было интересно: находилась куча тем для обсуждения, — рассказывает нам знакомый Гриши.

В какой-то момент парень, как неформальный лидер, решил, что в сформировавшейся тусовке «ловить нечего». По догадкам участников тех событий, он сделал круг внутри круга, о котором не знали даже самые близкие его друзья. Следователь, который вел это дело, подробно рассказывал изданию «СБ. Беларусь сегодня» про иерархию, выстроившуюся в этом тайном обществе. Впрочем, один из знакомых Гриши говорит, что все рассказы про сатанизм и ритуальные убийства сильно преувеличены.

— У них не получалось сделать ничего идейного, поэтому простую бытовуху подвели под эту идейную базу.

«Точку», вокруг которой закрутилась эта история, выбила у своей мамы одна из участниц тусовки. Там репетировала Гришина группа «Проклятая философия», которую по просьбе руководителя центра переименовали в благозвучную для начальничьего уха «Омелу». Здесь же собирались сочувствующие — тусовались и пили пиво. Сюда же привели умирающую Юлю две девушки, которые входили в состав тайного общества, основанного Гришей.

— Сказали так: «Ты хотел совершить убийство? У нас есть кандидатура», — рассказывает парень, который присутствовал на судебных заседаниях по этому делу. — Пошли Гриша, еще один парень из его группы и совершенно левый чувак, который оказался там случайно и просто выпил лишнего. Ему сказали: «Оставайся здесь». Но он решил пойти со всеми.

Подробности случившегося дальше описывать не будем. Скажем только, что девушка умерла от травматического шока.


Когда причастные к этому убийству начали рассказывать подробности случившегося, всплыл еще один инцидент. Сашу, которая часто уходила из дома и страдала психическим расстройством, не искали родители. Как выяснилось, она была убита в 2003 году.

В тусовке Сашу называли Сандрой. Некоторое время она встречалась с Гришей, но, по словам очевидцев, вскоре надоела ему.

— Ему захотелось другую девушку, а Сандра надоедала: писала в подъезде признания в любви, звонила его маме и рассказывала о беременности. Тогда он решил ее убить. Позвал Сашу и еще двух девушек на пикник. Думаю, они не знали о том, что Гриша задумал, иначе не пошли бы туда. В общем, уходили вчетвером, а вернулись втроем.

Гриша начал убивать Сандру, а закончить закомандовал девушкам. Потом труп закопали. Об убитой никто не вспоминал и не беспокоился.

На скамье подсудимых оказались восемь человек. Гришу признали «уменьшенно вменяемым», но приговорили к 25 годам лишения свободы, еще одного участника тех событий — к 18 годам.

— Я был на последнем заседании суда и слушал последнее слово обвиняемых, — вспоминает участник тех событий. — Гриша цитировал Библию и ни в чем не раскаивался. Его товарищ, с которым они играли в группе, попросил приговорить его к «вышке». Сказал: «Я выйду в 40 лет. Получается, что я в этой жизни уже ничего и не увижу. Зачем мне это?» Тот парень, который вляпался в историю по пьяни, уже вышел. Я видел его пару лет назад на футболе. Он сидел в Бобруйске, а потом попал в колонию-поселение. По разговору вполне нормальный человек, не набрался всех этих тюремных замашек.

Вообще, я не представляю, как Гришу могли признать «уменьшенно вменяемым»: он очень адекватный был, и никто не верил, что он такое мог сделать. Когда его близкий друг пересказывал мне все эти вещи, на него было страшно смотреть: парень был убит этой новостью.

«Восемь человек — больной и здоровые — в тюрьме, один отбывает наказание условно-досрочно. Но мелочи не дают покоя. Например, отрывочные фразы, мелькавшие в показаниях и оставшиеся лишь достоянием 7 томов уголовного дела. О том, что круг „Вампфири“ — это около 20 человек, а по суду прошло вдвое меньше. Что в молодежный клуб „Омела“ приходило много детворы 14—15 лет. Что на заре своего становления „клан“ раскололся. Увидев бывшего друга, вызванного в суд как свидетеля, Гриша сказал: „Он такой же, как я“. На судебном процессе легко было заметить, что никакого страха перед „старейшиной“ „вампфири“ уже не испытывают. Но они по-прежнему предпочитали молчать о жизни „клана“. То ли опасались более сурового наказания суда, то ли кого-то более могущественного, чем Гриша-Оверлорд».

— «СБ. Беларусь сегодня». 29.01.2005

Участники тех событий говорят, что вся шумиха, которая поднялась вокруг того дела, была сильно преувеличена. Что «Вальфири» (или «Вампфири») никаким тайным обществом не было, а на репетиции «Омелы» просто приходили потусоваться обычные неформалы.

— Я не считаю, что они были прямо сатанистами. Когда начались суды, город гудел. Пресса нагнетала: я ушел в армию, а мне родители присылали вырезки из газет: мол, смотри, что пишут, — рассказывает собеседник Onliner. — Все эти убийства носили чисто бытовой характер. Есть такая пословица: «На безрыбье и рак рыба». У них не получалось «мутить» что-то ритуальное, они под это обычную бытовуху подводили.

Когда приговор вступил в силу, разговоры о «сатанистах» и тайных обществах ненадолго прекратились. Но прошло два года, и в городе снова начали происходить странные дела. Помог распутать тот клубок спортсмен Станислав.

Часть 2. Под «Кровавой луной»

В 2007 году на скамью подсудимых попали четыре человека. В тех материалах, которые сегодня можно выловить в пучинах байнета, указаны 23-летний Дмитрий, 21-летний Тимофей, 20-летняя Светлана и 18-летний Александр. Последний и попался дюжим гребцам.

— Он не сопротивлялся: мы парни крепкие, а он… — вспоминает Станислав. — Начали спрашивать, но он все отрицал. Тогда мы отвели его на мебельную фабрику и попросили сторожа вызвать сотрудников милиции. Минут через 20 они приехали, мы сели в машину и проехали с оперативниками к костелу — показали надписи, разбитую статую. Помню, этот парень достал какой-то листок и попытался его проглотить. Но его заставили выплюнуть этот листочек, развернули его и увидели с одной стороны какие-то стишки, а с другой — всякие пентаграммы.

Уже на суде рассказывали, что на шее у парня при задержании обнаружили амулет — шесть сушеных голов котят на капроновой нитке. Похожую историю рассказывает бывшая учительница гимназии, в которой учился Александр.

— Дети говорили, что у Саши есть амулет — крошечные черепа неродившихся котят.

Следствие установило сообщников 18-летнего парня, не успевшего окончить школу. А еще причастность этой компании к поджогу храма Георгия Победоносца.


Большая каменная церковь стоит на холме и поэтому кажется еще больше. До 2006 года на ее месте была другая — деревянная — церковь, построенная на деньги местного бизнесмена. Храм стоял возле Кургана Славы и кладбища — мест, где собиралась неформальная молодежь города.

— Вот здесь, на кургане, постоянно тусовались неформалы: и панки, и металлисты, и скинхеды — никто никому не мешал, не принимали в тусовку разве что рэперов и ню-металлистов, потому что они вообще не вписывались в нее, — рассказывает наш провожатый из числа старых неформалов.

Рядом с курганом — кладбище, разбитое на три секции: православную, католическую и иудейскую. Здесь же, на кладбище, стоит «проклятый старый дом».

— Зимой на кургане тусоваться было холодно, поэтому часть неформалов грелась в этом доме. На ключ его тогда никто не запирал, поэтому можно было спокойно зайти внутрь.

Сейчас кирпичная постройка, в которой хранится инвентарь для уборки, закрыта на замок. На «лицевой» стене ничего необычного, на обратной — «наскальные» рисунки «правых» футбольных фанатов, цитировать которые не стоит по соображениям морали.

Если верить немногочисленным обрывкам информации, именно здесь собирались люди под вывеской «Кровавая луна»

— В этом доме уже давно никто не собирается, — говорит наш собеседник.

Раньше собирались. По крайней мере, именно это место описывают как «резиденцию» организации «Кровавая луна».

«Во время следствия и судебного заседания самый младший из обвиняемых на вопрос, почему и с какой целью он совершал подобные действия, с гордостью пояснил, что он является сатанистом, исповедует сатанинскую веру и поступал так для того, чтобы его приняли в секту с холодящим кровь названием „Кровавая луна“. Вот такой своеобразный „послужной список“ нехороших дел необходимо было ему подготовить, чтобы стать „своим“ в мракобесной тусовке».

— «Гомельская правда». 18.11.2008

До храма Георгия Победоносца от этого места не больше километра. Он горел дважды. В первый раз сторож вовремя заметил дым и успел вызвать МЧС. Тогда по городу поползли самые невероятные слухи. Кто-то даже пустил в народ легенду о том, что в подвале церкви находился водочный заводик того самого предпринимателя — он и полыхнул. Разумеется, байка не подтвердилась и никакого подвала в церкви не нашли. Во второй раз церковь сгорела полностью.

— У нас город небольшой, все меня знают, — вспоминает настоятель церкви отец Валерий. — Люди ехали по дороге и позвонили мне: «Батюшка, там дым идет. Вроде храм снова подожгли». Я быстренько приехал к храму и увидел, что он действительно горит. Эти люди залезли внутрь, облили все бензином и подожгли его изнутри. Храм невозможно было спасти. Однажды он уже горел. Люди увидели дым, вызвали пожарных, и здание удалось спасти. К Рождеству мы успели выполнить основную часть реставрационных работ. А в тот раз храм сгорел полностью: второй пожар случился 25 декабря.

Фото: Tomin.by

По горячим следам виновных найти не удалось. Напоминанием об этой истории до поры осталось только пепелище. Впрочем, вскоре на этом месте началось строительство нового храма. За год восстановили стены, а через 10 лет возведение каменной церкви было завершено. Сейчас здесь установлен второй по масштабам колокол-благовест во всей Туровской епархии: он весит 750 килограммов.

Следователи развернули масштабные поиски — через фотоучет и отпечатки пальцев прошли больше сотни молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет. Однако распутали это дело гребцы. Когда Сашу задержали, ему было 16 лет.

— В суд мы не ходили, — говорит отец Валерий. — Это позиция церкви: церковь никогда не осуждает людей, церковь их всегда защищает. Мы осуждаем только грех, который совершили эти люди. Человек ведь может по дьявольскому наваждению помрачаться умом и, сам того не зная, творить очень нехорошие дела. В суд мы не ходили и иск не подавали. Решили так: если государство усматривает в этом поступке нарушение закона, пускай по государственному закону и судит, как оно есть. Дьявол надругался над этими людьми, ведь через эти действия они сами себе искалечили жизнь. Не только храм осквернили, но и сами себе навредили.

Станислав, который задержал поджигателя, в суде присутствовал, но подробностей рассказать не может: прошло много времени.

— На суде говорили, что все эти ребята были отличниками и никаких нареканий на них не было. Я помню, что среди них была одна девушка, но конкретных слов вспомнить не могу. Вели себя спокойно, никаких эмоций или раскаяния не было. Люди сидели как в кинотеатре — это даже немного удивляло.


В городе про «Кровавую луну» не знают или не хотят говорить. С нами согласился побеседовать только один человек, но и тот про эту организацию (если она существовала на самом деле) слышал только вскользь.

— Про «Кровавую луну» я слышал краем уха, и это были только отдаленные слухи. Я слышал, что они были посерьезнее в идейном плане. Особо много информации у меня об этом не было, все основано на слухах. Я слышал, что эти ребята далеко не из тех семей, которые называют неблагополучными.

Подтверждали наличие «тайной организации» во время следствия и в МВД. Связь между «Вальфири» (или «Вампфири») и «Кровавой луной» не установлена.

Четверо обвиняемых получили сроки. 23-летний Дмитрий из соседних Калинковичей работал в местных гортеплосетях, 20-летняя Светлана — тоже из Калинковичей — была безработной, 21-летний Тимофей учился в мозырском колледже, а Саша готовился сдавать выпускные экзамены в школе. Двое из них получили по семь лет лишения свободы, еще двое — по семь с половиной.

Часть 3. Зло возвращается

Город ненадолго успокоился. На месте сгоревшей церкви шустро росла новая. Костел привели в порядок. Но периодически Мозырь все равно ощетинивался. В марте 2012 года прихожане отправились на воскресную службу в церковь Сергия Радонежского — небольшой храм на бульваре Юности, построенный в 2007 году.

«Надписи на стенах храма в воскресенье рано утром обнаружил прихожанин, о чем и сообщил настоятелю церкви. Тот вызвал милицию. Угрозами типа „Гори, мразь“ были исписаны две стены здания. После того как факт был зафиксирован правоохранителями, верующие, которые в этот день пришли на службу, принялись приводить стены в порядок.

Рассказывает отец Геннадий, настоятель церкви Святого Сергия Радонежского: „Я уверен, что это было сделано намеренно, когда-то так пострадала церковь на кургане. Бог простит этих людей“».

— Телеканал «Мозырь». 19.03.2012

Следственный комитет начал проверку. Однако виновных тогда найти не удалось. Так утверждает настоятель церкви. А вот портал Tomin.by сообщает, что подозреваемого в осквернении задержали в мае: 18-летний парень списал все на состояние алкогольного опьянения, отрицая какие-либо антихристианские мотивы.

А спустя три месяца церковь пострадала снова: неизвестный проник внутрь и повредил иконы, кресты и другую церковную утварь.

— Я пришел рано утром. В алтаре было разбито окно, внутри все было перевернуто и разбросано. На престоле была нарисована сатанинская пентаграмма, поломан крест, — показывает нам масштабы настоятель церкви отец Геннадий. — Мы ничего не убирали, это все его работа. Эту икону мы отреставрировали. Нам байкеры помогли, взяли на себя такую миссию. Вместо центральной иконы мы написали новую. Вот на этой иконе осталась пентаграмма. Вот здесь поцарапано изображение. Мы все это оставили, чтобы люди помнили: это тоже история.

Мозырский районный отдел Следственного комитета Беларуси возбудил уголовное дело по статье 341 «Осквернение сооружений и порча имущества». Вскоре злоумышленника задержали — им оказался тот самый Саша, которого осудили за поджог и осквернение в 2007 году. К первому случаю осквернения церкви он отношения не имел, так как вышел на свободу только в мае 2012-го.

— Его задержали по горячим следам при помощи наших священников, — рассказывает отец Геннадий. — Это было не только у нас, но и в центральном соборе (речь про Свято-Михайловский кафедральный собор — там тоже остались знаки и надписи антихристианского содержания. — Прим. Onliner). И наш священник видел этого человека: он в храм пришел с тортом. Ел его возле храма и что-то рассказывал. Когда начали его описывать, милиционеры поехали в магазин и по камерам увидели человека, который покупал тот торт.

Другая версия звучит так: во время погрома в одном из них он оставил окурки, ставшие впоследствии неопровержимой уликой. Криминалистическая экспертиза вещественных доказательств выявила образцы ДНК, совпавшие с генотипом злоумышленника, пишет «Ежедневник».

На суде церковь Сергия Радонежского выставила иск на 80 млн неденоминированных рублей. Сашу в итоге признали невменяемым (хроническая параноидная шизофрения), и в иске церкви было отказано.

— На суде его не было, — рассказывает отец Геннадий. — Приходили его родители. Мы подали иск, но в связи с тем, что его признали невменяемым, в иске нам отказали. Я говорю: «Он же с родителями жил. Если его признали невменяемым, пускай родители платят». А родители предоставили распечатку: когда квартира открывалась чипом, мол, он самостоятельно квартиру открывал и проживал сам. Суд нам в иске отказал, и больше мы его не видели.

Родители на суде его не оправдывали, но вели себя… Может быть, мы бы и иск не подавали, если бы они пришли и извинились. А они ни здравствуйте, ни до свидания… Дедушка его приходил и вроде как пытался извиняться. Но мы ему сказали: «Если хотите, чтобы мы не подавали иск, возместите ущерб». Вели себя они, в общем, странно. В духе «если бы на его пути не встретилась ваша церковь, нашего сына бы не посадили».

После этого случая на церкви появились камеры видеонаблюдения. С тех пор с ней ничего не происходило.

Часть 4. Наше время

В тюрьму Саша не попал. Суд направил его на принудительное лечение в психиатрическую больницу со строгим наблюдением. Когда он вновь оказался на свободе, неизвестно. Но недавно про Мозырь снова заговорили — на этот раз не священники, а зоозащитники.

«Сообщения о подозрительной активности изначально поступили от российских зоозащитников. Они, в частности, отслеживают в интернете видео с издевательствами над животными. Аккаунт одного из „любителей“ котят удалось взломать, ниточка привела в Мозырь. Из переписки с коллегами по увлечению следовало, что число жертв перевалило за десяток. Мужчина хвастался, что котят отдают ему по объявлениям „в добрые руки“. Причем просил обработать их от глистов и блох. Некоторые мозыряне впоследствии находили в сети ролики со своими бывшими питомцами».

— Телеканал «Мозырь». 30.08.2018

Вскоре был установлен подозреваемый — 27-летний житель райцентра Александр Кацемба. В 2007 году судом Мозырского района он был приговорен к семи годам воспитательной колонии за поджог церкви, освободился в 2012-м. Уже в июне 2012 года он был задержан по подозрению в осквернении двух храмов в Мозыре. Среди мотивов называл враждебное отношение к христианству. В 2013 году суд Мозырского района признал Кацембу «совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости» (надругательство над историко-культурными ценностями, осквернение здания циничными изображениями, повреждение имущества). К нему были применены «принудительные меры безопасности и лечения».

Описывать все подробности издевательств над животными мы не будем. Если у вас крепкие нервы, вы можете найти информацию здесь и здесь. Александр был объявлен в розыск и вскоре нашелся в подмосковном Реутове. Сейчас он дожидается экстрадиции в Беларусь.

Про личность Александра, кроме преступлений и приговоров, известно не так много. Он из благополучной семьи. По информации Onliner, родители Саши работают в системе здравоохранения. Еще у него есть младшая сестра. С родителями, по словам местных, он не общался.

— Он всегда был один, всегда был сам по себе, компании у него не было, — говорит бывший педагог гимназии, в которой учился Кацемба. — С сатанистами он уже тогда начал общаться — слухи такие ходили по школе, когда он оканчивал. Когда его судили, он уже не учился в школе, но экзамены выпускные сдать не успел. Дети начали рассказывать, что он был сатанистом, черепушки-амулетики носил и говорил, что это черепа неродившихся котят. У него не было ни друзей, ни знакомых — ребенок всегда был сам по себе, но не агрессивный. Просто не от мира сего. Я знаю, что с родителями он не жил, его растил дед. А дед у него работал врачом — своеобразный человек, тяжелый на разговор.

«В УСК по Гомельской области говорят, что известно по меньшей мере о четырех фактах издевательства над животными. Зоозащитники (и сам Кацемба) говорят, что парень жестоко убил больше десятка котят, снимая это на видео. Животных находил по объявлениям и забирал в „хорошие руки“. На этот момент Кацемба обвиняется в Беларуси по части 2 статьи 339-1 („Жестокое обращение с животным, повлекшее его увечье, совершенное из низменных побуждений, повторно“). Изначально уголовное дело было возбуждено по более легкой, первой части этой статьи».

 — Onliner. 20.09.2018

Эпилог. Что это было?

Мозырь стал спокойнее. Человек с длинными волосами может гулять по улице и не оглядываться. Времена гопников, немотивированной агрессии и таинственных происшествий позади. Человек, не склонный к мистификациям и теориям заговора, увидит в этом тексте лишь череду убийств на бытовой почве и историю одной болезни, за которой нужно пристальное наблюдение. Человек с богатой фантазией может нарисовать в своем воображении страшные картины про «сатанинский» город и его обитателей.

Мы возвращаемся с кладбища, где сейчас дожидается хоть какой-то помощи от коммунальных служб изрисованный экстремистскими надписями «проклятый старый дом». Парень, на глазах у которого разворачивалась целая криминальная драма, давно вырос и шагает прочь от этого места:

— Я думаю, что подобные поступки всегда являются путеводной звездой для слабоумных. В случае с «Вальфири» невооруженным глазом видно, что это была какая-то детская дурь, которую пытались выставить как нечто закрытое и элитарное. Ничего подобного за этим не стояло. Но те, кому неохота разбираться в мотивах, могут увидеть в этом что-то особенное и сказать: «Я тоже так хочу».

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by