У стола одного из минских ателье будто в воздухе (на самом деле на вешалках, но их не видно) висит кружевное женское белье и разложены черные коробочки. «Классное решение? Идея моя, логотип заказала. Многие читают его как „Ли́са“, но все проще», — рассказывает начинающий бизнесмен Светлана Кожакова. Хитрая, девочка, секси — она четко зеркалит ценности своего бренда.
Читать на Onlíner— Я из Речицы, — рассказывает Светлана. — В 17 лет окончила местный лицей и пошла в нархоз, потому что задерживаться на малой родине не планировала. Поступила на факультет менеджмента без всяких мыслей о будущем. За учебу платили родители. А я жила в общежитии и радовалась со всеми, не имея понимания, как зарабатывать себе на жизнь.
Не испытывая переживаний по поводу распределения (не все радуются первому месту работы), на пятом курсе Света нашла офисное место с зарплатой.
— Я начала работать тем, на кого меня и учили, — экономистом: отчеты, страхование, таблицы в Excel. Хорошая зарплата, арендная квартира, путешествия. И все неплохо продолжалось около четырех лет.
Вместо того чтобы радоваться положенному по мудрой программе счастью, Светлана решила конвертировать в деньги свое увлечение.
— Если у девчонок полки ломятся от туфель и сумок, то у меня было сплошь нижнее белье. В каждом путешествии я выходила из магазина с несколькими пакетами. И вот однажды поймала себя на мысли, что в Минске не могу найти такого, за что заплатила бы с удовольствием хоть 100, хоть 200 рублей.
Дальнейшая история как-то по-девичьи обходит острые углы, о которые разбиваются мужские стартапы. Света улыбается и рассказывает, что вместо маркетингового исследования она опросила подружек, а шить училась на ходу. И вообще, на месте нижнего белья могли быть и другие проекты.
— Но это было не так интересно и требовало больших инвестиций. А мне хотелось без помощи и без кредитов.
Действовала девушка, конечно, с риском, но осознанным: работу не бросала до тех пор, пока свое дело не завертелось безвозвратно. Светлана нехотя называет сумму — $5000.
— Ладно, называйте. Это были почти все мои сбережения за четыре года работы. Вообще, когда-то я откладывала на недвижимость, а потом поняла, что лучше вложу в производство и рекламу белья. Также, лишившись зарплаты, я съехала с арендной квартиры — приютила подруга.
Экономику женского нижнего белья поймет не каждая женщина. Кожакова тоже признается в ошибках — показывает, как много купила какого-то итальянского кружева. Потому что слушала и собственный голос, и подружек. В итоге больше всего нравится одно, а больше всего продается другое.
— У меня был бизнес-план, я все просчитывала. Но, как и любой план, он разошелся с жизнью. В принципе, я всегда это подозревала.
Идея с бельем пришла примерно полтора года назад, первый комплект был продан в марте.
— Я долго готовилась, выбирала ткани, искала и договаривалась с поставщиками. Ходила в ателье с почасовой оплатой, чтобы учиться шить. А потом дома еще долго рисовала и производила лекала белья, которое считала всем нужным.
Собственно производством Света не занимается.
— Я и не рассчитывала на свои умения, а знала того, кто может сделать хорошо и воплотить мои идеи красивого и качественного бескаркасного белья, которое не рассыпается после трех стирок.
Получается: ткани, фурнитура, какое-то производство, единый налог в размере 65 рублей, ФСЗН («небольшая сумма») и 200—300 рублей в месяц на рекламу в Instagram.
— У меня нет страха, что нужно отдать какую-то аренду или выдать зарплату. Я рискую и делаю то, что не осмелилась бы при ограничениях, — рассказывает Светлана.
Вернуть свои деньги она намерена за год. При этом продажи хоть и растут от месяца к месяцу, но, учитывая низкую базу, пока никак обогащению не способствуют.
— Продавая 10 комплектов в месяц, конечно, не заработаешь. Но рост идет. Чтобы иметь «по пятьсот», достаточно продавать 20 комплектов (один стоит 90—100 рублей). И я снова снимаю квартиру, — смеется Света. — Через год я хотела бы уже сотрудничать с кем-то по найму. В перспективе буду работать с чашечками и косточками. Не все девочки могут позволить себе носить бескаркасное белье. Многие до сих пор любят надевать здоровенные пушапы. А я вот за натуральность: зачем мужчин обманывать?
— Когда над вами не висит кредит, зарплаты и аренда, не способствует ли это расслабленности? Вас вообще ничто не хлещет.
— Нет, я и так в перманентном стрессе. Переживаю в целом, потому что возвращаться в офис не планирую. Отдыхаю, конечно. Но все равно в голове это дело. Ни разу не пожалела. Так интереснее жить.
Вообще, тема белья в Instagram и молодежном бизнесе стартовала так резко, что становится тревожно за перспективы промышленного производства.
— Откуда у покупательниц должно взяться доверие к вам? Вы не швея, не дизайнер и не художник. Много у вас дома белья — и что?
— Я просто экономист со вкусом и стилем. Что-то наметила, а дальше мне помогают сшить это правильно. Я даже не говорю, что никто больше хорошо не делает. Меня соотношение цены, качества и красоты не удовлетворяло. Конкуренток много, причем стоящих! Но мы все разные. Кто-то делает нежное, кто-то — дерзкое. У меня все скромно, минимально, сексуально.
Мой идеал — La Perla. Но у них лифчик на скидке стоит €300. В общем, я видела, что могу сделать дешевле то, что продается дорого.
— Какие-то вопросы и тревоги по поводу законности вашего бизнеса были?
— Нет, все легко и понятно. Я переживала только по поводу сертификации — всем этим документам на соответствие требованиям качества. Потом оказалось, что когда делаешь белье на заказ, то сертификаты не нужны. Или скажу, что все это — рекламный ход, — Света демонстрирует легкость отношения к делу, и в этом тоже есть логика. — Надо пробовать разные варианты. Когда пойдут объемы, будем решать. А пока пусть будут и ошибки. Как их обнаружить, не начав делать?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by