Мы не всегда это замечаем, но рядом с нами, вокруг нас работает огромная комиссионка с отделами, разбросанными по разным уголкам страны. Здесь можно купить машину, хранящую тепло коррупционера. Или веселых котяток. Или жгуче модные замшевые ботинки. Или огромную заброшенную постройку с привидением... Зайти в этот магазин имеет право каждый, надо знать, где вход. Те, кто нащупал, — следят за поставками, прицениваются. Посмотрим, как устроен этот необычный параллельный мир.
Читать на OnlínerНа фирму, которая называется «Белреализация», мы уже натыкались не раз. Если видишь постройку, машину, разбитый мобильник с интересной и, желательно, мучительной судьбой — возможно, где-то рядом отыщется и агент «Белреализации», который смотрит на это имущество как на лот для торгов. (Помните красивую башню в Гомеле? Ее как раз сейчас усиленно продает эта фирма.)
Площадка появилась девять лет назад и активно использовалась банками и лизинговыми компаниями. Разгар кризиса, кредиторам надо было как-то превращать в деньги имущество, отобранное в счет долгов.
— Представьте, вы банкир, и вам привозят бульдозер, оставляют у офиса — забирайте, мол, не могу больше за него выплачивать, — рассказывает директор ЗАО «Белреализация» Михаил Андреев. — Что делать с этим проблемным активом — банки не совсем понимали. Потом вспомнили про судебных исполнителей, переложили часть работы на них... В любом случае реализация такого имущества всегда была покрыта неким туманом. И, возможно, кто-то на этом хорошо зарабатывал. Мы стали первыми, кто в 2011 году выставил в интернет все это с ценами. До того мало кто понимал, что с имуществом происходит, как его купить, на каких условиях...
Сегодня основной предмет деятельности «Белреализации» — добро обанкротившихся предприятий. Задача, в общем, та же, что и миллион лет назад: с помощью аукционов и прямых продаж выжать максимум пользы из условного лимона, подкинутого судьбой. Иногда результат превосходит ожидания. Пока вы спите, кто-то усиленно торгуется здесь за прекрасный грузовик или не менее прекрасный телятник.
Конечно, все завязано на интернете, но любители реальности могут прийти и вручную пощупать товар. Надо только знать куда. Вообще-то, эти горы «товаров» не поместятся ни на каких складах, процентов 60 (не считая недвижимости и крупной техники) хранится «по месту происхождения».
Бесконечный перечень богатств, продаваемого через «Белреализацию», можно читать как готовый остросоциальный рэп (если не запретят идеологи).
Гора торфа.
Шапка Деда Мороза.
Гостиничный комплекс Hyatt Regency за 35 миллионов рублей.
Книга «Дорогами православной Беларуси».
Промышленная фаршемешалка.
Жестяная банка за 46 копеек.
Две пейнтбольные гранаты и пейнтбольная же мина-растяжка...
Ну и так далее до бесконечности.
Человечество произвело кучи товаров, захламив пространство вокруг себя. Надо это разгрести. В «Белреализации» рисуют романтическую картину мира: где-то годами стоит без дела хороший, исправный станок, а где-то живет человек, которому-то он позарез нужен. И они не знают друг о друге. Всем будет хорошо, если стороны встретятся.
В реальном пространстве одна из площадок находится в Гомеле. Ею заведует Игорь Лагутков. Проводит экскурсию по складу, который спрятан на окраине города.
Со стеллажей, из разных углов с надеждой выглядывают разношерстные предметы — может, за ними наконец пришли...
Даже бодрый видеомагнитофон, который помнит первого «Чужого», на что-то рассчитывает. Грудь колесом, пренебрежительно смотрит на проигрыватели DVD — молокососы.
— Берем на реализацию как б/у, так и новое... — рассказывает Игорь, доставая откуда-то коробку с грудой мобильников. — А также живое. Как-то мы котят продавали. Нет, на складе они, конечно, у нас не лежали, все более прозаично. Просто у должницы породистая кошка родила — исполнители пришли, котят арестовали, передали нам на реализацию. То есть физически они оставались на ответственном хранении у бывшей хозяйки, мы просто искали покупателей. Нашли.
Игорь утверждает, что продать можно все. Ну почти. Нам не верится. У некоторых предметов тут явно отрицательная цена. Пытаемся вообразить того человека, которому может понадобиться, например, DVD.
— Ну ладно, есть безнадежные варианты, — все же признает Игорь (видеомагнитофон на полке от обиды едва не плачет). — Просто, бывает, приезжаем за автомобилем или еще чем-то, а нам в нагрузку и насыплют...
Такая «нагрузка» обречена. Если никто не купит (или не заинтересуется музей), придется вернуть владельцу.
Коробка с телефонами и планшетами выглядит как битком набитый приют беспризорников. Многие тут натерпелись, их психика поломана. Могли бы много рассказать о прошлых хозяевах. Похоже, некоторых били головой о стену, лишь бы не отдавать исполнителям живыми.
При этом, говорят, все рабочие. На каждом теперь наклейка с ценой — 1 рубль, 8 рублей, 30...
— Сейчас iPhone 6s Plus покажу, — отдельно от чумазых беспризорников хранится белая коробочка. — 500 рублей! Телефон не «левый», включается, но есть проблема: он заблокирован, бывший хозяин не выдал код.
Есть еще 5-й iPhone — за 300 рублей не продался, после переоценки стоит 240 рублей. Налетай.
По некоторым товарам на складе можно приблизительно отследить основные исторические вехи в жизни страны. «Уценка! Брюки женские в ассортименте» — объявляет сайт. По 20 рублей. Похоже, контролеры раскулачили очередной магазин гостей из Средней Азии...
Манекены символизируют собой тяжелую долю белорусского базарного коммерсанта. «Девушки» — отдельно верх, отдельно низ, все по рублю.
Цены, которые заявлены на сайте, тоже интересно разглядывать так и эдак. Организаторы торгов объясняют: сколько оценщик сказал, столько и поставят. Никто не заинтересуется — значит, будет переоценка.
До этого мы примерились к Nissan Qashqai 2014 года, который был выставлен на сайт за стартовые $20 тыс. Дорого же!
— Так продали вчера, — улыбаются реализаторы. — На самом деле стартовая цена была ниже: после того как автомобиль не удалось продать, стоимость снизили до $12 тыс. На этот раз участвовали три человека, в результате продалась машина почти за $15 тыс. в эквиваленте. Потому что — азарт!
Как такое происходит — не совсем понятно. Психология таких аукционов — штука запутанная. Говорят, участники иногда так раскочегарятся, что лот, изначально стоивший относительно немного, уходит по цене выше рыночной. В процессе торгов сроднились, уже не хотят выпускать.
— Как-то продавали огромный автокран, таких всего 2—3 в стране. Стартовую цену заявили ... рублей. Покупатель нашелся в Грузии, приехал, надеялся, что будет один. В этом случае лот отдается по стартовой цене плюс 5%. Но появился еще один клиент, из Польши. В результате со $118 тыс. доторговались до $160 тыс.
Говорят, грузовики интересно покупают, тут клиенты с особым подходом. Человек предварительно приходит, смотрит, все выясняет, даже нюхает. Причем ему, помимо цены и технических параметров, особенно важно, кто ездил на этой машине раньше, необходимо, чтобы это был хороший человек. Бывало, предпочитали машину с бóльшим пробегом только потому, что под стеклом игрушки, а рядом со спальным местом наклеен портрет красивой дамы.
Механизм электронных торгов простой, Америку тут не изобретали. Для участия надо зарегистрироваться на сайте, затем, как и в любом аукционе, внести задаток в размере 10% (его вернут, если проиграешь) и ждать дату, когда конкретный лот выставят на торги. Делать ставки можно из мобильного приложения. Если выиграл и не заплатил — задаток теряешь.
На стоянке перед складом припаркованы машины, тоже с богатой биографией. По пути Игорь коротко перечисляет, кто чем славен.
Land Rover Discovery — ездил главный инженер госпредприятия, получил взятку в особо крупном.
У этой колеса не хватает, изъято как вещественное доказательство.
Вот эта, с российским номером, изъята на таможне — водитель что-то провозил незаконное.
Эти браконьерские «Жигули» за 300 рублей можно купить без аукциона, правда они не заводятся.
А вот эту человек брал в лизинг, но не смог платить и сам вернул банку.
— Вообще-то, наше дело маленькое, — уточняет Игорь. — Мы в процессуальные подробности не лезем, кого и за что посадили...
— Это же самое интересное! Еще бы таблички повесить с историей — сразу бы раскупили, — уж мы-то знаем толк в маркетинге.
Кстати, тот самый Land Rover 2010 года продавали за 38 100. Не продали, на сайте стоит пометка «торги не состоялись». Впереди уценка и новая попытка. Есть одно «но»: его двигатель лежит отдельно — хозяин ремонтировал, да вставить на место не успел.
Шедевры мирового кинематографа учат нас, что в багажнике продающейся с молотка машины непременно должен быть... сюрприз, в общем. А в подвале заброшенного здания — сейф с частями навсегда утраченной янтарной комнаты.
— Да нет, такого вроде не случалось, — уверяют в центральном офисе организации. — ...А хотя было же как-то! Труп нашли в машине.
— Да ладно! — наконец-то драма.
— Вот такой здоровенный, — гордо показывают руками. — Мыши.
Тема животных вообще популярна. Вспоминают, как продавали лошадь и кто-то хотел купить ее на колбасу. Тогда обошлось: животное досталось другому покупателю, теперь катает детей.
Директор Михаил Андреев говорит о своей работе так: «Мы санитары экономического леса».
Объясняет, в чем суть санитарии:
— В любом бизнесе иногда появляются активы, которые перестают работать. Они мешают экономике. Простейший пример — есть предприятие-банкрот, там стоят станки. Допустим, предприятие ничего не потребляет и ничего не производит, такой пень в лесу. Хотя его имущество — оборудование, здания — могли бы работать, кому-то пригодиться. Можно годами пытаться все это продать или изображать такую деятельность — так во многих случаях и происходит. А можно реально продавать, но для этого нужна настоящая заинтересованность. Мы уверены, что при правильной цене продать можно все. Не раз убеждались, что люди у нас рукастые, восстанавливают такое, что, казалось бы, восстановить невозможно. А до этого станок стоял на госпредприятии под трехсантиметровым слоем грязи и не приносил пользы.
Помимо прочего, специфика работы Андреева такова, что он видит некоторые незаметные для других тенденции.
— Что бы люди ни делали, я видел их банкротство, — пессимистично говорит директор. — А впрочем, есть несколько сфер деятельности! Например, ни разу не видел в банкротстве организацию нефтехима. Еще никогда не банкротились те, кто торгует сигаретами...
Читайте также:
Современные мониторы в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by