Сельская белорусская жизнь продолжает жить в ожидании какого-нибудь сказочного указа. А пока остается существовать по понятиям перспективности или ее отсутствия. В выходные жители поселка Тресковщина сбросились на елку и привели детей под стены закрытого клуба. Они хотят пристыдить местную власть, но Минский райисполком держится крепко: «Клуб открыт не будет».
Читать на Onlíner— Весной этого года у нас закрыли сельский дом культуры — единственное место для досуга детей, молодежи и пенсионеров, — пишут жители Тресковщины. — Нам надоело молчать, ибо у нас и так все позакрывали и народу реально некуда деться. Сразу у нас закрыли среднюю школу «на ремонт», но дети больше туда не вернулись. Два года назад закрыли и начальную школу, обосновав отсутствием детей (по официальным данным, в поселке прописано 40 детей, но проживает больше). Долгое время стоял на ремонте санаторий «Свитанок», но это здание было под охраной. Буквально пару лет назад там открыли дом-интернат для ветеранов войны и труда под тем же названием (соответственно, у нас много пенсионеров, которые с удовольствием ходили на концерты). Была у нас и библиотека, которую перенесли в здание клуба на последних месяцах его работы, а потом тоже ликвидировали. Остались у нас два магазина, почта, пансионат, сад, школа-заброшка, остановка и памятник.
В СДК проводились концерты, дискотеки, спектакли, детские праздники, дни деревни, гуляния, работали кружки для всех желающих, представители власти проводили собрания для населения и много всего. Только за последний год работы провели массу тематических дискотек («Прощание с летом», «Дискотека 80—90-х» «Ночь Хэллоуина» и т. д.), поставили спектакль «Помощники Деда Мороза» (сами делали костюмы, украшали зал, покупали конфеты), на который пришло рекордное количество детишек, и нам удалось подарить им сказку. Очень много всего было… У клуба даже была группа во «ВКонтакте», где они публиковали фотографии с мероприятий, объявления и другую полезную информацию.
И вот в один прекрасный момент нам объявили, что клуб закрывается. Власти провели одно-другое собрание, на котором представитель райисполкома обвинила директора клуба в том, что она не справлялась со своей работой. Ок, почему просто не сменить директора? В конце нам обещали начать искать, а также проводить в здании регулярные концерты автоклуба. В итоге директора никто не нашел (или не искал), а вот концерта два провели, один из которых на улице.
Здание клуба вполне приличное: крыша из металлочерепицы, окна ПВХ, отопительная система (которую налаживали своими силами сотрудники клуба), бетонный забор.
Сейчас на носу Новый год, и нам очень не хочется поесть и лечь спать. Также жалко детей. Кто им подарит сказку хоть на мгновение? 24 декабря около здания клуба мы купили и поставили елку, притащили огоньки и шарики, генератор, конфеты и постарались хоть как-то поздравить детей. С погодой, правда, не повезло, но было весело. В конце всех угощали свежевыпеченными вафлями, сосисками в тесте и грели чаем.
— Но они на такие ухищрения идут. 23-го числа приехали артисты, а жители бунт устроили и не вышли. Артисты песни пели на морозе 40 минут, а тем нужна только ночная дискотека, — эмоционально рассказала начальник отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Минского райисполкома Татьяна Гурьева. — Выезжали с проверкой их работы не раз. Там было холодно (хотя истопников содержали и дрова закупали), мероприятий не было — только субботняя дискотека. Нужно было до 2 часов ночи, а они проводили до утра и пили за клубом. Дохода от него не было вообще никакого: план по выполнению платных услуг не выполняли.
Клуб, который мы арендовали у местного совхоза, тоже не в нормальном состоянии: нужен ремонт отопительной системы.
Да, у директора не было педагогического образования, но не в этом суть. Она просто ничего не делала, а получала зарплату. Когда мы стали искать нового директора — вакансия висела около года, никто не хочет идти.
Вот приехали бы «случайно» и увидели, как под Минском люди проводят время в клубе. Вот тогда мы бы пропиарились на всю республику. Дискотека — одна из форм клубного учреждения, но не основная. Основу должны составлять кружки. А дискотека, она что, несет в себе культуру? Тем более в пьяном виде. У нас много клубов — 30. И такого беспредела...
Выхода нет. Учреждения культуры закрываются и в более крупных населенных пунктах. А Тресковщина — даже не агрогородок. Ничего там не откроется. Был вариант передать клуб церкви, но тогда инициативные жители решили, что дискотеке это не поможет. «Ипэшники» тоже не хотят туда ехать: там нет людей. Там всех будоражат родственники и друзья бывшего директора. Принципиально делают то, что хотят. И считают, что все должны регулировать. Хотя культуры там мало.
Решением исполкома закрыт дом культуры, и никто не обещает открытия. Для детей есть садик и соседняя деревня, где есть все кружки. Хотят ли жители этим заниматься? Им надо только дискотека. А вы уже человек 20-й, в структуру которого они обращаются.