Исследовательский центр ИПМ опубликовал результаты глубинных интервью с бизнесменами по поводу проблем в законодательстве, регулирующем бизнес. Больше всего предпринимателей тревожит даже не сам факт новшеств, а то, что они узнают о них уже после вступления документов в законную силу. На втором месте по проблемности — несоизмеримость штрафов и формальных нарушений, а также не всегда прозрачная схема определения таможенной стоимости.
Читать на OnlínerГлубинные интервью с пятью экспертами из юриспруденции провела социолог исследовательского центра ИПМ Дарья Урбан. Напомним, в опросе по проблемам развития малого и среднего бизнеса принимали участие более 400 бизнесменов, владельцев малых и средних предприятий.
Исследователи выявили основные риски, которые представляют определенную степень угрозы для бизнесменов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.
— По мнению некоторых экспертов, это связано не только и не столько с самим фактом внедрения законодательных новшеств, сколько с тем фактом, что представители бизнеса узнают об этих новшествах уже после их вступления в силу, — отмечает Дарья Урбан. — Закономерным образом это приводит к повышению рисков для бизнеса.
Этот риск, по мнению бизнеса, не уменьшит даже постоянный мониторинг законодательной базы. Дело в том, что каждый год в стране принимают несколько сотен указов президента, более тысячи постановлений Совета министров и множество законодательных актов различных ведомств.
Значительным препятствием и бизнесмены и эксперты считают наличие существенной ответственности за нарушения в формальных документах, в том числе в накладных.
Эта проблема является актуальной для 23,2% респондентов. Кроме этого, существует и ответственность за нарушение требований стандартизации.
— К примеру, есть перечень того, что обязательно должно содержаться на упаковке, — пишет исследовательница. — Несоблюдение этих требований приравнивается к административному правонарушению и может повлечь за собой в том числе конфискацию товара. Выявляются такие правонарушения в ходе выездных проверок. Несмотря на то, что прямая статья о нарушениях в накладных была исключена из КоАП, в нем по-прежнему остается 4-й пункт статьи 12.17.
— Он подразумевает наступление ответственности за «приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля».
Наказание по этой статье — штраф до пятидесяти базовых величин, также может быть и конфискация товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.
К слову, сейчас в Беларуси рассматривается возможность уменьшить штрафы за подобные нарушения.
Проблема характерна для бизнеса, который занимается импортом. Суть ее такова. К примеру, вы везете обои из Польши. И если цена ваших обоев не соответствует цене в базе таможни, то вас могут обвинить в занижении таможенной стоимости с целью уклонения от уплаты таможенных пошлин.
— Цена, указанная в этой базе, по словам экспертов, может изменяться достаточно непредсказуемо для импортеров, — говорит Дарья. — Но самая большая сложность в данной ситуации заключается в том, что оспаривать решения фискальных органов в таких случаях практически не представляется возможным.
Невозможность оспаривания решений фискальных органов (таможни, налоговой) считают препятствием для развития бизнеса 23,9% участников опроса. Такие решения оспаривают крайне редко еще и потому, что суды удовлетворяют небольшой процент подобных исков (по данным экономиста и посла Беларуси в Китае Кирилла Рудого, процент удовлетворения по ним составляет менее 10%).
Также импортеров периодически касается достаточно распространенная проблема отсрочки выплат налога на добавочную стоимость. Для 19,2% респондентов это является препятствием для развития бизнеса.
— Отсрочка выплаты НДС приводит к замораживанию оборотных средств предприятия, что (особенно в условиях рецессии и высоких неплатежей) может оборачиваться серьезными последствиями для ведения бизнеса, — заключает исследовательница.
— Субсидиарная ответственность может наступать в случае, если лица, ответственные за принятие управленческих решений в компании, будут признаны виновными в доведении ее до банкротства. В этом случае по непогашенным требованиям должны будут отвечать собственники (учредители) и руководство компании, — объясняет Дарья. — Проблема состоит в том, что субсидиарная ответственность может наступить вне зависимости от организационной формы предприятия.
По словам экспертов, существуют прецеденты, когда субсидиарная ответственность применялась к физическим лицам, состоявшим в числе учредителей в начале деятельности организации, но официально вышедшим из их числа задолго до банкротства. В таком случае человек, не имеющий отношения к банкротству предприятия, отвечает собственным имуществом и деньгами. В частных случаях неправильной регистрации изменений в компании к ответственности могут привлекаться не только учредители и руководители, но также лица, ответственные за экологическую составляющую, ведение бухгалтерии и так далее.
— Эксперты отмечают, что важным аспектом этой проблемы является низкая степень осведомленности о ней, — считает исследовательница. — Чаще всего представители бизнеса вообще не думают, что это может с ними произойти. В результате многие из них не понимают, как вести себя в такой ситуации, как обезопасить частную собственность и как в принципе избежать наступления подобной ответственности. Важно заметить, что факт наличия субсидиарной ответственности в Беларуси рассматривают как препятствие для ведения бизнеса 10,4% ответивших. Это наименее значимый барьер из рассмотренных по мнению представителей бизнеса, но один из наиболее сложных и опасных по мнению экспертов.
Об этой проблеме бизнес-союзы заявляли неоднократно. Суть ее в том, что нередко добросовестные компании работали с организациями, которые позже были признаны лжепредпринимательскими структурами. И это уже было поводом для взыскания с них дополнительных налогов, штрафов и даже конфискаций.
— Одной из таких ситуаций является продажа добросовестной компании новому владельцу, который начинал вести деятельность, классифицируемую как «лжепредпринимательская». В таком случае лжепредпринимательской признается деятельность предприятия за весь срок его существования (в том числе до продажи). А те компании, которые были его контрагентами за весь срок его существования, причисляются к правонарушителям, — говорит Дарья. — Проблема в том, что доначисление налогов и наложение штрафа не являются единственными санкциями. Даже после того, как они были уплачены, наступает ответственность по статье 12.17 КоАП, которая в том числе предполагает конфискацию товара и имущества предприятия.
В качестве препятствия для развития этот законодательный аспект ведения бизнеса назвали 13,4% респондентов. Но эксперты считают, что бизнесмены просто не знают о существовании такой законодательной особенности и не полностью понимают механизмы ее работы.
Что касается причин, по которым чаще всего идут в суд предприниматели, то на первом месте будет наличие задолженности у контрагентов, на втором месте — споры о качестве товаров и услуг, а третье место занимают трудовые споры.
— Существуют также и препятствия, с которыми сталкиваются в первую очередь юристы, но эти препятствия оказывают влияние на условия ведения бизнеса в Беларуси, — пишет Дарья Урбан. — Это недостатки коммуникации бизнеса и системы юстиции, непредсказуемость судебной практики, высокая загруженность судебных исполнителей и принятие судьями решений в пользу государственных предприятий.
Юридические услуги в сервисе «Услуги. Onliner»
Читайте также: