Примерно полтора года назад почти в полном составе был взят под стражу оперативно-поисковый отдел Гомельской таможни. Эту историю не афишировали, некоторые ее обстоятельства вылезли наружу только сейчас. Пятнадцать таможенников (некоторые на момент задержания — бывшие) и трое гражданских предстали сегодня перед судом в Гомеле. Среди обвинений — получение мелких, но частых взяток, посредничество, злоупотребление служебным положением, мошенничество.
Читать на OnlínerДо сих пор информация о задержаниях в Гомельской таможне циркулировала по городу только в виде слухов (в отличие от широко распиаренного «ошмянского» дела). Тем более громко и внезапно прозвучало объявление о начале процесса.
В загородке для обвиняемых места им хватило с трудом. Бывшие таможенники по очереди уступают места на скамейке коллегам, которые устали стоять. Рисуют на прозрачном пластике руками сердечки родным, сумевшим попасть в зал. Попали далеко не все желающие, в зале тоже аншлаг. Почти все скамейки заняты многочисленными адвокатами. У некоторых обвиняемых их по трое.
Семеро обвиняемых пришли не под конвоем, а своим ходом, у них подписка о невыезде. Один из фигурантов сидит под охраной отдельно, более комфортно.
— Тоже бывший таможенник, но осужден раньше по совсем другой статье, «наркотической», — объясняют родственники тех, кто попал под основную «чистку». — От его показаний многое зависит.
Гособвинение до вынесения приговора от комментариев воздерживается. Чтобы вообще понять суть дела, приходится прислушиваться.
Таможенников задержали еще в феврале 2016-го. С тех пор большинство остается под стражей. Среди обвиняемых — оперативники, начальник оперативно-поискового отдела, а также официантка придорожного кафе «Пилигрим». Обвинение намерено доказать, что сотрудники систематически с 2010 года занимались поборами с водителей, создав для этого организованную группу.
По версии обвинения оперативники во время рейдов на трассе М10 организовывали пересечение белорусско-российской границы для машин, которые везли продукты без соответствующих документов. В перечисленных эпизодах фигурируют российские арбузы, украинское сало, овощи, фрукты, другие продукты, перемещавшиеся в обоих направлениях.
Обвинители несколько десятков минут перечисляют эпизоды, которые им в дальнейшем предстоит доказать. Названные суммы не впечатляют — и это впечатляет еще больше. У кого-то — 117 белорусских рублей за три эпизода, у кого-то — 4 тысячи российских в месяц. По информации обвинения, пропуск одной машины обычно стоил около $20 (сало обошлось в $100). Сообщается, что водители (некоторые — неоднократно) передавали деньги официантке «Пилигрима», а та отдавала кому-то из таможенников; все собранное за смену клали в средний ящик стола в кабинете начальника, а потом делили.
Очевидно, этот процесс продлится не один месяц. Некоторые обвиняемые выступили с ходатайствами о том, чтобы в их отношении было прекращено уголовное преследование «в связи с отсутствием состава преступления».
Недавно по коррупционной статье 430 УК были осуждены трое мозырских таможенников. Им инкриминировалась аналогичная схема — пропуск за вознаграждение грузовиков без необходимых документов. Один сотрудник был приговорен к 4,5 года колонии усиленного режима, двое — к 4 годам, все — с конфискацией имущества.