Клиент подал в суд на владельцев ломбарда и обвинил их в незнании арифметики

Автор: Настасья Занько. Фото: Onliner.by
05 июля 2017 в 11:39

В марте Александр рассказывал нам свою историю о том, как заложил в «Ломбард „Перспектива“» фотоаппарат, но удивился странным цифрам в договоре. Мужчина пытался разобраться с администрацией ломбарда. Там только развели руками: мол, дорогой клиент, ты же читал договор. Александр не сдался, дошел до Нацбанка, а потом и до суда.

Читать на Onlíner

— Я сейчас временно неработающий, деньги в тот момент были очень нужны, так как я хотел купить пластик для мотоцикла на ebay, — перед заседанием суда Центрального района говорит Александр. — Поэтому и решил отнести фотоаппарат в ломбард, чтобы никому не быть обязанным, не занимать у родителей или друзей.

Через минут 10—15 в зал подтягиваются и представители ломбарда. Говорят, для них подобный суд — впервые за два года работы.

 «Договор имеет много мелкого шрифта. Человеку с улицы невозможно в него сразу вникнуть»

Судья предложила выслушать обе стороны. Александр рассказывает свою версию происходящего: мужчина по телефону узнал, что ему готовы дать за фотоаппарат 700 рублей под 1,5% в день. Он пришел в ломбард и заключил договор на 15 дней.

— Я думал, что на эти 700 рублей мне будут насчитывать 1,5% в день, — говорит он. — Потом пришел домой и увидел, что сумма, которую мне нужно вернуть, — 958 рублей, а в договоре не 1,5%, а 1,8%. Почему-то посчитали с НДС, а меня об этом не предупредили.


Александр объясняет, что рассчитывал вернуть ломбарду на 157,5 рубля больше, но никак не на 258 рублей.

— Вы договор подписали? — поинтересовалась судья у Александра.

— Да, подписал.

— Зачем, если вы полагали, что что-то не так?

— Я думал, что потом все будет просчитано верно. Договор имеет много мелкого шрифта. Человеку с улицы невозможно в него сразу вникнуть.

— Почему не взяли его домой, не перечитали, не посоветовались с кем-нибудь?

— Домой его мне бы не дали. А сфотографировать я как-то не догадался.

— Почему тогда сразу же не пошли в ломбард, в тот же день? Расторгли бы договор, и все...

— Потому что за расторжение договора досрочно с меня бы сняли все проценты. Мне так по телефону сказали. Ну, и эта сумма мне была нужна очень срочно.

Александр в 15 дней не уложился, говорит, что и перезанять было не у кого.

— Я позвонил в ломбард и уточнил, могу ли выкупить свой фотоаппарат еще на некоторое время. Мне разрешили, — говорит мужчина. — Я брал 10 февраля около 19:00, а привез 11 марта около 14:00. Мне сказали, что насчитают не на 29 дней, а на 30. Почему-то сутки они добавили.

Более того, сумму они мне уже выставили больше 1,2 тысячи рублей. Я спросил, почему так? Оказалось, вместо того, чтобы считать сумму возврата умножением, они делят. К примеру, я хотел взять 700 рублей под 1,8% в день. За 15 дней это 27%. Сумма возврата считается так: 700 умножить на 1,27. Выходит 889 рублей.

А они делят 700 рублей на 0,73. И выходит вот такая сумма. Но это же арифметически неверно. Это же обратный подсчет процентов. Я обращался в Национальный банк по этому поводу и получил письмо, в котором он ответил, что договор составлен некорректно и может ввести клиента в заблуждение.

— Требую вернуть мне переплату — взыскать с ответчика в мою пользу 212 рублей 35 копеек и с учетом уплаченной мною госпошлины, — заключил Александр.

«Более того, Александр трижды поставил подпись в договоре, документ у него на руках был 30 дней»

У руководства ломбарда позиция совершенно иная. Они говорят, что Александру дважды называли две суммы. Сумму выдачи и сумму возврата. Те самые 700 и 958 рублей.

— Почему мы так считаем? Мы просто сразу же просим человека заплатить проценты за срок пользования деньгами, — объясняют на суде представители ломбарда «Перспектива». — Итак, клиент у нас просит 700 рублей на 15 дней под 1,5% в день и плюс НДС, выходит 1,8% в день. Сумма, которую он нам будет должен вернуть, — 958 рублей. С них мы сразу же просим платить проценты, так как своих клиентов зачастую мы видим всего один раз. Больше, как правило, они не возвращаются. Это наша страховка.

— Более того, Александр трижды поставил подпись в договоре, документ у него на руках был 30 дней. Также стоит его подпись и в том пункте, где сказано, что он ознакомлен с правилами ломбардных операций. У нас лежат они на видном месте, и любой может ознакомиться, — говорит сотрудник ломбарда, который в тот день работал с мужчиной. — А в правилах четко указано, что день выдачи и день приема — это отдельные дни. Поэтому мы посчитали 30 дней, а не 28 дней 20 часов, как отмечает истец.


— Что касается письма Национального банка, то нам пришел другой ответ по этому поводу. Регулятор посоветовал идти нам в суд. Вы же поймите, если бы у нас были нарушения, Нацбанк сразу лишил бы нас лицензии, — добавляют представители ломбарда.

— Ознакомился ли истец с договором? — уточнила судья.

— Да. Договор формата А4 передается не из рук в руки, а передается для полного ознакомления, — подтвердил сотрудник. — Более того, он есть у нас на сайте.

— Имел ли он возможность задать вопросы?

— Да. У него имелась возможность внимательно вычитать договор и пересчитать суммы.

Руководство ломбарда также отмечает, если бы клиент пришел на следующий день с вопросами и объяснил, что невнимательно прочитал все и не так понял, то ему пошли бы навстречу.

— Конечно, мы бы расторгли договор и вернули фотоаппарат, — заключают представители ломбарда.


В итоге суд отказал Александру в иске. Решение может быть обжаловано и опротестовано в вышестоящей инстанции.

— Я сначала был очень уверен в своей правоте, но вот сейчас расстроен, — говорит Александр. Мужчина пока не определился, что будет делать дальше.

— Мы знали, что выиграем, если бы у нас было нарушение, то мы бы получили претензии от регулятора вплоть до лишения лицензии, — объясняют в ломбарде.

Услуги юристов в новом сервисе Onliner.by

Читайте также: