Речь в основном ведется о въездном туризме. Иностранцы, которым нужна наша медицина, — это по большей части россияне. В последнее время появился приток из Казахстана и Туркменистана. Хватает пациентов из Армении, Азербайджана и Польши. Белорусская цена манит. При том что качество, по словам специалистов, соответствует заявленным требованиям. Onliner.by попытался понять, какие деньги и на чем собирается зарабатывать отечественный медицинский туризм.
Читать на Onlíner— Казахстан и Туркменистан заинтересованы в нашей помощи. Особенно в пластической хирургии, — комментирует начальник отдела по внебюджетной деятельности Минской областной клинической больницы (МОКБ) Татьяна Иванова. — Подтяжка лица по цене намного ниже, чем за границей или в наших частных центрах. И качество услуг на высоте.
Многие россияне предпочитают не дожидаться страхового обслуживания, а едут в РБ. Здесь платят за услуги, а потом по приезде домой идут в страховую и получают компенсацию.
— Хорошо, что в Беларуси заговорили о медицинском туризме, — отмечает невролог и директор фирмы «Медкурорт» Наири Эраносьян. — Во всем мире доходы от него растут в геометрической прогрессии. Каждая страна старается развиваться в данном отношении. Да, нам, безусловно, есть куда расти. Но в Беларуси имеется оборудование и квалифицированные врачи. Просто их нужно качественно продвигать.
Тем более, как отмечают специалисты, белорусские цены очень конкурентоспособны. Потому что сильно ниже.
— Первыми свои услуги стали активно продавать за рубеж стоматологи, — вспоминает Эраносьян. — Они молодцы. Это развивает въездной медицинский туризм. Материалы у нас качественные, а стоимость работы низкая. Все стали считать деньги. Если раньше россияне ездили в Германию, а казахи — в Турцию, где очень высоко развита медицина, о которой мы мало знаем, то сейчас оказалось, что есть Беларусь с хорошими врачами и оборудованием.
В МОКБ говорят, что их средний чек — от 800 условных единиц до 2—4,5 тыс. Все зависит от сложности пациента.
— Однажды нам привезли поляка, который попал в ДТП. Прогнозы были неутешительные. Человека даже кормили искусственно. Он лежал в реанимации, потребовались дорогостоящие препараты, на которые ушло порядка $6—7 тыс. Но выходили. В больнице провел в районе двух месяцев.
В итоге за пребывание в больнице иностранец заплатил $30 тыс.
— Какую-то часть потратили родственники, однако бóльшую покрыла страховка. Но главное, что человек жив. Транспортировали его в Польшу. Зрачки двигаются, родственников узнает.
За день в больнице бывают один-два иностранца.
— В прошлом году мы наработали на $9 тыс. с помощью операторов медицинского туризма, в этом уже на $15 тыс. за четыре месяца.
При этом на данный момент в МОКБ нельзя расплачиваться долларами. Говорят, через дорогу есть обменник, мол, не проблема. В остальном — белорусские рубли, карточка, ЕРИП, безнал.
— В перспективе этот аспект будет проработан. У коллег в РНПЦ онкологии уже достаточный объем — они решили эту проблему.
— К нам обращаются иностранцы, — говорит Татьяна Иванова. — Мол, был на обследовании, надо это удалить. Просим прислать медицинские документы, чтобы все проверить и систематизировать. Бумаги поступают заведующим отделениями. После мы связываемся с пациентом и оговариваем объем медицинской помощи. Обсуждается количество дней пребывания. Все-таки это разные деньги. Все просчитывается.
Койко-место в сутки стоит $50. Всего их в областной клинической 974. Пациент заключает договор с медицинским учреждением и узнает итоговую сумму по факту. Туристической компании достается 10% от тарифной части.
— Изначально берется предоплата, но при выписке остаток пациенту возвращается. В договоре есть статья «Оплата расходного материала». Там указывается каждая таблетка.
Экспорт медицинских услуг за счет заключения договоров-поручений с иностранными компаниями значительно вырос.
— Конечно, многие хотят комфорта, оснащения, как в частных клиниках. Мы пока не можем себе этого позволить, — замечает начальник отдела по внебюджетной деятельности МОКБ. — Но активно работаем. Так, до конца года везде будет введено интернет-сообщение. Для иностранцев момент очень важный: «Нет Wi-Fi? Тогда не поедем». Люди хотят быть на связи с родиной.
Если дело не касается экстренных случаев, иностранцев стараются помещать в комфортные палаты.
— Сервис действительно хромает, — подтверждает директор фирмы «Медкурорт». — Человек платит деньги, его кладут в хорошую палату, но кормят из общей столовой. Хотя в целом ты едешь в Беларусь ради доктора, а не ради вида из апартаментов.
— Трансплантация органов идет впереди, даже затмила стоматологию, — поясняет Наири Эраносьян. — Дорогостоящая операция. Почка, например, стоит от $20 до 22 тыс. в девятой клинике. Но вообще, если говорить о трансплантации, мы на третьем-четвертом месте по популярности у европейцев.
Дальше — травматология и ортопедия. Популярна замена суставов — тазобедренного и коленного.
— Эндопротезирование сустава — $2,5—4 тыс. В Германии — от $7—10 тыс. и выше. В Турции — $5—6 тыс.
Тройку замыкает пластическая хирургия.
— Очень щепетильная тема, — отмечает директор турфирмы. — Нормально, что многие люди не хотят светиться, потому уезжают делать подтяжку в другую страну. То же самое касается ЭКО. Тем более наши врачи хорошо «гуглятся». К примеру, самая дорогая пластика — в Швейцарии. Там цена на круговую подтяжку лица стартует от $40 тыс.
У нас она стоит $2,5 тыс. С учетом полного пансиона — $3 тыс.
— Пластика конкретно в нашей больнице — самая популярная процедура у иностранцев. К тому же мы обеспечиваем подстраховку. В больнице есть реанимация. Ведь бывают случаи, когда пациенты не все говорят о своем здоровье, — комментирует представитель МОКБ. — Например, у человека больное сердце, стоит кардиостимулятор. Это может вылиться в серьезные проблемы. К тому же мы наблюдаем человека три дня.
Также есть спрос на операции по смене пола. Стоит $3,5 тыс.
— Три-четыре таких клиента в год у нас есть.
В целом специалисты сходятся на том, что медицинский туризм в Беларуси — перспективное дело. Надо только больше вкладываться в продвижение больниц.
Фитнес-браслеты в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by