«Вложите в рекламу книги столько же, сколько в iPhone 7, — и читать будут все». Почему мы отказались от книг ради статусов в соцсетях?

Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова, иллюстрация Олег Гирель
23 845
25 ноября 2016 в 15:58
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Старшее поколение любит ругать молодежь, что те не читают книги, пишут с ошибками и слабо представляют себе, кто такой Марк Твен. В то же время объемы информации растут, и каждый день мы прочитываем сотни текстов. Правда ли, что мы стали меньше читать? Почему это происходит, рассуждаем в нашей традиционной пятничной рубрике «Неформат».

Читать на Onlíner

Кто это?

Работники научной библиотеки БНТУ. Заместитель директора Инна Юрик и главный библиотекарь отдела маркетинга и проектной деятельности Ольга Вовк. Не типичные библиотекари с гулькой и вязанием, тренеры по поиску информации для конкурентной разведки в образовательном проекте в сфере подготовки бизнес-исследователей и аналитиков и авторы первого в Беларуси книжного фестиваля «Город и книги».


 

— Фразу «Люди перестали читать книги» уже все воспринимают как аксиому и только грустно вздыхают, поднимая эту тему. Как специалисты, что вы скажете? Действительно ли мы стали меньше читать?

— Если говорить о бумажных книгах, то, возможно, их стали меньше читать. Хотя в последнее время общемировая тенденция — рост тиражей бумажных книг и сокращение электронных, — объясняет Инна. — Но по большому счету читать меньше не стали, просто форматы поменялись. А по поводу профессиональной литературы, так и вообще читать стали гораздо больше. Непрерывное образование — это теперь тренд.

Почему создается впечатление, что мы не читаем? Наверное, помимо изменения формата чтения, в том числе и из-за того, что люди перестали ходить в библиотеки. Библиотека была экспертной организацией в области чтения, а библиотекарь — профессионалом, который всегда расскажет, что нового вышло, какие тенденции в литературе, порекомендует, что почитать. Как была организована работа на абонементе в доцифровую эпоху? Вновь поступившие литературные журналы распределялись между библиотекарями, которые за ночь должны были изучить их содержание, чтобы уже на следующий день сориентировать читателя и что-то посоветовать для чтения. А теперь эту рекомендательную функцию на себя взяли социальные сети. Словари, справочники ушли в интернет, профессиональная литература тоже. Не говоря уже о газетах и журналах.


Читатели стали более самостоятельными. С появлением социальных сетей вся читательская коммуникация переместилась туда.

В общем, люди сами стали делиться между собой впечатлением о прочитанном, рекомендовать друг другу книги. У библиотек стало появляться множество конкурентов, удовлетворяющих современные информационные потребности и выполняющих те функции, которые раньше выполняла библиотека.

Многие приводят в качестве аргумента фото уткнувшихся в смартфоны людей. Мол, всё, гаджеты заменили книги. Но есть аналогичные фотографии начала века, где люди стоят на остановке, уткнувшись в газету.

— Это не значит, что люди стали меньше читать, — добавляет Ольга. — Точно так же, если прийти сегодня к нам в библиотеку в читальный зал, не увидеть никого и сказать: «А, так люди перестали читать». Но то, что люди перестали ходить в читальный зал, не означает, что они вообще не читают. Формы изменились.

— Как вы объясните тогда повальную неграмотность — то, что молодые люди не знают, кто написал Анну Каренину? Люди банально не в курсе, что написала Светлана Алексиевич, наш нобелевский лауреат… 

— А вы думаете, в советское время все знали, кто такой Жорес Алферов? Все ли в советское время были тотально грамотными и начитанными? Это опять же миф. Были разные люди. Те, кто читал только газеты, те, кто читал приключенческие романы, и те, кто осваивал греческих философов, — считает Ольга. — И тогда был Солженицын, которого знали только в определенных кругах и пытались достать из-под полы. А были и те, кто даже не подозревал о его существовании. По поводу незнания белорусской литературы. Кто во всем мире занимается продвижением авторов? Издательства. У нас государственные издательства этого не делают.


Системы продвижения нет никакой. Вот часто говорят, мол, сейчас люди хвастаются телефонами, а не книгами. Так, простите, сколько денег ушло на рекламу последнего iPhone? Вот вам и ответ. Если бы такие усилия затрачивались на литературу, то читали бы не только те, кто любит это делать с детства, читали бы и остальные.

— Благо постепенно мода на чтение возвращается. Бизнес понял, что на этом можно неплохо зарабатывать. Яркий пример — компания velcom со своей ночью библиотек. Более того, бизнес осознал нужность книг и библиотек, — добавляет Ольга. — Вот вы были в курсе, что компания Wargaming организовала у себя корпоративную библиотеку? Казалось бы, зачем, если все есть в интернете?

— Действительно, зачем? Ведь сейчас распространен ответ на любой упрек о незнании: «Зачем мне это знать, если что, в Google посмотрю»… 

— Да, огромное количество информации сегодня есть в интернете, но не вся она качественная и легитимная. Нужно уметь критически оценивать ее достоверность. Кроме того, большая часть информации в интернете не ищется с помощью поисковиков — чтобы ее добыть и обработать, нужны определенные компетенции. То есть библиотеки сейчас могут заинтересовать читателей бесплатной, легитимной, качественной информацией, — объясняет Инна. — Например, представляющие особую ценность для нужд бизнеса обзоры товарного рынка, информация о новых технологиях, создании партнерств, слияниях и поглощениях и др., как правило, содержатся в специализированных базах данных, доступ к которым предоставляется на платной основе за большие деньги. А в библиотеке читатель может воспользоваться ими бесплатно.

Примером может служить база данных EBSCO, которая в год обходится университету в десятки тысяч долларов. Мы, к слову, рассказываем о наших базах данных бизнесу, и, как правило, люди очень удивляются, ведь никогда до этого они не рассматривали библиотеки как важный источник информации для бизнес-аналитики.

Вообще проблема информационной культуры сегодня стоит очень остро. Важно не только уметь выявлять из огромных информационных массивов лучшие, а не первые попавшиеся источники информации, но и оценивать риски, связанные с размещением персональной информации в сети, соблюдать информационную гигиену, противодействовать манипулированию в социальных сетях и прочее.

— Информационная культура должна формироваться еще в школе и вузе, — считает Инна. — О чем можно говорить, когда у нас нормальная ситуация для школьника или студента скачать реферат и получить хорошую оценку.

— В Европе за такое просто отчислили бы из вуза, — подтверждает Ольга.

— Да-да, точно отчислили бы. Там обязательно в каждом университете есть программа проверки на плагиат. Причем эту программу используют не только для диссертаций, а для всех работ любого уровня. Это и курсовые проекты, и самостоятельные работы, и так далее. Людей учат очень аккуратно относиться к информации и стимулируют самостоятельную работу с первоисточниками. Все это способствует отбору достоверной информации, которая помогает прийти к правильному выводу, а не к ложным результатам.

К слову, мы сейчас перестраиваем наши программы по информационной культуре для того, чтобы обучать наших студентов этому.


— По поводу библиотек. Не кажется ли вам, что они уже отжили свое? Это неактуально, к сожалению.

— Да, библиотека потеряла монополию на выдачу книг и сейчас теряет позиции на проведение каких-то культурных мероприятий. Их перехватывают книжные магазины, кафе, открытые пространства и клубы, — объясняет Ольга. — Но на самом деле люди хотят, чтобы им сказали, что можно почитать. Им нужен эксперт в этой сфере. Библиотекарь, в отличие от продавцов книжных магазинов или маркетологов издательств, не заинтересован в продажах, он — идеальный эксперт, ориентированный только на качество предлагаемых книг.

На мой взгляд, библиотекам сегодня надо переходить на востребованные обществом форматы продвижения литературы и книг. Больше рассказывать о своих возможностях. Что они, кстати, сегодня и делают. И многие — очень успешно. Кое-какие формы библиотечной работы, конечно, отжили свое. Их заменили и прямо сейчас меняют на новые. Но сама библиотека как социальный институт на данный момент не может быть ничем заменена. Да и в будущем, думаю, не сможет.

— Насколько сейчас востребована художественная литература? Часто люди, вроде бы и читающие много профессиональной литературы, занимающиеся, говорят, мол, зачем это? И почему мы подменяем книги на статусы в соцсетях?

— Я хочу задать встречный вопрос: «А зачем в принципе быть культурным человеком?» — улыбается Инна. — Если такой потребности нет, значит, и не стоит читать. Ведь зачем ходить в те же музеи, театры, кино?

— Современная художественная литература — это отражение того, что происходит. Это какой-то взгляд со стороны. Она помогает осмыслить действительность, — уточняет Ольга. — Иногда отрабатываются те проблемы, с которыми ты в жизни пока не столкнулся, но можешь столкнуться в будущем. Есть целое направление — библиотерапия — что читать из художественной литературы, если у тебя определенная проблема.


Если говорить о детях, то это необходимость, так как жутко нарисованные мультики — это убийство всего, начиная с интеллекта и заканчивая эмоциональной сферой. Есть большое количество современных подростковых книг, помогающих как раз разобраться в сложных темах, на которые не принято говорить в семьях: развод родителей, наркотики, суицид, сексуальные отношения и так далее.

Но самое важное для любого человека именно сейчас, в большом потоке информации, читать книги для того, чтобы разбираться, когда идет манипулирование, агрессивное навязывание одной точки зрения.

Прочтите ту же книгу «Время секонд хэнд» Светланы Алексиевич, чтобы осознать, что сегодня происходит с нами. Чтобы сказать: «Боже, наконец-то я понял, что происходит!»

— Зачастую можно слышать мнение, мол, а что полезного в этих романах, я и так умный, сам до всего дойду…

— Да, сейчас люди стали индивидуалистами. Понятие «коллективизм», которым общество жило до развала СССР, уже не вернешь. Человек сегодня мыслит более рационально. Хорошо или плохо, неизвестно, — рассуждает Инна. — Однако, на мой взгляд, считать, что ты до всего можешь дойти сам, можно, если ты прочел множество книг и у тебя есть определенная культурная база, чтобы воспринимать мир по-разному. В противном случае это банальная гордыня.


— В одной из компаний у нас был недавно спор. Наш знакомый возмущался: «Вот я не понимаю, зачем мне нужен смысл жизни? Что такого от этого знания?» Пришли к выводу, что, может быть, ему смысл жизни и не нужен, раз и так хорошо без него живется? И если нет сейчас потребности, значит, наверное, это не нужно. Но это не тот случай, чтобы навязать и причинить добро, — улыбается Ольга.

— Самое странное, что люди в своем невежестве сейчас не стыдятся признаться. Не читал, но посмотрел рецензию у известного блогера на YouTube и осуждаю…

— Покричать и повозмущаться у нас всегда любили. Вспомните бабушек возле подъезда или мужиков возле магазина, — говорит Ольга. — Просто сейчас стало больше площадок, где это можно сделать. Но то, что пишут в комментариях на форумах или еще где-то, — это не срез общества. Просто те, у кого есть мнение в противовес, не выражают его на этих площадках.


И это снова вопрос информационной грамотности, для которой очень важно критическое мышление. К слову, художественная литература как раз и учит критически мыслить. Все социальные практики уже описаны. Все уже случалось. Вы имеете возможность погрузиться в различные ситуации и наблюдать со стороны подводные камни, характеры, отношения…

Вы можете жить, как жили, слушать, что говорят, и потреблять то, что все потребляют. Если вас это устраивает — все окей. Надеюсь только, что принимать важные для библиотек, литературы и культуры решения будут другие люди.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by